Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа 32
х. Грушевого муниципального образования Белореченский район
«Инновационная деятельность-условие развития образовательного учреждения».
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Учитель истории и обществознания
МБОУ ООШ32
Белякова Наталия Николаевна
х. Грушевый 2018 год
Цель: развитие познавательного интереса у учащихся при помощи ИКТ для формирования личностных компетенций.
Задачи: Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей ученика. Компьютер используется как самое совершенное информационное средство, на уроках гуманитарного цикла, наряду с использованием книги, телевизора, видеомагнитофона.
В условиях становления новой образовательной парадигмы, обновления содержания образования идет интенсивный поиск эффективных форм и технологий организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:
- обеспечить высокий уровень качества образования выпускников;
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
- сформировать навыки самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
- повысить мотивацию к сотрудничеству, проявлению коммуникативных умений.
Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время- явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности жить и работать в непрерывно меняющемся мире.
Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сферах общественной жизни. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. Все это привело к появлению нового типа культуры – информационной. И овладевать ее люди начинают с самого раннего детства. Поэтому использование информационных технологий в школе объективный и естественный процесс, это требование сегодняшнего дня.
Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. Понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности.
Большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира оказывает мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров. Поэтому необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации.
Применение интерактивных технологий на уроке сегодня очень актуально. Об этом говорят современные исследования.
Мы получаем и обрабатываем информацию:
Процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом:
Мы запоминаем:
• 10% того, что читаем
• 20% того, что слышим
• 30% того, что видим
• 50% того, что видим и слышим
• 80% того, что говорим
• 90% того, что говорим и делаем.
В последнее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много:
-перегруженность школьных программ,
-оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.
Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить, но как это сделать. Анализ обозначенных проблем определил цель моей педагогической деятельности как обеспечение необходимого уровня усвоения школьниками систематизированных знаний по истории через формирование познавательных интересов, формирование способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании, развитие ИКТ-компетентности.
В связи с этим определяются задачи:
1. Обеспечение качества усвоения знаний по истории.
2. Развитие общеучебных умений и навыков.
3. Содействие развитию ИКТ-компетентности.
4. Организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности.
Для решения этих задач может помочь сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
1. сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;
2. приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
3. использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
4. установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;
5. активизировать познавательную деятельность учащихся.
Внедрение интерактивных технологий имеет ряд преимуществ:
1. Знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий
2. Широко использовать показ репродукций картин художников
3. Демонстрировать графический материал ( таблицы, схемы)
4. «Оживлять карты»
5. Активизировать учебный процесс и т.д
Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:
• Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного
• Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков
• Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы
На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти.
На этапе закрепления и контроля возможно использовать электронные тестовые задания, которые позволяют оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.
Кроме того у учащихся появляется возможность стать участниками сетевых викторин, олимпиад, участвовать в творческих интерактивных проектах.
Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
У китайского народа есть поговорка «Я слышу и забываю, Я вижу и запоминаю, Я делаю и понимаю». Этой поговоркой можно охарактеризовать существующие модели обучения:
· Пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
· Активная - ученик выступает «субъектом» обучения(самостоятельная работа, творческие задания)
· Интерактивная - inter (взаимный), act (действовать).Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Процесс приобщения учителей к компьютеру шел долго, но в настоящее время все поняли, что он настоящий помощник для каждого учителя. Во-первых, компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Во-вторых, имея компьютер, учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. В-третьих, компьютер позволяет вести электронный журнал. Его очень легко создать, используя прикладную программу Microsoft Office — редактор таблиц Excel. В-четвертых, компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ОГЭ. В-пятых, компьютер позволяет творческому учителю создавать свои образовательные ресурсы, то есть создавать собственные презентации.
Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории и обществознания
В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке истории целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.
Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих вариантах:
1)Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Одним из таких инструментов является программа PowerPoint. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Все презентации, используемые на уроках можно свести к трем основным типам. Во-первых, это компьютерный диафильм с использованием анимации, во-вторых, презентации для уроков обобщения и повторения, в-третьих, простые презентации с показом информации в виде текста, рисунков, фотографий и видеофрагментов. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. В своей работе я использую презентации на уроках изучения нового материала. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, то есть, начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации. Например, по разделу «Россия в первой половине XIX века», «Древняя Греция», «Экономическая сфера жизни общества», «Духовная сфера жизни общества», «Семейное право» и т.д. Опыт работы показывает, что целесообразно использовать данную модель информатизации на уроке не более 10-15 мин., что связано с утомляемостью обучающихся. Если презентация используется на всем протяжении урока, т.е. является его основой, то ее необходимо сочетать с другими формами работы. На уроках повторительно-обобщающего типа я использую метод интерактивных игр, когда составляются презентации по типу «Звездный час». Такая форма организации урока позволяет охватить большой по объему изученный материал, включать различного рода иллюстрации, фрагменты карт, фото и виде материалы, элементы анимации и звукового сопровождения. Метод интерактивных игр применяется во всех классах, при изучении истории и обществознания. Мною разработано несколько таких игр: «Загадки Древнего Египта», «Древняя Спарта», «По страницам истории Древнего Рима», «Средневековое путешествие», «Человек среди людей», «Культура XIX века», «Петровская Россия», «Семь чудес света», «Государство», «Династия Романовых», «Россия в годы ВОв».
2. Флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий. Среди них можно выделить фильмы «Русско-японская война», «В пламени Афганистана», «Сталинградская битва», «Ленинград».
3. Работа с готовыми электронными изданиями. Использование готовых электронных изданий очень удобно для учителя, т.к. позволяет сэкономить время при подготовке учителя к уроку. К ним относятся: электронные энциклопедии, CD-диски, электронные учебники, интерактивные карты. Электронные энциклопедии используется как справочный материал, и выполняют в основном иллюстративную функцию. Данный вид электронных изданий позволяет познакомить обучающихся на уроке с дополнительным материалом и документами. В своей работе я использую такие пособия, как «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; «Государственные символы России», «Человек и общество». Например, при изучении в 7 классе в курсе обществознания темы «Власть», обучающиеся сталкиваются с таким понятием, как государственная власть. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения государственных символов России.
Так же в своей работе я использую CD-диски из серии Уроки отечественной истории 19-20 вв., Уроки Всемирной истории 18-19 вв. Уроки разработаны соответственно современным требованиям подготовки выпускников 8-9-х классов. В себе содержат 55 готовых уроков, 960 медиаиллюстраций, 1480 энциклопедических статей, более 180 видеофрагментов, 610 тестов, 23 анимации, 480 терминов и понятий. Этот уникальный проект Академии образования, позволил по-другому взглянуть на образовательный процесс в целом и преподавание истории в том числе. Диски содержат прекрасно разработанные интерактивные карты, линия времени, словари, которые способствуют быстрому поиску информации, а для более эффективного использования возможностей электронного издания разработаны специальные интерактивные тренажеры по освоению стандартных знаний, умений и навыков, а также логически сложных тем.
4. Анимационные карты. Использование анимационных карт позволяет «оживить» рассказ учителя, сделать его более наглядным. На таких картах прекрасно показана каждая часть сражения, действия сторон, со звуковым сопровождением. Эти приемы повышают интерес обучающихся к теме урока. Применение на уроках анимационных карт позволяет более эффективно проводить работу по формированию картографических умений и навыков обучающихся.
5. Интерактивные тесты и тренажеры по истории и обществознанию 5-9 кл. Электронные тесты удобны тем, что они наглядны. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный ответ. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий. Например, тест для 6 класса «Культура Древней Руси», для 7 класса «Знаки и символы». Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле обучающимся предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.
Так же в своей работе я использую тренажеры для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам ОГЭ. Обучающиеся читают инструкцию, самостоятельно выполняют весь тест, и после обработки заданий, видят свой результат. В итоге каждый получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть - как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у обучающихся возникли затруднения с тем или иным вопросом, то они в любой момент могут вернуться к теории и еще раз изучить материал. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить выпускников к ОГЭ.
3. Использование информационных технологий во внеурочной деятельности
Сегодня все чаще говорится о кризисе духовности в обществе, поэтому не случайно, что в современной системе образования цели обучения и воспитания — едины. Рамки урока узки и условны, поэтому внеурочная деятельность важна для раскрытия возможностей каждого ребенка. Таким образом, внеурочная деятельность или внеклассная работа играет большую роль в воспитании учащихся и работе с одаренными детьми. По сравнению с классно-урочной системой внеклассная работа имеет свои особенности: многообразие форм и видов: групповые занятия, викторины; занимательность материала.
Основные формы внеурочной деятельности, которые я использую в работе:
1. Организация предметных недель (организация различных игр, викторин, КВН). Мультимедиа-презентации для таких мероприятий создаются с минимумом текста и богатым иллюстративным материалом. При проведении мероприятия ИКТ должны играть вспомогательную роль. Для примера я выбрала три мероприятия разного рода и вида:
1. «Умники и умницы». Для проведения игры я делю класс на две команды. И вывожу на экран задания различного вида на экран, даю командам время для обсуждения и потом переходим к ответам. Такие викторины могут содержать задания – угадай политического деятеля, объясни красивое название, шарады, вопрос-ответ и т.д.
