Доклад "Модульное обучение"
Оценка 4.8

Доклад "Модульное обучение"

Оценка 4.8
docx
10.10.2023
Доклад "Модульное обучение"
Доклад Модульное обучени.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение  Высшего  образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Кафедра теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Доклад

по дисциплине «Инновации в начальном языковом образовании»

студентки заочной формы обучения

направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

5 курса группы 02021851

Бабак Светланы Анатольевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белгород, 2023

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………….........3

 

1.Понятие технологии модульного обучения ……………………………5

2.Преимущества модульного обучения по сравнению с традиционным учебным процессом ……………………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………7

Список литературы………………………………………………………..8  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Актуальность исследования

        В современных условиях в период возрастания объёма информации и знаний, накопленных человечеством, учителя понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностноориентированным. А это значит, необходимо учитывать способности, потребности, особенности учащихся.

         Обучение должно быть развивающим, мотивационным, дифференцированным и т.д. Основными задачами школы являются: обучение самостоятельному отбору и использованию необходимой информации. Одним из средств обучение, позволяющим решить эти задачи, является модульное обучение. Сущность его заключается в том, что учащийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, который объединяет цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендаций по выполнению этих заданий.

         Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием. В состав модуля входят целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей

Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется и все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни знаний учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения. При модульном обучении учащиеся всегда знают перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала.

         Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, К.Я. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.

         Цель исследования: изучить модульное обучение, как педагогическую технологию.

         Задачи исследования:

1.Рассмотеть понятие о технологии модульного обучения.

2.Выявить преимущества модульного обучения по сравнению с традиционным учебным процессом.   

         Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, систематизация).

 

1. Технология модульного обучения

         Ведущий принцип модульного обучения – принцип сочетания комплексных и частных дидактических целей. Не менее важное значение для управления учением школьников имеет принцип обратной связи, так как никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. Причем в модульном обучении управление, осуществляемое учителем, сочетается с самоуправлением учением со стороны школьников.

         Для успешного применения модульного обучения рекомендуется соблюдать некоторые правила. Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний.

         Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (чаще используется мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.). После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.

         Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.

         Для реализации принципа обратной связи большое значение имеет структура модуля. Он состоит из отдельных учебных элементов (УЭ); кроме того, в начале модуля имеется нулевой учебный элемент, в нем записываются цели модуля; в предпоследнем учебном элементе дано резюме (или обобщение); последний учебный элемент содержит задания для выходного контроля.

         Модульный урок имеет свои особенности:

         При разработке модульного урока учитывается, что каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель. В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каждая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели, на основе чего выделяются учебные элементы (УЭ). Перед каждым модулем проводится входной контроль (УЭ - 1) знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся к работе. Здесь можно предложить учащимся такие формы работы, как биологический диктант, тестовые задания, заполнение таблиц, работу с терминами, со схемами и рисунками, составление описания растения, животного, т.е. все то, что помогает ученику составить представление о его уровне знаний при выполнении домашнего задания.

         Затем учащиеся приступают к изучению нового материала (УЭ - 2). Здесь нужно продумать объем, структуру, уровень сложности содержания нового материала, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля. Не следует включать в модуль очень большой объем содержательной деятельности. Ученики должны все успеть за урок. В конце выполнения каждого учебного элемента обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль.

         После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, что дает возможность определить уровень усвоения учащимся содержания всего модуля. За выполнение каждого задания модуля учащиеся «начисляют» себе баллы. «Стоимость» каждого задания оговаривается в модуле. Например, если тест содержит 5 вопросов и ученик ответил на все пять, он получает 5 баллов, если дал верные ответы на 3 вопроса, получает 3 балла. При работе учащихся с учителем за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

         Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. В старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность.

         При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и объему помощи программой. Идет индивидуализация контроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения.

         Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм, а также для улучшения дисциплины.

 

2. Преимущества модульного обучения по сравнению с традиционным учебным процессом.

         Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом, как для учащихся, так и для преподавателей.

         Преимущества для учеников:

-учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после учения модуля;

-учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно реализовать свои способности;

-учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.

         Преимущества для учителей:

-учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;

-в процессе обучения учитель своевременно идентифицирует возникающие проблемы;

-учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, в активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи учащимся.

         Значение модульной технологии

         На сегодня это средство формирования новой педагогической культуры, которое позволяет перевести обучение на субъект — субъективную основу, в результате чего происходит развитие творческих способностей у участников педагогического процесса.

         Данная технология — стимул для повышения профессионального мастерства учителя. Способствует быстрой адаптации молодых специалистов к работе в учебном заведении. Позволяет качественно изменить процесс обучения, повысить уровень преподавания и уровень обученности учащихся.

         Проблемы, связанные с внедрением модульной технологии:

         Недостаточная подготовка учителей и их мотивация на освоение новых прогрессивных технологий..Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков. Недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной работе. Отсутствие принципов согласования содержания образования со способами (приёмами) учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

            Технология  модульного обучения является одной  из инновационных педагогических технологий, которая дает возможность в полной мере реализовать принципы дифференциации и индивидуализации  обучения, осознанной активности обучаемого. Применение данной технологии способствует развитию учебной самостоятельности студента, развитию творческих способностей, умений работать сотрудничестве, формированию навыков самоуправления и соуправления в учебном процессе.

         Для перехода на модульное обучение необходимо создать следующие социально-педагогические условия, первое из которых связано с готовностью учителей к реализации технологии модульного обучения; второе условие – необходимость сформированной у студентов готовности к самостоятельной работе; третье условие – наличие материальной базы учебного заведения (возможность размножения печатных дидактических материалов, использование возможностей сетевых технологий).

            С развитием информационных технологий модульное обучение нашло широкое  применение при организации дистанционного обучения, на которое в мировой образовательной практике в последнее время обращено огромное внимание. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Божович Л.И.. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017

2.Круподерова Е.П. Модульное обучение на уроках информатики. Тезисы докладов международной конференции "ИТО-95", М., 2019

3.Принципы модульного обучения: Метод. разработка для преподавателей / Сост. О.Г. Проворова; Краснояр.гос.ун-т. – Красноярск, 2016. -32с.

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 2016

5.Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М., Новая школа, 2018.

6.Фридман, Кулагина Психологический справочник учителя, 1919

7.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 2018

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение

СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования

ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования

Технология модульного обучения

Технология модульного обучения

Затем учащиеся приступают к изучению нового материала (УЭ - 2)

Затем учащиеся приступают к изучению нового материала (УЭ - 2)

Преимущества для учителей: -учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся; -в процессе обучения учитель своевременно идентифицирует возникающие проблемы; -учитель выполняет творческую работу,…

Преимущества для учителей: -учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся; -в процессе обучения учитель своевременно идентифицирует возникающие проблемы; -учитель выполняет творческую работу,…

Заключение Технология модульного обучения является одной из инновационных педагогических технологий, которая дает возможность в полной мере реализовать принципы дифференциации и индивидуализации обучения, осознанной активности обучаемого

Заключение Технология модульного обучения является одной из инновационных педагогических технологий, которая дает возможность в полной мере реализовать принципы дифференциации и индивидуализации обучения, осознанной активности обучаемого

Литература 1.Божович Л.И.. Проблемы формирования личности:

Литература 1.Божович Л.И.. Проблемы формирования личности:

Доклад "Модульное обучение"

Доклад "Модульное обучение"

Доклад "Модульное обучение"

Доклад "Модульное обучение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2023