Доклад Мо Нравственное воспитание детей с ОВЗ
Оценка 4.6

Доклад Мо Нравственное воспитание детей с ОВЗ

Оценка 4.6
docx
20.12.2020
Доклад Мо Нравственное воспитание детей с ОВЗ
Доклад Мо Нравственное воспитание детей с ОВЗ.docx

Нравственное воспитание детей с ОВЗ

        Добро творить, как воздухом дышать, –

Потребность, людям данная от Бога.

Лучами сердца мир отогревать,

И отдавать, и не считать, что отдал много…”

Марианна Озолиня

 

Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности учащегося, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические.Слайд 2Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями ребенок социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка с нарушением интеллекта. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Развитие морального сознания ребенка с ОВЗ происходит через восприятие и осознание содержания воздействий,  которые поступают от педагогов, и от окружающих взрослых людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Проблемы нравственного воспитания детей с ОВЗ

Воспитание «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:Слайд 3

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2)  эти детиотличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

3) семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, поступающие из подобных семей, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода»;

4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

Нравственное воспитание и обучение умственно отсталых ребят в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения воспитанников, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Основной смысл деятельности воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт.

Педагог должен направить деятельность воспитанников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

Можно условно выделить две группы методов нравственного воспитаниядетей с умственной отсталостью:Слайд 4

1.        Методы формирования нравственного сознания, направленные на понимание и принятие нравственных идеалов и принципов общественно-социального поведения:

 – разъяснительные, информационные методы  (беседы, положительные примеры, которые взяты из жизни, экскурсии, использование художественной литературы и предметов искусства и обсуждение прочитанного и увиденного). В связи с приобретением новой информации ребенок вырабатывает нравственные оценки и представление об окружающем мире;

 – практические методы — это ситуации, организованные педагогом, и направленные на формирование навыков ручного труда, самообслуживания и др. Сюда входят: разнообразная художественная деятельность, совместные прогулки, спортивная терапия и другое ;

 – оценочный подход — применяется совместно с другими методами воспитания. Этот метод определяется использованием поощрений за положительные результаты и успехи ребенка, и наказанием за проступки. Слайд 5

2.        Методы формирования навыков и привычек общественного поведения, воплощающиеся в самых разнообразных ситуациях и видах деятельности — трудовой, игровой, общественной, практической и другой.Слайд 6

Методы воспитания принято делить по характеру воздействия на воспитанника, это — убеждение; – упражнения; – поощрения; – наказание.

Метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. Для этого можно использовать разнообразную художественную литературу, примеры из истории и жизни людей. Метод убеждения можно использовать при обсуждении различных вопросов.

 Воздействовать на мотивацию умственно-отсталого ребенка помогает метод стимулирования, подразумевающий под собой становление у воспитанника осознанных побуждений. Метод стимулирования включает в себя поощрение и наказание. Благодаря возбуждению позитивных эмоций, методом поощрения закрепляются положительные привычки и навыки, вселяется уверенность, повышается самооценка. Есть разнообразные формы поощрения: похвала, одобрение, награда, благодарность педагога и пр. Используя этот метод при работе с умственно отсталыми детьми, воспитатель должен стараться использовать метод поощрения для мотивации и стимуляции их деятельности. Кроме того, очень важно при организации учебной, трудовой, воспитывающей, и других видах деятельности педагогом моделировать ситуацию успеха, в которой заведомо (независимо от прогнозируемого результата) ребенок поощряется как успешный.
Благодаря методам стимулирования, у ребенка формируется умение давать верную оценку своему поведению. Это способствует коррекции сознания ребенка, выбору мотивов и целей.

Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания понятий этики и морали. Необходимо выяснить, что знают дети об этике отношений между людьми, как они понимают понятия: «доброта», «честность», «справедливость». При помощи разъяснения воспитанникам можно разъяснить нравственно-социальные нормы поведения, принятые в обществе в отношениях между людьми. Беседы с взрослыми предполагают накопление у детей представлений, переживаний и понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом воспитанники начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое.

Слайд 7

Доминирующее влияние на коррекционное развитие ребенка и формирование эмоционально-волевой среды оказывают методы требования.Требования различаются на два вида: прямые и косвенные.