2. «Историческая битва». Интерактивная игра составлена по типу «Своя игра». На слайд выводятся Разделы, где содержатся вопросы разные по баллам, которые может набрать команда. Учащиеся выбирают любой уровень сложности заданий, отвечают на вопрос и в случае правильного ответа получают заслуженные баллы. Выигрывает тот игрок, или та команда, которая наберет большее количество баллов.
3. «Герой Отечества». Викторина состоит из различного рода заданий («расположите по хронологии», «узнай героя», «соотнесите», «почемучка», «исторический словарь», «Вопросы от Ю. Лермонтова»). Каждое задание содержит несколько вопросов и команды по очереди отвечают на них.
2. Подготовка научно-исследовательских работ обучающихся. Обучающиеся нашей школы активно занимаются научно-исследовательской деятельностью по истории, обществознанию и краеведению. Результаты исследовательской деятельности оформляются в виде рефератов, исследовательских и проектных работ, которые проходят апробацию на научно-практических конференциях, конкурсах и мероприятиях различного уровня. Для каждого выступления составляется презентация в виде слайд-шоу, которая выполняется как самостоятельно обучающимся так и совместно с учителем. За время моей работы совместно с обучающимися были подготовлены следующие научно-исследовательские и проектные работы с презентациями: «Хутор Грушевый в годы ВОв», «Первые учителя и ученики моей школы », «Станичные ремесла: «Земля отцов – моя земля» «Судьба страны - с судьбе семьи».
3. Организация проектной деятельности обучающихся через создание презентаций. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом.
Использование метода проектов позволяет:
• Оперативно обмениваться информацией, идеями, планами
• Формировать коммуникативные навыки культуры общения
• Добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать на любые расстояния
• Развивать ключевые компетенции
• Расширить кругозор
• Развить лидерские и организационные качеств личности учащихся
По опыту можно сказать, что обучающиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и результаты всегда хорошие Результатами метода проектов можно считать создание проектов по истории и обществознанию учащимися 6-9 классов («Мое Отечество», «Дети войны», «Бюджет школьника», «Моя семья» и др.); создание проектов по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции», «Древний Рим»
С помощью данного метода реализованы социальные проекты « Спасибо деду за победу!», «Родина ими гордится!»
4) На уроках обществознания можно организовать работу с источниками (например, с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами).
Изучив данный вопрос, я пришла к выводу, что интерактивные технологии, как технологии формирующие компетенции учащихся могут использоваться на факультативных, индивидуальных занятиях;
для организации проверочных уроков, тестирования; при проведении вводных лекций; в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов.
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения:
При этом необходимо соблюдать нормы использования компьютеров для детей разных возрастов.
Таблица 1. Возрастные особенности работы на ПК
1 – 4 класс |
5–7 класс |
8–9 класс |
15 минут |
20 минут |
25 минут |
Таблица 2. Критические точки усвоения учебного материала на уроке
1 – 4 мин. |
5 – 23 мин. |
23– 34 мин. |
60 % |
80% |
45 –60% |
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Данный вывод подтверждают и результаты анкетирования:Проведенное среди учащихся
анкетирование показало, что
а) необходимость проведения уроков с использованием ИКТ признают 100% опрошенных учащихся;
б) 87% опрошенных считают, что уроки с использованием ИКТ заинтересовывают в теме урока, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью;
в) 59% опрошенных признали, что именно уроки с использованием ИКТ подтолкнули их к началу проектной деятельности и работе в научном обществе учащихся;
г) 86% опрошенных считают, что именно уроки с использованием ИКТ помогли им овладеть навыками грамотного поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта, созданного в результате (будь то презентация, доклад и т.д.).Немаловажным результатом можно считать тот факт, что учащиеся свои проекты, подготовленные к урокам и внеклассным мероприятиям, стали представлять на конкурсах разного уровня и не раз занимали призовые места.
Литература
1. Белиловская М.Е. Информационные технологии в образовании. -«Информатика ПС» 1999г, № 47 с.29
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика . - Питер 2004 с.183-201.
3. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.
4. Иванов Д.А., Митрофанова К.Г., Соколова О.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. –М.: 2003.
5. Информатизация образования: декларации и реальность. // Информатика 1995.№ 8, с.12.
6. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2002. - № 4. – С.53.
7. Киреева Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов . «Инновации в образовании». 2002. № 4. с.38-39.
8. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. «Школьные технологии» 1999 №2 с. 10-21, №3 с.3-19.
9. Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6, с. 26.
Интернет – ресурсы
Ø http://pedsovet.su/
Ø www.school-collection.ru
Ø http://members.tripod.com/~sesna/oldeast/
Ø http://rome.webzone.ru/
Ø http://www.kemet.ru/
Ø http://www.magister.msk.ru/library/revolt/revolt.htm
Ø www.consultant.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.