Авторская программа дополнительного образования
военно-патриотической направленности «Память»
Составитель: учитель
технологии УВК №1
г. Шахтерска Донецкой обл.
Лапенко Галина Михайловна
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать, располагает к тому, чтобы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, прививать навыки исследовательской работы.
В настоящее время у школьников заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей.
Знания о родном крае - существенная его часть. В то же время краеведение - плодоносное поле для самостоятельных учебно- исследовательских поисков школьников, обладания ими начала творческой деятельности, выработки умения понимать истинные ценности прошлого, настоящего и будущего. Краеведческая работа помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования.
Основополагающая идея школьного воспитания и обучения - единство интересов личности, общества, государства .Эта идея имеет прямое отношение к краеведению, как к одной из составляющих в решении этой задачи. Ведь справедливы слова: прежде ,чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Надо знать их прошлое ,традиции, жить их жизнью и заботами.
В процессе модернизации образования все большую актуальность приобретают воспитательные системы гражданского, патриотического направления.
Тема семьи является приоритетной в краеведческой работе. Учитывая то, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось, если не в полном забвении, то в основательном пренебрежении. Сегодня актуально внедрить в жизнь семьи элементы культурного формирования семейных традиций, домашних архивов ( фото, награды, письма и т.д.). Воспитывать любовь к семье - стратегическая задача в работе кружка, в краеведческой работе.
Каждый человек проходит через школу. Она многими нитями связана с окружающим миром, прежде всего, с семьей, родителями учителями, одноклассниками. Поэтому магистральной темой краеведческой работы является тема « Мир детства» (раздел «Школа»). Дети узнают много интересного о своей школе, ведь она скоро отметит свой 65-летний юбилей. Родители многих детей и , даже, дедушки и бабушки - выпускники нашей родной школы. Среди них педагоги, врачи, инженеры, ученые, летчики, военные, корреспонденты, люди разных профессий, герои и ветераны труда.
Родной край - наша малая родина. Малая, но очень значимая и родная для каждого из нас частичка Родины. Эти понятия с детства близки каждому . Эту частичку следует познать и изучить юным краеведам. Ведь в названии нашего поселка, его улиц памятников - история, человеческие судьбы. Поэтому мы обязаны знать историю своего родного поселка . Дети должны знать и с уважением относиться к ветеранам Великой Отечественной войны, всем пожилым людям , ценить и беречь мир. Дети узнают много интересного об истории родного города , о людях, которые множат его славу, ознакомятся с книгой о городе Шахтерске.
Таланты , творчество и традиции родного края - ведущий раздел программы, основное направление в работе кружка .
В этом разделе - поиск талантливых людей, народных умельцев, интересные встречи с ними, организация выставок , выставок-ярмарок, изучение народных традиций, освоение старинных техник различного ручного рукоделия, обмен опытом по выполнению приемов по изготовлению изделий; изготовление поделок, сувениров для поздравлений ветеранов войны и труда, изготовление подарков для детей Шахтерского приюта, школы-интерната, для детей из малообеспеченных семей.
Цели : Воспитание достойного гражданина своей Родины, патриота, знающего и любящего свой край, свой город, желающего внести свой вклад в его развитие и процветание.
Задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего города;
- формирование и развитие гражданских качеств, патриотического отношения к Родине и родному краю, пробуждение деятельной любви к своей малой родине;
- формирование толерантного поведения;
- укрепление семейных связей; изучение жизни края в семье через беседы; совместное чтение краеведческой литературы; семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- воспитание уважения к людям, к труду, к народным традициям;
- воспитание коллективизма, товарищества, чувства гордости и ответственности за свою Родину;
- воспитание стремления знать о своей родине как можно больше;
- формирование у детей активной жизненной позиции, адаптация их к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
-ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
-формирование способности и готовности к использованию полученных краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
Методы по преимущественному источнику получения знаний:
Словесные , наглядные, практические;
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:
Репродуктивные,объяснительно-иллюстративные,проблемно-поисковые, исследовательские.
