Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Бирская детская школа искусств им. М. Баширова
муниципального района Бирский район Республика Башкортостан
Доклад
Формы и методы повышения мотивации учащихся: традиции и инновации
Преподаватель: Антропова Н.В.
Дата проведения: 12 января
2017 г.
Формы и методы повышения мотивации учащихся: традиции и инновации
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.
Удовлетворение потребностей школьников влияет на их стремление учиться, что в свою очередь сказывается на успешности учебной деятельности.
Для повышения качества музыкального образования необходима интенсификация обучения за счет внедрения новых форм, методов, переосмысления целей и содержания образования. Современная модернизация системы детского музыкального образования вызвана многими проблемами музыкально-педагогического процесса. Одна из них — это проблема повышения мотивации у учащегося к обучению.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Формирование мотивации – это не «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
В настоящее время стоит рассмотреть необходимость внедрения инноваций в обучение игре на фортепиано для повышения мотивации учащихся, но при этом учитывать огромное количество методов воспитания, развития, образования и обучения детей, эффективность которых проверена и доказана выдающимися достижениями отечественной исполнительской школы.
Введение инноваций - это требование современного образовательного пространства. Статья 20 Закона «Об образовании в РФ» гласит, что экспериментальная и инновационная деятельность «осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».
Основными идеями традиционной фортепианной методики всегда были – всестороннее развитие, индивидуальный подход, творческое начало. Главными методическими принципами являются:
- воспитание личности ученика;
- реализация принципов развивающего обучения, где главной целью является развитие способности глубоко разбираться в музыке и самостоятельно работать над произведениями различных стилей;
- творческий подход к проблемам интерпретации;
- органичное сочетание художественного воспитания и творческого обучения:
- особая роль репертуара в оптимальном развитии индивидуальности ученика.
Из традиционных приемов можно выделить следующее:
1. Психологический контакт с обучающимся. Очень многое зависит от эмоциональной атмосферы, царящей на уроке. Налаженный психологический контакт с учащимся и положительные эмоции на уроке способствуют лучшему усвоению учебного материала. Для нахождения психологического контакта с учащимися преподавателю следует «поставить» себя на уровень их знаний, увлечений, воспитания и постепенно, незаметно для учеников «поднимать» их на необходимый уровень. Всё очень просто — преподаватель становится данным учеником, «дышит» их «воздухом» увлечений, входит в круг их школьных новостей, узнаёт их будни по музыкальной школе, по общеобразовательной школе, изучает пианистические возможности ученика и вместе с ним поднимает его профессиональный рост.
2. Участие учащихся в фестивалях и конкурсах. Приобщение учащихся к концертной деятельности, участие в конкурсах активизирует их учебный процесс, сплачивает учащихся с родителями, с преподавателем, с другими учащимися музыкальной школы, адаптирует обучающихся к сцене и направляет на формирование положительных личностных качеств (уверенность в себе, целеустремлённость, работоспособность, терпение и внимание). Выступление на концерте — событие — является основой развивающего обучения, раскрывающего индивидуальность ученика.
3. Организация
самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа – вид деятельности
школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой
помощи учителя выполняются учебные задания.
Самостоятельная работа способствует сознательному и прочному усвоению
знаний, умений и навыков формирования познавательной деятельности.
Г.Г. Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога – скорее быть
ненужным ученику…, т.е. привить ему… самостоятельность мышления, методов
работы, самопознания и умения добиваться цели». Для успешной работы ученика
дома на этапе разбора нового произведения можно использовать памятку:
I этап: Устный анализ нотного текста:
· композитор, название произведения;
· темп, характер;
· тональность, ключевые и попутные знаки;
· размер, точное определение нот, длительности;
· аппликатура и штрихи.
II этап: Ознакомительное проигрывание со счётом вслух:
· умение видеть «вертикаль» (два нотных стана);
· стараться не смотреть на клавиатуру;
· правильная аппликатура;
· слуховой контроль.
III этап: Детальная работа над текстом:
· работа над партиями каждой руки с нахождением и исправлением допущенных ошибок во время ознакомительного проигрывания по схеме устного анализа;
· игра двумя руками.
4. Разучивание пьесы.
Три знаменитых этапа Г.Нейгауза по разучиванию пьесы знают
все педагоги. Но детям это знать не обязательно. Посчитайте
сколько уроков вам отведено до очередного академического концерта
и вместе наметьте план работы. Если это 1 четверть, то чаще
всего это 8 недель по 2 урока, итого 16.
