ГОУ ЛНР «Стахановская средняя школа №18»
Доклад к городскому семинару учителей ИЗО и музыки
Тема: «Развитие познавательного интереса на уроках ИЗО и музыки».
подготовила: учитель ИЗО I категории
ГОУ ЛНР «Стахановская
средняя школа №18»
Ковтун Светлана Николаевна
2016-2017 уч.г.
Доклад к семинару учителей ИЗО и музыки по теме «Развитие познавательного интереса на уроках ИЗО и музыки».
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас в стенах нашей школы на семинаре учителей изобразительного искусства и музыки. Сегодня мы поделимся с вами опытом, как в нашей школе осуществляется работа по развитию познавательного интереса учащихся на уроках ИЗО, музыки.
В.А. Сухомлинский сказал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Но как нам, учителям прикладных дисциплин, вызвать это желание учиться у всех учащихся без исключения? Дать ответ на этот вопрос мы постараемся, опираясь на опыт известных педагогов, используемый в нашей работе, а также на свой педагогический опыт.
Давно замечено, что если учащиеся действительно стремятся овладеть знаниями, умениями, навыками, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Но очень часто учителя сетуют на то, что дети, даже самые любознательные, с широким кругозором, не хотят учиться. А ведь если говорить о природной любознательности человека, то познавательная активность характерна для всех детей, поступающих в школу. Однако, она явно уменьшается по мере перехода из класса в класс.
По моим наблюдениям, примерно до десяти лет, дети рисуют, поют, овладевают техникой игры на музыкальных инструментах с удовольствием, независимо от их таланта, а в старшем возрасте число детей, рисующих по собственному желанию (помимо уроков в школе), выступающих в вокальных конкурсах, тематических концертах, резко сокращается.
В младших классах авторитет уроков изобразительного искусства, музыки достаточно высок: в числе любимых их называет каждый третий ученик, тогда как в 6-8 классах рейтинг данных уроков значительно ниже.
По моему мнению, одной из причин этого послужило малое количество часов (1 час в неделю). Это привело к тому, что сложилось неверное отношение к предметам не только среди детей-подростков, но и среди родителей. Многие рассуждают, что «ИЗО, музыка – несерьёзные, да и совсем неважные предметы, они не влияют на переход ученика из класса в класс, не влияют на окончание школы или поступление в ВУЗ». Такая позиция многих родителей приводит к тому, что их отношение неминуемо передаётся ребёнку. Психологически ребёнок готов, что он не будет художником, певцом или музыкантом – ведь об этом говорят родители, а значит можно не очень стараться и на уроках, и дома. Но школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками и музыкантами. Уроки ИЗО, согласно образовательным стандартам, должны сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.
Важность и необходимость своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос среди учеников и родителей, где пригодятся знания, умения, полученные на уроках ИЗО, музыки. Разговоры о том, что каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать искусство не только своего народа, но и мировое культурное наследие, уметь со вкусом украсить интерьер своего дома, изготовить своими руками сувенир, открытку для друзей, - в наше время не являются убедительными.
Но существует ещё один аспект, о котором говорится крайне мало и редко. И этот аспект мы стараемся осветить на родительских собраниях. Проводя педвсеобуч с родителями, мы, учителя прикладных дисциплин, доводим до сведения, что каждая художественная техника, используемая на уроках ИЗО, развивает ребёнка физически, а также подготавливает его к таким сложным предметам, как геометрия и даже к русскому языку. Дело в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находится память, логика, речь и грамотность. «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев», - утверждал В.А. Сухомлинский, «Рука – это инструмент всех инструментов», - рассуждал Аристотель, «Рука – это своего рода внешний мозг», - такой вывод сделал Кант. Необходимо у ребёнка развивать различные области рук, предплечья, кончики пальцев, чтобы в семье не прозвучал приговор – «дисграфия» (нарушение письменной речи). Ученик может теоретически знать все правила правописания, но, когда дело доходит до практики (диктант, изложение, сочинение), «не срабатывает» связь между рукой и головным мозгом, автоматическая грамотность отказывает и появляется масса ошибок. Всего этого можно избежать, если ученик систематически на уроках ИЗО и дома выполняет работы различными художественными материалами в разных техниках. Так, на своих уроках я использую тонкую графическую работу карандашом, шариковой и гелевой ручкой, которая развивает координацию движений; лепку, которая развивает пальцы рук. Задания, выполняемые в живописных техниках, которые способствуют большей свободе и раскованности всей руки; для улучшения освоения пространства, объёма, глубины я использую работу с бумагой (бумагопластика).
Правильно сформированная мотивация учения, которая вызывает познавательный интерес к изучаемым предметам – это решение вопросов развития и воспитания личности. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся, а значит – может способствовать развитию учебной мотивации.
А.В. Луначарский в книге «Основные принципы трудовой школы» писал: «Предметы эстетические: лепка, рисование. Пение, музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным: трудовое и научное образование, лишённое этого элемента, было бы бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки». Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребёнок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нём доброты, переживания и сочувствия окружающему его миру.
Актуальность данной темы заключается в том, что повышение мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках ИЗО способствуют формированию мировоззрения школьников, интенсификации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, формированию личности, соответствующей требованиям современного общества.
Современное общество благодаря научно-техническому прогрессу развивается быстрыми темпами и диктует новые требования развития личности. Общие задачи обучения: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных видах деятельности, отвечающих современным требованиям, направленным на воспитание конкурентно-способной личности.