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов.
Срок реализации программы - 1уч. год
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Занятия проводятся ежедневно (по одному часу).
Прогнозируемые результаты:
Наиболее важными предполагаемыми результатами по реализации программы считаю:
- воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине; -воспитание уважительного отношения к героическому прошлому; - создание условий для раскрытия способностей подростка, как гармонично развивающейся личности; -использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения и укрепления семейных традиций, культуры и быта своего края.
Программа реализуется через:
Работу кружка на базе Шахтерского УВК №1 по следующим направлениям:
- изучение истории своей семьи и истории малой родины;
- изучение истории родной школы, ее традиций;
- встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ветеранами трудового тыла;
- участие в проведении мероприятий ко Дню Победы, ко Дню освобождения Донбасса, в митингах, военно-спортивных праздниках.
В период проведения занятий будет создана лекторская группа, которая будет проводить экскурсии по организованным выставкам, а также команда, которая будет участвовать в различных соревнованиях по школьному краеведению.
УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
|
Введение. Сообщение целей и задач кружка на новый учебный год .Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Знакомство со структурой и документацией. Формирование коллектива кружка. Организация совета кружка «Память». Обсуждение и составление плана работы. |
4
|
1 |
Р.1. История страны – история семьи. Т.1.Беседа «История страны - история семьи». Т.2.Моя родословная. Т.3.Семья и ее роль в нашей жизни. Т.4.Традиции моей семьи. Т.5.Профессии моих предков. Т.6.Семейные реликвии. Т.7.Заглянуть в семейный альбом. Т.8.Моя семья, мой отчий дом. Т.9.Сбор материала на тему « Судьба моего родственника». Т.10.Орден в моей семье. Награды близких. |
24 2 2 2 2 2 4 2 2
4 2 |
2 |
Р.2.Школа - родной дом. Т.1.Из истории нашей школы. Т.2.Жизнь школы в разные годы. Т.3.Атрибуты школьной жизни. Т.4.Пройдись по школьным этажам. Т.5.Сделаем школу еще красивее. Т.6.Мои школьные друзья. Т.7.Последние школьные события и новости. |
24 4 2 2 2 8 2 4 |
3 |
Р.3.Родной край. Т.1.Понятие «малая родина». Т.2.История нашего города. Т.3.Природа родного края. Т.4.Загадочный мир названий. Т.5.Знай и изучай свой край. |
74 2 4. 4 2 2 |
|
Т.6. Наш шахтерский поселок. Его характеристика, достопримечательности. Т.7. Славные шахтерские династии. Т.8. О славных тружениках нашего поселка. Т.9. Шахтерск, родной, мы выросли вместе с тобой! Т.10.Чтобы город стал еще краше. Т.11.В час великих испытаний. Величие подвига народа в Великой Отечественной войне. Т.12.В жизни всегда есть место подвигам . Т.13.Это нужно не мертвым , это нужно живым. Т.14.Они освобождали Донбасс. Памятники героям. Т.15.Саур – Могила, подвиг твой бессмертен! Т.!6. Герои рядом живут. Т.17.У памятника минута молчания. Т.18.Их именами названы улицы. Т.19.У вечного огня. Т.20.Куда б ни шел, ни ехал ты… Т.21.Донбасс никто не ставил на колени! |
6 4 4 2 4
4 4 4 4 4 6 4 4 2 2 2 |
4
5
|
Р.4.Таланты, творчество и традиции родного края. Т.1. Талантами богат наш край . Т.2. Встречи с народными умельцами. Т.3. Народные промыслы родного края. Т.4. Возрождение старинных промыслов. Т.5. Изготовление поделок , сувениров. Т.6. Организация акции «Твори добро». Т.7. Организация выставок работ декоративно- прикладного творчества. Т.8. Организация и проведение мастер- классов. Т.9. Изучение народных традиций, традиций родного края. Экскурсии. Обобщение и подведение итогов за уч. год. ИТОГО: |