К прямым требованиям относиться: определенность, конкретность и точность формулировок. Очень часто требование предъявляется решительным тоном, с использованием целой гаммы интонаций и оттенков. Слайд 8

Косвенное требование вызывает психологические факторы: переживания и интересы воспитанников.

Среди форм косвенного требования можно отметить следующие:

– требование-совет (это способ убедить воспитанника в полезности и необходимости действий, рекомендуемых педагогом). Педагог должен иметь авторитет и доверие со стороны ребенка;

 – требование-игра. Можно использовать стремление ребенка к игровой деятельности, чтобы незаметно выполнять разнообразные задания. Успех этой методики заключается в высоком уровне профессионализма педагога;

 – требование-просьба (просьба — это форма проявления доверия и сотрудничества между людьми). Этот метод должен помочь ребенку с отклонением в развитии научиться доверять людям;

– требование-одобрение. Применение такого метода предоставляет ребенку стимул и мотивацию. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими, очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, педагог может его корректировать. Важным средством нравственно — этического воспитания является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей. Слайд 9

Использование разнообразных методов воспитания подразумевает под собой постоянное обращение к различным приемам и их совокупностям. Приемы воспитания подразумевают под собой тщательно организованный педагогами процесс влияния на поведение, взгляды, ценностные ориентиры и идеалы воспитанника. В результате этого влияния включаются процессы самовоспитания и регуляции поведения и поступков.

 

Большое значение для преодоления трудностей нравственного воспитания, связанных с отклонениями эмоционально-волевой сферы, имеет вовлечение детей в коллективный общественно-полезный и производительный труд. Трудовое развитие детей осуществляется в игровой деятельности, в процессе выполнения элементарных трудовых действий на всех занятиях и в режимных моментах, в ходе ознакомления с окружающим миром. Трудовое воспитание является одной из главнейших сторон воспитания в ребенке нравственности. Приобретение навыков трудового воспитания играет огромную роль в жизни умственно отсталых детей. К. Д. Ушинский пишет: «Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» .В специальной школе есть трудовые классы, где дети обучаются труду, но трудовая подготовка не сводится только к выполнению тех или иных трудовых задач в мастерской, но также детей учат аккуратности, умению обслуживать себя. Труд помогает ребенку развивать свою волю, мышление, приучает ребенка обходиться без помощи взрослого. Специалисты рекомендуют не выполнять за ребенка то, что он может сделать сам: умыться, одеться, убрать постель. И не стоит огорчаться о разбитой посуде, неумелых и медлительных движениях ребенка. Через действия приобретаются полезные навыки и формируются черты характера, такие как ответственность, аккуратность, организованность, имеющие огромное значение для социальной адаптации и сознательного отношения к труду. Необходимо создавать дополнительные условия для развития трудовых навыков. Можно выделить отдельное помещение, где под контролем взрослых ребенок может заниматься лепкой, вышиванием, выпиливанием, что способствует развитию мышления и моторики. Воспитание в процессе труда — это два очень тесно переплетенных между собой способа воздействия на становление нравственности в ребенке.

 

Успешность коррекционно-педагогической работы с ребенком во многом зависит от правильности выбора педагогом моделей нравственного воспитания и их совмещения.


 

Нравственное воспитание детей с

Нравственное воспитание детей с

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества,…

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого – сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества,…

Нравственное воспитание и обучение умственно отсталых ребят в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно…

Нравственное воспитание и обучение умственно отсталых ребят в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно…

Метод убеждения можно использовать при обсуждении различных вопросов

Метод убеждения можно использовать при обсуждении различных вопросов

Среди форм косвенного требования можно отметить следующие: – требование-совет (это способ убедить воспитанника в полезности и необходимости действий, рекомендуемых педагогом)

Среди форм косвенного требования можно отметить следующие: – требование-совет (это способ убедить воспитанника в полезности и необходимости действий, рекомендуемых педагогом)

И не стоит огорчаться о разбитой посуде, неумелых и медлительных движениях ребенка

И не стоит огорчаться о разбитой посуде, неумелых и медлительных движениях ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020