- 5 уроков на разбор и соединение двумя руками;
- 5 уроков на закрепление и запоминание наизусть;
- 6 уроков на художественную отделку.
Если ученику точно
распланировать план работы, то он будет видеть, «на каком
он свете», и сам корректировать свою домашнюю работу.
5. Использование ритуала. Каждое занятие должно иметь три составляющие: развитие техники, закрепление пройденного, разучивание нового. Необходимо приучать ученика к пальцевой разминке как к своеобразному ритуалу. Перед тем как играть, надо пальчики размять! Первые 5 минут занятия – разминка: гаммы, этюды, аккорды, упражнения Ш. Ганона и др.
6. Цель занятий – не игра, а качество. Зачем «долбить от начала до конца», если не получается одно место. Задайте ученику вопрос: «Что проще залатать дырку, или сшить новое платье?». Просто требуйте, от ученика качества! Любимое оправдание всех детей «У меня не получилось!», должно тут же находить встречный вопрос: «А что ты сделал, что бы получилось?».
7. Музыка – это радость. Этот девиз должен сопровождать вас и вашего ученика во всем. Музыкальные занятия дома – это не урок и не наказание, — это хобби и увлечение. Не нужно играть часами. Пусть ребёнок играет в перерывах между выполнением уроков, придаваясь не труду, а своему хобби. Но играет сосредоточенно – без работающих телевизоров, компьютеров и прочих отвлекающих факторов. Изменение отношения ребенка к музыке не как к непосильному труду, а как к тому, что он выбрал сам – это самый верный стимул любой домашней работы.
Из инновационных приемов повышения мотивации можно привести следующие примеры:
1. Расширение репертуара. Постоянное обновление педагогического репертуара – верный признак высокого профессионального уровня преподавателя. Благодаря ресурсам Интернета педагог может найти разнообразную информацию о той музыке, которую он предлагает своему ученику: сведения об изучаемом произведении, его авторе и других его сочинениях, исторических и стилистических аспектах исполняемой музыки.
2. Игра в редактора. Зачем преподносить сухие знания, если можно подтолкнуть ученика на их поиск. Все музыканты знают о ценности грамотной редакции. Попробуйте создать свою редакцию: подпишите аппликатуру, проанализируйте и обозначьте форму, проставьте интонационные лиги и знаки экспрессии. Одну часть пьесы выполните на уроке, вторую задайте на дом. Используйте яркие карандаши, это очень интересно.
3. Синтез искусств и игра в исследователя. Музыка – это полноправный вид искусства, говорящий на своём языке, но языке понятном для людей всех стран. Ученик должен играть осознанно. Пусть дома рисуются картины к музыке, разучиваются стихотворения, пишутся сказки и слушается исполнение. Задайте учащемуся найти три исполнения его пьесы в Интернете – прослушайте и проанализируйте. Пусть музыкант, как исследователь, найдет факты биографии композитора, историю создания пьесы.
4. Повторить 7 раз. Семь удивительное число – семь дней, семь нот. Доказано, что именно повторение семи раз к ряду даёт эффект. Не следует заставлять детей считать цифрами. Вместо этого положите шариковую ручку на клавишу ДО – это раз, РЕ – это второе повторение, и так с повторами передвигаем ручку вверх до ноты СИ. Чем не игра? И дома намного веселее.
5. Муза-вдохновительница. Пусть у вашего ученика появится муза-помощница (игрушка, красивая статуэтка, памятная вещица). Когда находит усталость к ней можно обращаться за помощью и энергетической подпиткой – выдумка конечно, но отлично работает. Особенно при подготовке к концертному выступлению.
Таким образом, фортепианная педагогика всегда будет находиться на пересечении традиций (сохранение культурного наследия) и инноваций (способы освоения и передачи новым поколениям культурного наследия). Поэтому необходимо продолжать работу по изучению накопленного опыта и его внедрению в массовую фортепианную педагогику.
Список литературы:
1. Всероссийская музыкально-информационная газета «Играем с начала». № 4, 2010, М.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 2000.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] / http:www.consultant.ru
4. Хуторской А.В. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании / А.В. Хуторской // [Электронный ресурс] / http:www.eidos.ru/journal/2005/0326.htm.
5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: «Музыка», 1982.
6. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. М.: «Кифара», 2002.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.