30 2 2 2 2 8 2
4 4 2
2
156 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
№ зан. |
Содержание учебного материала |
Кол-во часов |
дата |
1
2 3
4
|
Введение. Сообщение целей и задач кружка на новый учебный год. Правила поведения, техники безопасности во время занятий. Знакомство со структурой и документацией. Формирование коллектива кружка, организация его совета. Обсуждение и составление плана на уч. год. |
( 4)
1 1
1 1 |
|
5 6 7 8 9 10
11
12
13
14
15-16
17-18 19
20
21 22
23
24
25
26
27 28 |
Разд.1.История страны - история семьи. Т.1.Беседа «История страны - история семьи». Т.1.Сообщения уч-ся «Из истории моей семьи» Т.2.Моя родословная (сбор материалов). Т.2.Моя родословная ( древо жизни, зарисовки.) Т.3.Семья и ее роль в нашей жизни ( беседа). Т.3.Сообщения уч-ся о роли семьи в нашей жизни ( сбор материалов, обсуждение). Т.4.Народные традиции. Традиции моей семьи (беседа.) Т.4.Творческие ученические презентации «Традиции в моей семье». Т.5. Профессии моих предков. Профессии моих родителей (беседа). Т.5.Интересные факты о профессиональном становлении родителей. Т.6.Семейные реликвии .Говорим о самом ценном. Т.6.Сообщения учащихся о семейных реликвиях. Т.7.Заглянуть в семейный альбом .Семейный альбом - отражение нашей жизни. Т.7.Альбом мы бережно храним (интересные рассказы , показ фотографий). Т.8.Моя семья, мой отчий дом ( беседа). Т.8. Папа, мама, я - дружная семья! (викторина, веселые старты). Т.9.Сбор материала на тему «Судьба моего родственника». Т.9.Написание очерка о родственнике, герое Великой Отечественной войны. Т.9. Лучшие очерки - к публикации в местной газете «Знамя победы». Т.9. Презентация собранных материалов о судьбе родственника. Т.10. Орден в моей семье ( беседа). Т.10. Награды близких (ветеранов войны и труда)
|
(24) 1 1 1 1 1
1
1
1
1
1
2 2
1
1 1
1 1
1
1
1 1 1
|
|
29 30-31 32
33
34
35 36 37
38
39-42
43-46
47 |
Разд.2 Школа – родной дом. Т.1.Из истории нашей школы ( беседа ) Т.1 Сбор и изучение материалов о нашей школе. Т.1.Знакомство с книгой о родной школе « Школьные годы», изданной к 60-летию УВК №1. Т.2.Жизнь школы в разные годы(беседа, обсуждение). Т.2.Сообщения учащихся о школе, полученные от родителей, которые учились в СШ №3 ( УВК №1). Сбор материалов о школе . Т.3.Атрибуты школьной жизни родителей . Т.3. Атрибуты современной школьной жизни. Т.4. Пройдись по тихим школьным этажам ( встречи с выпускниками школы). Т.4.Рассказы о далеких годах родной школы (беседы с выпускниками давних лет). Т.5. Сделаем школу еще красивее. Трудовые десанты(работы по благоустройству школьного двора и прилежащей территории). Совершенствуем школьный интерьер (обновление стендов, создание декоративных композиций, озеленение холлов, рекреаций и т.п) Изготовление различных атрибутов к школьным праздникам. Т.6. Мои школьные друзья. Диспуты «Какой он, |
( 24) 1 2
1
1
1 1 1
1
1
4
4 |
|
48 49-50
51-52 |
настоящий друг?», «Дружба – всего дороже!». Т.7. Последние школьные события и новости. Участие в издании школьной газеты «Ступеньки». Т.7.Обновление разделов стендов « Достижения учащихся», «О работе кружков и спортивных секций». |
2
2
2 |
|
53 54
55-56
57-58
59 60
61-62
63
64 65
66 67
68 |
