Доклад из опыта работы на тему "Педагогические технологии как механизм реализации системно-деятельностного подхода в системе воспитательной работы"
Оценка 4.8

Доклад из опыта работы на тему "Педагогические технологии как механизм реализации системно-деятельностного подхода в системе воспитательной работы"

Оценка 4.8
Семинары
docx
воспитательная работа
СCУЗ, ВУЗ
13.01.2020
Доклад из опыта работы на тему "Педагогические технологии как механизм реализации системно-деятельностного подхода в системе воспитательной работы"
В данной статье описаны современные технологии и методики, используемые в воспитательной работе для реализации системно-деятельностного подхода.
доклад.docx

Доклад

 

«Педагогические технологии как механизм реализации системно-деятельностного подхода в системе воспитательной работы»

(Из опыта работы воспитателя Трушко Ольги Владимировны)

 

В стандарте ФГОС уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе и системности в его реализации. Наряду с учебной деятельностью важным средством формирования системно-деятельностного подхода учащихся является внеурочная работа. Внеурочная работа призвана научить ребенка думать, творить, отстаивать свои убеждения, но при этом не забыть, что все самое замечательное в мире написано людьми и для людей. Стандарты нового поколения требуют от нас обеспечения развития личности учащегося на основе усвоения способов деятельности. Следовательно, перед каждым педагогом стоит задача: отбор и оптимальное использование педагогических технологий, наиболее эффективно обеспечивающих выполнение требований стандарта. Главная моя задача как педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес школьников к внеурочной деятельности. Хочу поделиться опытом работы в этом направлении. Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка  через создание благоприятных условий. Чтобы выстроить свою работу, наметить пути решения, мной совместно с психологом школы была проведена диагностика, направленная на изучение и развитие личности учащегося. Исходя из этого, можно выделить основные элементы диагностики. Первый элемент диагностики - это личность самого воспитанника. В каком направлении происходит развитие личности ученика? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Узнать об изменениях, происходящих в личности школьника, можно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием учащихся в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно-деятельностных играх, погружающих учащегося в сложный мир человеческих отношений; в организуемых групповых дискуссиях по актуальным проблемам. Второй элемент диагностики — это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности учащегося. Создавая условия для реализации системно-деятельностного подхода  использую современные технологии и методики во внеурочной работе. С целью мониторинга развития учащихся  применяю в своей деятельности метод «Портфолио», который  позволяет мне оказывать учащимся поддержку в социальном самоопределении, определять траекторию индивидуального развития личности школьника, закладывать дополнительные предпосылки для успешной социализации детей. Безусловная ценность данного метода заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Каждый  воспитанник имеет портфолио, содержащее разнообразную информацию:  результаты внеурочной деятельности, учебные достижения, результаты деятельности в классном коллективе и мн. др. Все достижения и успехи, творческие работы  фиксируются  в портфолио школьников. Портфолио является инструментом повышения качества процессов учения: поддерживает высокую мотивацию школьников, поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообразования, развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою учебную деятельность. Очень важным компонентом системно-деятельностного подхода являются здоровьесберегающие технологии. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления  здоровья учащихся в своей работе использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Реализация данной технологии происходит через участие школьников в различных акциях, конкурсах, соревнованиях,  днях здоровья и т.д., подвижных играх на свежем воздухе. При подготовке и проведении мероприятий создаю максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья детей, строю работу на основе личностно-ориентированного подхода, учитываю  возрастные особенности учащихся, их работоспособность, соблюдаю гигиенические требования во время проведения самоподготовки, прогулки. Во внеурочной деятельности  использую также технологию коллективно-творческого дела, которая направлена на развитие творческих, интеллектуальных способностей, реализацию коммуникационных потребностей, обучение правилам и формам совместной работы. Данная методика предполагает  участие каждого ребенка в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.  В процессе КТД каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективно-творческие дела позволяют создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. Учащиеся приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и развитие личности учащегося на основе усвоения способов деятельности. Очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал сопричастность к проводимому мероприятию, чтобы мог получить опыт, свой собственный, от взаимодействия с социумом. В таких условиях лучше раскрывается потенциал ученика. Именно поэтому любая деятельность класса должны быть содержательной и разнообразной. Дети не любят обтекаемых и пустых занятий, им важно чувствовать результат, и после всего необходимо поощрение. Перед детским коллективом лучше всего ставить увлекательную цель, чтобы она манила их и тянула за собой, подвигая к деятельности. Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Поэтому в своей работе применяю  информационно-коммуникационные технологии, что способствует формированию умений работать с информацией, развитию коммуникативных способностей учащихся, подготовки личности «информированного общества», формированию исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Использование  ИКТ развивает у учащихся  независимость, творческую активность, самостоятельность, уверенность в себе, готовность к принятию решений, способность к самореализации, инициативность, целеустремленность, рефлексию, позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность. Детям младшего школьного возраста использование ИКТ позволяет совершать виртуальные «экскурсии» по городам нашей Родины,  экскурсы в далекое прошлое, изучать произведения искусства. Использование  ИКТ делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения и воспитания.  Некоторые учащиеся уже самостоятельно  готовят презентации, сообщения, информационный блок к различным видам деятельности. В своей деятельности  использую метод проектов. Использование проектной деятельности позволяет сформировать активную жизненную позицию учащихся, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности. Например, были подготовлены коллективные проекты «Семейные традиции», «Улицы опаленные войной», «Дымковская игрушка», разработанные вместе с учащимися. Проектный метод представляется  актуальным и важным в свете введения нового федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения живости и притягательности процесса познания; сотрудничества, сотворчества учащихся и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию, способом развития способностей ребёнка.