Ученик должен уметь:
-ставить цель и добиваться её;
-общаться;
-адаптироваться к ситуации;
-ориентироваться в мире;
-самостоятельно добывать и применять знания, умения, навыки;
В ряде исследований было доказано, что знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения у учащихся при их применении в конкретных ситуациях. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остаётся формализм, который проявляется в отрыве теоретических положений от умения применять их на практике. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему. Одна из главных задач современного образования – повышение мотивации на уроках. В результате повышения мотивации у учащихся на уроках ИЗО, развивается познавательный интерес к искусству, дети становятся более активными и творчески раскованными.
А что же такое мотивация? Мотивация – это побуждение к действию и результат (материальный или идеальный), достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация бывает:
ВНЕШНЯЯ – не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Например, метод стимулирования. Родители используют материальный стимул. Нужно поощрять ребёнка за знания и умения, иначе он будет выпрашивать у учителей хорошие оценки. Также к внешней мотивации можно отнести различные методы повышения интереса к предметам школьной программы. Здесь идёт речь об использовании различных игровых технологий, наглядных пособий, новых форм обучения.
ВНУТРЕННЯЯ – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. Некоторым учащимся доставляет радость сам творческий процесс на уроках изобразительного искусства.
В своей работе на уроках ИЗО я развиваю мотивацию, которая важна для конкретного ребёнка. При всём многообразии мотивов, существуют общие факторы, влияющие на их развитие. Вашему вниманию я предлагаю те факторы, которые влияют на развитие познавательного интереса учащихся на моих уроках.
Вашему вниманию я предлагаю те факторы, которые влияют на развитие познавательного интереса учащихся на моих уроках.
1. Фактор «Оттенки чувств». Для меня важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные, ответы, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детскими эмоциями. Учу детей отстаивать свою точку зрения, не бояться высказывать своё мнение, уча раскрывать своё видение прекрасного.
2. Фактор «Интерес». Урок изобразительного искусства не может быть скучным и неинтересным. Чтобы активизировать познавательную деятельность я прибегаю к использованию интерактивных методов, к межпредметной связи.
3. Фактор «Успех». Каждый ученик понимает успех по-своему. Однако, я не выдумываю успех для ребёнка и хвалю его за это. Я отмечаю те моменты, когда ребёнок действительно прилагает много усилий и у него что-то получается. Я стараюсь всегда быть честной с детьми. Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приводят к хорошим результатам. Важно. Чтобы после проведённого занятия в душе каждого ребёнка остался праздник творчества.
4. Фактор «Новизна». На каждом уроке ученику интересно получать новые знания, приобретать новые умения и навыки.
5.Фактор «Комфорт». Важно, в каком кабинете проходит урок (оснащение, санитарное состояние, наличие учебных принадлежностей). Физический комфорт влияет на подсознательное восприятие материала.
6. Фактор «Компетентность учителя» (компетентность – совокупность компетенций; наличие знаний, опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области). Чтобы мотивировать детей, надо быть интересным для них. Сейчас дети имеют возможности получить информацию из интернета, а мне надо опережать детей во всём, постоянно заниматься самообразованием. Также необходимо верить в творческий успех учащихся и быть заинтересованной в конечном результате. Многие работы учащихся я отправляю на городские выставки, конкурсы. Грамоты, дипломы стимулируют творческое совершенство. Многих учащихся привлекаю к созданию декораций для школьных театральных постановок, к созданию сценических костюмов.
7.Фактор «Личностно-ориентированный подход». Личностно-ориентированный подход требует включение в учебный предмет многих различных видов, жанров, техник, посредством которых ученики могут реализовать свои творческие замыслы. Одним из условий разрешения кризиса художественного творчества на моих уроках становятся учебные и творческие задания, позволяющие школьнику реализовать свой замысел путём выбора того вида, жанра или техники ИЗО, к которому у него есть наибольшая склонность. Это позволяет мне включить в обучение не только классические виды изобразительного искусства, но и широкие, разнообразные возможности, заложенные в близких к ним жанрах, техниках, художественных материалах, как традиционных, так и современных. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же я стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальную работу с учащимися я веду так, чтобы все учащиеся, в особенности те ребята у которых не всё получается, проявили большее желание и стремление учиться и не отставать от учеников наиболее успешно выполняющих творческую работу. Научить ребенка работать самостоятельно, с полной отдачей сил и создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Развивая индивидуальные способности, склонности и интересы каждого учащегося с учетом их возможностей; направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность, которую обучающиеся демонстрируют на выставках и конкурсах детских работ.
8. Фактор «Использование информационно-коммуникационных технологий». Этот фактор помогает мне рационально организовать и активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся; сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия; вовлечь в процесс активного обучения категории детей с низкой мотивацией.
9. Фактор «Оценивание». На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют «правильно» или «неправильно». Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуация успеха, которую необходимо создавать на уроках.
10. Фактор «Применение технологий творческого проектирования». Этот фактор:
-формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивает общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, формирует не просто умения, а концепции, т.е. умения, сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности, развивает познавательный интерес учащихся, реализует принцип связи обучения с жизнью;
-самостоятельно и охотно обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление;
Приоритетной формой организации деятельности по формированию информационно-коммуникативных компетентностей в 5-7 классах на уроках ИЗО является работа над проектом.
Многообразие видов деятельности (рисование по памяти, по памяти и представлению, с натуры, рисование на темы, иллюстрирование, декоративная работа, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и окружающем мире и т.д.) и форм работы с учениками (индивидуальная, групповая, фронтальная) стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.