Разд.3. Родной край. Т.1. Понятие « Малая родина» (беседа). Т.1.О том, что нам особенно дорого ( сочинение для себя и друзей « Моя родина» ). Т.2. История нашего города. Сбор информации, фотодокументов ,старых газет, брошюр о нашем городе. Т.2.Знакомство с книгой о нашем родном городе « Шахтерск. Время. События. Люди.» Т.3.Природа родного края ( беседа). Т.3. «Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой?»( чтение стихов известных поэтов о Родине, о родном крае; сочинение собственных стихов). Т.3.Изучаем природу родного края ( климат, почва, растительность, полезные ископаемые). Общение с природой. Т.4. Загадочный мир названий ( название города, улиц, парков, площадей и т.д). Т.4.Расскажи о своей улице ( проза, стихи). Т.5. Знай и изучай свой край ( географическое положение, население, уровень экономического потенциала, достопримечательности). Т.5. Демонстрация слайдов «Природа Донбасса». Т.6.Наш шахтерский поселок. Топографическая карта. Т.6 Характеристика , исторические сведения о нашем поселке. |
(74) 1
1
2
2 1
1
2
1 1
1 1
1
1 |
|
69 -70 71- 72
73-74
75-76
77-78
79- 80
81
82
83-84
85
86
87
88-89
90
91 -92
93-94
95-96 |
Т.6.Наш поселок ( прошлое, настоящее). Т.6.Наш поселок, его достопримечательности ( демонстрация слайдов , фотографий). Т.7.Славные шахтерские династии ( поисковая, исследовательская работа). Т.7.Сбор материалов , информации о шахтерских династиях. Т.8. О славных тружениках нашего поселка. Люди разных профессий. Т.8. О ветеранах, героях труда (сообщения учащихся, рассказы об интересных людях). Т.9.Шахтерск,родной,мы выросли вместе с тобой! ( истории о разных человеческих судьбах). Т9. Шахтерск, родной , живи , расцветай и пой! ( детское видение будущего нашего города и поселка). Т.10. Чтобы город стал еще краше ( творческие индивидуальные проекты детей). Т.10.Диспут « Чтобы ты изменил , если бы стал мэром нашего города?» Т.10. За что я люблю свой город ? ( размышления вслух). Т.11. В час великих испытаний. Величие подвига народа в Великой Отечественной войне(беседа). Т.11. Просмотр художественного фильма «Они сражались за родину» (обсуждение фильма). Т.11.Конкурс чтецов « Никто не забыт , ничто не забыто». Т.12 .В жизни всегда есть место подвигам (беседа). Т.12.Расскажи о героических людях (презентация ученических очерков). Т.13.Это нужно не мертвым , это нужно живым. ( знаем и помним всех ветеранов поселка; сбор материалов ,информации). |
2
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1
1
2
1 2
2
2 |
|
97-98
99-100
101-102
103-104
105-106
107-108 109-110
111- 112
113-114
115 -116
117-118 119-120 121-122
123-124
125-126 |
Т.13. Это нужно не мертвым , это нужно живым (организация благотворительной акции). Т.14. Они освобождали Донбасс (сбор материалов о защитниках Донбасса). Т.14.Памятники героям ( сбор материалов ,фото, информации, фактов; трудовые десанты - уборка прилежащих к памятникам территорий) . Т.15.Саур-Могила, подвиг твой бессмертен ! (изучение информации и сбор материалов о Саур - Могиле). Т.15.Изучение материалов о защитниках Саур - Могилы. Т.16. Герои рядом живут. Что мы о них знаем? (поисковая, исследовательская, благотворительная работа) . Т.16.Встречи с ветеранами, участниками Великой Отечественной войны. Т.17.Посвящаем Вам, герои ! ( пишем стихи, посвященные защитникам нашей Родины). Т.17.У памятника минута молчания ( участие в митинге, посвященном празднованию дня Победы). Т.18.Их именами названы улицы (улица Гастелло, улица Расковой и др.) Т.19.У вечного огня ( возложение цветов, парк «Юбилейный»). Т.20. Куда б ни шел , ни ехал ты … (беседа с учащимися ). Т.21.Донбасс никто не ставил на колени! ( тематическое занятие, подготовленное кружковцами). |
2
2
2
2
2
4
2
2
2
4
2
2
2 |
|
127-128 129-130 131-132
133-134
135-136
137-138
139-140
141-142
143-144
145-146
147-148
149-150
