Доклад "Критериальное оценивание на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6

Доклад "Критериальное оценивание на уроках русского языка и литературы

Оценка 4.6
docx
01.04.2024
Доклад "Критериальное оценивание на уроках русского языка и литературы
Доклад _Критериальное оценивание на уроках русского языка и литературы_.docx

Заседание ГМО

учителей русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему:

«Критериальное оценивание

на уроках русского языка и литературы.

Преимущества критериального оценивания».

 

 

 

 

 

Подготовила: учитель МБОУ Школы №20

Мамлеева Г.Н.

 

 

 

 

 

Саров, 2024

В последнее время всё чаще мы слышим о так называемом критериальном оценивании.

Чтобы понять, что такое критериальное оценивание, проведём мысленный эксперимент. Условно разделим традиционный результат обучения в школе, наши знаменитые ЗУНы, на три части. В одной окажутся только знания, которые приобрёл ученик за все годы учёбы в школе; в другой – только умения, которыми он овладел; в третьей – только навыки, которые у него сформировались. Знания будем оценивать по некоему критерию А, умения – по критерию Б, а навыки – по критерию С.

Краткое описание содержания критерия

А – знание и понимание. Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях 

В – исследование. Учащийся исследует какое-либо задание, применяя умения, находит решение, описывает с помощью языка филологии его выполнение. 

С – коммуникация. Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения

Функции критериального оценивания:

- обучающая;

- контролирующая;

- развивающая;

- воспитывающая;

- диагностическая;

- мотивационная.

Задачи критериального оценивания:

1. Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса.

2. Анализ достижения учениками краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой.

3. Мониторинг индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика.

4. Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы.

5. Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности.

6. Мониторинг эффективности учебной программы.

7. Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала.

Практическая значимость:

1. Оценивается только работа учащегося.

2. Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее.

3. Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей.

4. Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Данный вид оценивания позволяет:

1. Учителям:

- разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;

- иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

- улучшить качество преподавания;

- выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

- использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

- вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

2. Ученикам:

- использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

- знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

- участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

- использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

3. Родителям:

- получать доказательства уровня обученности ребенка;

- отслеживать прогресс в обучении ребенка;

- обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Технология критериального оценивания способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени «судьи в последней инстанции», способствует формированию у учащихся навыков: самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.

Преимущества технологии критериального оценивания на уроках русского языка и литературы:

- объективность оценивания: оценивается конкретная работа, а не ученик;

- мотивация учеников к самостоятельной деятельности;

- наглядность процесса оценивания (подробно разработанные дескрипторы);

- выявление трудностей и их причин;

- стремление учеников преодолевать трудности;

- развитие навыков самооценивания;

Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания. Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель – учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока.

Критерии оценивания должны быть подготовлены учителем заранее, а при необходимости, они могут быть разработаны совместно с учащимися. Например, учитель перед выполнением проверочной работы просит учащихся в группах или в парах обсудить критерии оценивания, по которым будет оцениваться работа. По итогам озвученных критериев совместно с учащимися учитель выбирает приоритетные критерии. Важно помнить, что учитель должен обсуждать, объяснять критерии оценивания учащимся во избежание непонимания ими критериев. Содержание критериев должно быть изложено понятными доступным языком. Они должны быть представлены учащимся наглядно (написаны на доске, плакате и др.). Критерии оценивания разрабатываются и используются при применении всех видов оценивания: диагностического, формативного, суммативного.

Например: перед написанием сочинения учитель представляет ученикам следующие критерии оценивания:

1. Соответствие содержания сочинения теме.

2. Использование не менее трех цитат.

3. Использование изобразительно-выразительных средств (метафор, сравнений).

4. Соблюдение правил пунктуации.

5. Наличие вывода.

6. Использование информации из дополнительных источников.

Критерии оценивания при суммативном оценивании помогают сфокусировать внимание учеников на результате обучения. При проверке работ учеников учитель оценивает все достижения учащихся и отмечает все проблемы относительно заявленных критериев. По итогам проверки работ учитель должен предоставить свои рекомендации (обратную связь) ученикам. В некоторых случаях учитель может вернуть работы учеников на доработку и лишь после доработки выставить отметку.