Итак, системно-деятельностный подход – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность педагогу творить, искать, становиться в содружестве с учащимися, мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учащихся универсальные учебные действия (они потому и названы универсальными, что имеют смысл не только в предметном, но и в социально-воспитательном контексте) – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Незаметно летит время, меняются поколения: новые приоритеты, высокие технологии. А жалобы родителей и учителей остаются прежними: «Он не хочет учиться», «Совсем не думает о будущем». Мы забываем о главном. О том, что каждый ребёнок – маленький росток, в котором изначально заложено стремление к развитию. Поэтому важно не столько вразумить, сколько вдохновить. Не просто принуждать, а вселять веру в свои силы и способность преодолевать сложности. Именно поэтому,  необходимо строить работу так, чтобы каждый нашёл себя в интересной для него деятельности, проявил себя как личность и в то же время стал частью дружного коллектива, помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный и разумный выбор жизненных позиций. Ребенок проявляется и развивается в деятельности. Эта закономерность и положена в основу принципа системно-деятельностного подхода в воспитании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад из опыта работы на тему "Педагогические технологии как механизм реализации системно-деятельностного подхода в системе воспитательной работы"

Доклад из опыта работы на тему "Педагогические технологии как механизм реализации системно-деятельностного подхода в системе воспитательной работы"

Доклад из опыта работы на тему "Педагогические технологии как механизм реализации системно-деятельностного подхода в системе воспитательной работы"

Доклад из опыта работы на тему "Педагогические технологии как механизм реализации системно-деятельностного подхода в системе воспитательной работы"

Доклад из опыта работы на тему "Педагогические технологии как механизм реализации системно-деятельностного подхода в системе воспитательной работы"

Доклад из опыта работы на тему "Педагогические технологии как механизм реализации системно-деятельностного подхода в системе воспитательной работы"

Доклад из опыта работы на тему "Педагогические технологии как механизм реализации системно-деятельностного подхода в системе воспитательной работы"

Доклад из опыта работы на тему "Педагогические технологии как механизм реализации системно-деятельностного подхода в системе воспитательной работы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020