151-152
153-154
155-156 |
Разд.4.Таланты,творчество и традиции родного края. Т.1.Талантами богат наш край ( поиск талантливых людей – поисково-исследовательская работа). Т.2. Встречи с народными умельцами. Т.3.Народные промыслы родного края ( сбор материалов, информации, фотографий). Т.4.Возрождение стародавних промыслов ( сбор информации, материалов, фактов, старинных изделий). Т.5. Изготовление творческих изделий (поделки, сувениры в подарок дорогому человеку). Т.5.Изучение техники старинного плетения (изготовление ковриков из ветоши). Т.5.Плетение изделий из лозы ( несложные изделия из домашней старинной утвари). Т.5.Изготовление игрушек из глины. Роспись игрушки. Т.6.Организация и проведение акции «Твори добро!» Т.7.Организация выставки работ декоративно- прикладного творчества , выполненных руками кружковцев. Т.7. Организация благотворительной выставки- ярмарки. Т.8.Организация и проведение мастер-класса «Плетение из лозы» ( подставка под горячее). Т.8.Организация и проведение мастер-класса «Миру – мир!» (поделки в технике оригами). Т.9. Изучение народных традиций, традиций родного края (беседа, просмотр слайдов).
Разд.5. Обобщение и подведение итогов за уч. год.
ИТОГО: |
(30)
2 2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
156 |
|
Методическое обеспечение программы
Занятия кружка будут проводиться в мастерской трудового обучения, где соблюдаются все санитарно- гигиенические нормы, имеется аптечка, уголок по охране труда , стенд «Правила внутреннего распорядка в мастерской».
В мастерской организованы различные тематические композиции по разным видам народного творчества, имеются образцы старинных интерьерных изделий ( вышитые скатерти, дорожки ,салфетки, рушники , тематические картины, вышитые женская и мужская сорочки ; некоторые образцы старинной домашней утвари ручной работы (прялка, кухонные дощечки с росписью, качалочки, деревянные ложки , деревянные пестики, кувшины ( глечики ); изделия, плетеные из лозы (корзинки, вазочки); изделия из соломки; обереги , куклы- мотанки; вязаные и плетеные изделия из пряжи и нитей. Очень много интересных изделий, выполненных по новым современным техникам и технологиям.
Атмосфера кабинета располагает к творческому, познавательному труду .Вот почему одно из ведущих направлений в работе кружка - это декоративно-прикладное творчество, а вернее сказать - народное творчество ( Раздел 4. «Таланты, творчество и традиции родного края»). Для работы в этом направлении в кабинете имеются различные дидактические материалы: образцы изделий, необходимая для работы литература, инструкционно-технологические карты, плакаты, учебные видеоматериалы на электронных носителях, творческие презентации учащихся. Разыскивая талантливых людей поселка, общаясь с ними , дети будут многому учиться: трудолюбию , старательности, порядочности , умению ценить народное искусство. Благотворительные акции (« Твори добро») воспитывают у детей доброту, щедрость души , коллективизм.
Для работы в направлении «История страны - история семьи» ( Раздел1) будут использованы историческая литература, семейные архивы, альбомы, рассказы людей. Главная цель работы в этом направлении – воспитание у детей любви к своей семье , к своей Родине, уважения к родителям, к старшему поколению. Поисковая работа в этом направлении ( традиции семьи, профессии предков, семейные реликвии, награды близких и т.д.) обязательно приведет к познанию своей семьи , ее истории, а следовательно, будет способствовать воспитанию в детях чувства благодарности, любви к своим близким, родным, к своей семье.