Оценивание осуществляется в определенные моменты освоения и преподавания учебной программы для оценивания знаний и / или понимания обучающихся на соответствующем этапе. Подобное оценивание можно классифицировать как «суммативное», поскольку оно суммирует знания ученика, установленные в соответствии с предварительно разработанными критериями (критериальное оценивание).

Формирующее (текущее) оценивание предназначено для определения текущего уровня сформированности ключевых компетенций в процессе повседневной работы в классе. Оно позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочёты до проведения констатирующей работы.

При выведении итоговых отметок формирующие оценки не учитываются.

Констатирующее (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности ключевых компетенций при завершении изучения блока учебной информации и проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, проекты, контрольные и т.д.). Отметки, выставленные за эти работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчётные периоды (четверть, полугодие).

Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.

Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.

Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги учащегося по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение, тем больше балл по данному критерию.

Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы. Уровни достижения учащегося по каждому критерию последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата и оцениваются определенным количеством баллов.

Государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования.

Констатирующее (итоговое) оценивание позволяет определить уровень сформированности учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Констатирующая работа выставляется по всем критериям, каждый из которых отмечается баллами.

Выводы:

1. Критерии оценивания должны быть основаны на целях обучения, и в процессе обучения учитель всегда должен обращать внимание учащихся на критерии оценивания.

2. Критериальное оценивание учебных достижений учащихся позволяет сделать процесс выполнения работы целенаправленным, а процесс оценивания – прозрачным.

3. Критерии оценивания должны быть понятными учащимся.

4. Критерии оценивания должны быть озвучены до начала выполнения проверочных работ.

5. Критерии оценивания могут быть разработаны совместно с учащимися.

Как создать критериальную работу?

1 шаг:

- проанализировать содержание темы, к примеру, раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика»;

- просмотреть, какие требования к ожидаемым результатам обучения по теме;

- продумать виды проверочных работ (работа с текстом, контрольная работа, устный опрос).

2 шаг:

- выделить итоговые работы (тесты, диктант с грамматическим заданием и др.) и продумать, какие критерии использовать.

Что такое успешность ученика по русскому языку? Это прежде всего такие критерии:

1. Знание и понимание  изученного материала.

2. Мышление – исследование какой-нибудь задачи, умение отвечать на вопросы.

3. Коммуникация – способность высказать собственную точку зрения, доказать и обосновать при необходимости.

4. Применение – умение  создавать тексты, диалоги; использование новых знаний, методов и правил в различных вариантах.

5. Рефлексия – умение размышлять о правильности  выбранного метода.

3 шаг:

- подобрать задания  в соответствии с критериями.

4 шаг:

- создать рубрикатор оценивания и создать  проверочный лист.

Здесь видны результаты работы каждого ученика по каждому критерию и итоговой балл ученика, который будет по шкале оценивания переведён в оценку.


 

Заседание ГМО учителей русского языка и литературы

Заседание ГМО учителей русского языка и литературы

В последнее время всё чаще мы слышим о так называемом критериальном оценивании

В последнее время всё чаще мы слышим о так называемом критериальном оценивании

Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы

Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы

Родителям: - получать доказательства уровня обученности ребенка; - отслеживать прогресс в обучении ребенка; - обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения

Родителям: - получать доказательства уровня обученности ребенка; - отслеживать прогресс в обучении ребенка; - обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения

При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока

При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока

Подобное оценивание можно классифицировать как «суммативное», поскольку оно суммирует знания ученика, установленные в соответствии с предварительно разработанными критериями (критериальное оценивание)

Подобное оценивание можно классифицировать как «суммативное», поскольку оно суммирует знания ученика, установленные в соответствии с предварительно разработанными критериями (критериальное оценивание)

Государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания

Государственные образовательные стандарты основного общего образования предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания

Что такое успешность ученика по русскому языку?

Что такое успешность ученика по русскому языку?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2024