Доклад
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам свой опыт работы по теме: «Организация и проведение оздоровительных и закаливающих мероприятий с использованием музыкального сопровождения».
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования опирается на системный подход к освоению ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях непрерывного образования.
Во ФГОС ДО прописано, что для обеспечения физического развития ребенка необходимо становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Сегодня я поделюсь своим опытом работы с детьми по развитию движений с использованием музыкального сопровождения.
В ходе своей работы убедилась, что дети с большим интересом занимаются, когда использую музыкальное сопровождение, больше развивается двигательное творчество и накапливается двигательный опыт детей. Мотивы активных действий разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Не забывая о том, что каждое движение ребенку должно доставлять радость, натолкнуло меня на мысль более широко использовать музыкальное сопровождение во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
· Охрана и укрепление здоровья детей
· Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
· Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
· Воспитание потребности в здоровом образе жизни
· Обеспечение физического и психического благополучия
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.
· В группе созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия.
· В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием.
· В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми разработана система профилактической и коррекционной работы
Объем использования музыкального сопровождения в практике нашего детского сада весьма большой, это комплексы утренней гимнастики под музыку, подобрана музыка по содержанию и степени воздействия на организм ребёнка для проведения гимнастики после сна, создана фонотека для праздников и развлечений, составлена картотека музыкально подвижных игр, физкультминуток.
Одной из первых форм работы с детьми в детском саду является утренняя гимнастика один из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Удачно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счет воспитателя. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у воспитателя появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь. Привыкнув к звучанию музыки во время выполнения физкультурно-оздоровительных мероприятий, дети легко переключаются с выполнения одного задания на другое в соответствии с изменением характера музыки, что позволяет сократить время на словесные указания.
Следующей формой работы с детьми является физкультминутки. Проводятся они воспитателем по мере необходимости (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания образовательной деятельности по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. Общеизвестно, что физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне.
Физкультминутка с музыкальным сопровождением — это танцевальные упражнения, импровизированные движения.
Музыкальные физкультминутки в детском саду выполняются под определенную музыку. Обычно они сопровождаются определенными танцевальными движениями, которые выполняются под пение детей и воспитателя.
Особенно интересной является дидактическая игра. Малыши с удовольствием выполняют упражнения, которые сопровождаются стихотворениями, считалками или загадками.
На сегодняшний день существует множество готовых физминутки, которые можно использовать в режимных моментах на любую тему.
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
В ходе пальчиковых упражнений, музыка
оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются
выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность,
слитность, переключаемость.
Движения с музыкальным
сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти,
воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во
времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком музыкального произведения.
Благодаря музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.
Для проведения пальчиковой гимнастики мной используется музыкальное сопровождение, разработанное Железновыми Сергеем Станиславовичем и Екатериной Сергеевной.
Закаливание – это система мероприятий, направленных на защиту и приспособление организма к колебаниям внешней среды (периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей земли и т. д.)
В нашем детском саду закаливание применяется круглый год и используются доступные в определенное время года виды закаливания: закаливание водой, закаливание воздухом. Самыми доступными и простыми приемами мы пользуемся ежедневно: обширное умывание, полоскание горла, воздушные ванны.
Закаливание также сопровождается музыкой. В данном случае очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей процедуре, положительно влияющей на эмоциональный тонус детей. Одной из наиболее известных песен является песня «Если хочешь быть здоров, закаляйся». Но существуют и другие песенки-игры, разработанные специально для водных процедур: Умываемся, Водичка, Хлоп-Шлеп, Шаги по воде и другие.
Результатами музыкально-оздоровительной работы стали:
· Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
· Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
· Повышение уровня физического развития.
· Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
· Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
У меня все. Спасибо за внимание!
Я готова ответить на ваши вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.