« Школа - родной дом» (Разд.2 ) - подспорьем в работе в этом направлении будет сама наша красивая школа. Детям очень хочется знать : какая же она была много лет назад, когда в ней учились их папы и мамы ? Прояснение внесут сохранившиеся старые плакаты с фотографиями, газеты со статьями о школе, ее учениках, учителях. Знакомство с книгой о родной школе , ее выпускниках, учителях «Школьные годы» ( издана к 60-летию УВК№1 в 2011году) даст детям ответы на некоторые поставленные вопросы. Однако, чтобы больше узнать об истории родной школы, детям предстоит большая поисковая работа ( жизнь школы в разные годы, ее выпускники, учителя).
« Родной край» ( Разд.3) – очень интересный раздел данной программы, самый обширный. Дети многое узнали о Донбассе на уроках географии, занимаясь в школьной библиотеке ,готовя уроки дома. Краеведческая кружковая работа на первое место ставит задачу довести до детей весомое понятие « малая родина». Большой спектр вопросов предстоит изучить, исследовать: история нашего шахтерского поселка; шахтерские династии; герои живут рядом; они освобождали Донбасс; их именами названы улицы и др. Знания будем черпать из найденных старых газет, брошюр о Шахтерске . Дети многое узнают из большой книги «Шахтерск. Время. События . Люди.» На занятиях кружка будут использоваться презентации творческих проектов учащихся , электронные презентации по различным темам программы , слайды, собранные учителем и учащимися материалы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Для учителя :
- Школьные годы. К 60 - летию УВК №1 ( СШ № 3) Донецк: Норд-Пресс. 2011.-224с.
- Шахтерск. Время. События. Люди. Издательство ТОВ « Крион» г.Киев,27.11.2008.
- Тропинки родного края. Методическое пособие. Стаенная О.О. г.Луганск,2010,104с.
- Формирование валеологического мировоззрения. Учебно-методическая серия открытой педагогической школы. К: Издательство « Плеяда», 2005, 120с.
- Семья и Родина. Патриотическое воспитание школьников по В. Сухомлинскому. Киев «Школьный мир», 2011.
- Народное искусство .Знание. Серия искусство. А.С. Канцедикас. Издательство «Знание», Москва, 2004.
- Природа умелым рукам . С.Приходько .Научно- популярное пособие для школьников. К: « Веселка», 2001.
- Проектная деятельность учащихся (обслуживающие виды труда), Сиротенко Т.А., Славянск -2010.
- Плетение из лозы. Секреты мастерства. « Феникс» Ростов-на-Дону «Цитадель- Трейд» Москва, 2007.
- Учитесь рукоделию. Э.Н.Джигурда - Литвинец -Киев.:Реклама, 2001,56с.
- Прикрась свой дом А.П. Гура, Киев. «Техника», 1998.
2. Для обучающихся:
- Школьные годы. К 60-летию УВК №1 ( СШ №3) Донецк: Норд- Пресс. 2011.- 224с.
- Шахтерск. Время. События. Люди. Издательство «Крион» Киев,200.
- Вышивка в современном костюме. А.Д. Черноморец. Киев « Реклама» ,1998.
- Школьникам о керамике . С.А. Недилько. Киев « Реклама», 2006.
- Проектная деятельность учащихся( обслуживающие виды труда), Сиротенко Т.А., Славянск, 2010.
- Народное искусство. Знание. Серия искусство. А.С. Канцедикас Москва ,2001.
- Тропинки родного края. Методическое пособие для школьников, О.О. Стаенная, Луганск, 2010.
- Формирование валеологической убежденности. Учебно-методическая серия открытой педагогической школы К : «Плеяда», 2005 .
3. Для родителей:
- Семья и Родина. Патриотическое воспитание школьников по трудам В. Сухомлинского. Киев, «Школьный мир», 2011.
- Наш дом. А. П. Гура , К.: « Техника», 2008.
- Природа умелым рукам . С. Приходько, К: « Веселка» , 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.