Доклад "Информационно-коммуникативные технологии в обучении студентов с ограниченными возможностями".
Оценка 4.7

Доклад "Информационно-коммуникативные технологии в обучении студентов с ограниченными возможностями".

Оценка 4.7
docx
24.02.2021
Доклад "Информационно-коммуникативные технологии в обучении студентов с ограниченными возможностями".
доклад .docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

НА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

 

 

Информационно-коммуникативные технологии в обучении студентов с ограниченными возможностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Синицына С.Г.

 

 

 

 

Информационно-коммуникативные технологии в обучении студентов с ограниченными возможностями

 

В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от преподавателя к студенту. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно-ориентированной системе образования, что можно обеспечить с помощью информационных и коммуникационных технологии (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.

 

Классификация средств ИКТ по области методического назначения.

Средства информационных и коммуникационных технологий:

·         обучающие (сообщают знания, формируют умения и навыки учебной или практический деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения);

·         тренажеры (для отработки умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала);

·         информационно-поисковые и справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации);

·         демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);

·         имитационные (представляют определённый аспект реальности для изучения его структурных и функциональных характеристик);

·         лабораторные (позволяют проводить удалённые эксперименты на реальном оборудовании);

·         моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);

·         расчетные автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции);

·         учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность студентов реализуется в игровой форме).

 

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ.

·         Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения.

·         Повышение продуктивности самоподготовки студентов.

·         Индивидуализация работы самого преподавателя.

·         Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики.

·         Усиление мотивации к обучению.

·         Активизация процесса обучения, возможность привлечения студентов к исследовательской деятельности.

·         Обеспечение гибкости процесса обучения.

 

Развитие познавательной деятельности студентов с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит студентов с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

 

 

В процессе работы в области применения ИКТ могу отметить:

- повышение уровня познавательных процессов у студентов с ОВЗ, благодаря применению информационных технологий.

- повышение уровня личного профессионализма в области информационных технологий и методики коррекционно-развивающей работы.

- формирование мотивационных компонентов деятельности у большинства обучающихся.

Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов, но в условиях индивидуального обучения нецелесообразна.

Студенту с особыми потребностями для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся студенту. Дидактические компьютерные игры подобранные позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить студенту получить собственный опыт. Используя учебно-игровые средства в коррекционно-развивающей работе, могу сказать, что компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

1. Возможность подобрать материал разной степени сложности. Конкретному студенту всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.

2. Сформировать у студента процесс осмысливания собственных навыков.

3. Занятие на компьютере создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

4. Обучающийся стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

5. Студенты меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

9. Глядя на экран монитора, студент сам видит результат своей работы.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию студент получает одобрение, похвалу не только со стороны преподавателя, но и со стороны компьютера.

Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает преподавателю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность преподавателю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Сегодня вызывает множество вопросов дистанционное обучение, им интересуются, его ставят под сомнение.

Под дистанционным обучением мы понимаем такую организацию обучения, при которой студент получает доступ к учебно-методическим материалам и консультациям преподавателя в любое время суток семь дней в неделю и в том месте, где он находится.

Хотелось бы остановиться на возможностях дистанционного обучения студентов с ограниченными возможностями развития. Внедрение компьютерных технологий облегчит, поможет студентам быстро и безболезненно «влиться» в окружающую их жизнь, а также позволит иметь возможность получать доступную информацию более современным способом. Применение компьютерных технологий дает студентам возможность развиваться в новом виде деятельности – работе на компьютере самостоятельно. Возможность обеспечить индивидуальный подход в обучении, подбор адекватных для каждого студента темпа и способа усвоения знаний, а значит и обеспечение индивидуальной системной помощи – вот смысл применения компьютерных технологий.

Работа на компьютере, в том числе и с дистанционными образовательными ресурсами, стимулирует интеллектуальную деятельность студентов, развивает пространственное мышление, память, логику, внимание, приучает работать самостоятельно, принимать решения и самому справляться с поставленной задачей, помогает лучше развивать мелкую моторику рук.

Используя элементы дистанционного обучения в своей практике, преподаватель старается обеспечить активизацию роли учащегося в собственном образовании (в выборе направлений, форм и темпов обучения. Дистанционные формы обучения значительно упрощают процесс межличностной коммуникации, устраняют многие проблемы психологического характера, связанные с ним. Студент, находящийся на домашнем обучении, получает возможность общения с педагогами-профессионалами, со сверстниками, независимо от их территориальной расположенности

Опыт индивидуальной работы со студентами с ОВЗ показывает, что студенты с большим интересом воспринимают новый, дистанционный вид работы. Когда появилась возможность дистанционной консультации через Skype и работы с документом совместного доступа, у студентов возник интерес. Во-первых, они почувствовали себя в привычной «компьютерной среде», где они успешны. Во-вторых, преподаватель мог проконтролировать выполнение заданий на всех уровнях и подсказать, как правильно его сделать, где допущены ошибки.

Обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья на расстоянии во многих отношениях похоже на индивидуальное обучение, тем не менее, имеет ряд существенных отличий.

Преподаватели, работающие со студентами в дистанционном режиме должны выполнить те же общие задачи, что и их коллеги в традиционных условиях обучения с категорией студентов с ОВЗ, однако их пространственная удаленность от студентов означает, что ряд проблем обучения приобретает специфические формы. Например, студенты часто чувствует себя неуверенно из-за отсутствия рядом педагога и внятной оценки своих успехов или неудач в обучении из-за недостаточной обратной связи с преподавателем и, чаще всего, с другими студентами. Эта неуверенность студентов увеличивается вследствие того, что структура и логика некоторых курсов не слишком ясны.

Для решения этих проблем необходимо проходить со студентами в  три стадии работы. Сначала подготовительный этап (очный) - обучение дистанционной работе. Затем попытка студента работать самостоятельно, под очным контролем преподавателя или со Skype-сопровождением (очно-заочный этап). И только затем, когда студент почувствует себя уверенно, можно переходить к третьему дистанционному этапу.

При обучении студентов с ОВЗ можно реализовать различные формы и различные дистанционные технологии: использую документы совместного доступа в Google, видеоурок, работу в Skype.

Работу в Skype большинство из нас уже освоили, но эта работа не даёт необходимой наглядности и зависит от качества интернет – соединения.

Несмотря на то, что дистанционное обучение только входит в нашу жизнь, оно по праву завоёвывает право быть одной из важнейших частей обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья, во многом помогая им реализоваться как личность, быть значимой частью общества.

Литература:

1) http://www.prodlenka.org;

2) http://rostov.ito.edu.ru;

3) Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. «Дистанционное обучение на пороге XXI века» М. «Мысль».

4) Ковалёв Д.С. «Место и роль дистанционного обучения в системе образования студентов с ОВЗ» http://www.lokos.net


 

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Информационно-коммуникативные технологии в обучении студентов с ограниченными возможностями

Информационно-коммуникативные технологии в обучении студентов с ограниченными возможностями

В процессе работы в области применения

В процессе работы в области применения

Работа на компьютере, в том числе и с дистанционными образовательными ресурсами, стимулирует интеллектуальную деятельность студентов, развивает пространственное мышление, память, логику, внимание, приучает работать самостоятельно, принимать…

Работа на компьютере, в том числе и с дистанционными образовательными ресурсами, стимулирует интеллектуальную деятельность студентов, развивает пространственное мышление, память, логику, внимание, приучает работать самостоятельно, принимать…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2021