ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 39 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
Мотивация учебной деятельности
(из опыта работы)
Подготовил
учитель физической культуры
Д.А.Аленгоз
2024 – 2025
Все наши замыслы,
все поиски и построения
превращаются в прах,
если у ученика
нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский
Предмет физическая культура является особым образовательным предметом, затрагивающим биологическую, социальную и психологическую сущность ребенка. При помощи различных форм физического воспитания раскрываются двигательные способности, личность физически развивается.
Главный
принцип физкультурного воспитания в школе
- единство духовного становления, физического самосовершенствования,
социального приспособления. Для того, чтобы реализовать этот принцип,
существует оптимальное соотношение физического образования
и умственного воспитания.
Основной
целью развития системы школьного образования является формирование личности,
готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой
культуры. Система образования
отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде
знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные цели,
виды деятельности. В соответствии с концепцией ФГОС 2-ого поколения по
физической культуре, цель школьного образования заключается в формировании
разносторонне физически развитой личности, активно использующей
ценности физической культуры для сохранения и укрепления
собственного здоровья, организации активного отдыха, улучшения трудовой
деятельности. Задача учебного процесса: формирование устойчивых потребностей и
мотивов школьников в заботливом отношении к своему
здоровью, едином развитии психических и физических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в формировании здорового образа
жизни.
Проблему
формирования человека, воспитанного не просто как «носителя
определенной суммы знаний, но прежде всего как гражданина общества,
активного с присущими ему установками, моралью, интересами, высокой
культуры труда и поведения» нельзя рассматривать вне вопросов воспитания
потребности в знаниях, мотивации учения, усвоения знаний их творческого
применения в практике.
Опираясь на исследования Л.С Выготского., А. Н. Леонтьева видно, что достичь данные задачи не представляется возможным, если не сформировать соответствующую мотивацию. Многие исследователи считают, что мотивация является основным компонентом в деятельности человека, состоящая из системы значимости для человека.
Повышение мотивации является актуальной, так как на протяжении последних лет сложилась неблагоприятная ситуация - ухудшилось здоровье и физическая подготовка не только детей, но и взрослого населения, прослеживается низкий уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни. Большое количество времени проводится за гаджетами и компьютерами.
Получается,
что на данном пути цель заключается в формировании у учащихся психического и
морального здоровья, осознанной потребности в
систематическом физическом улучшении, развитии положительной
мотивации, осознанной потребности к организованным и самостоятельным
занятиям спортом, физической культурой, получения умений и знаний
здорового образа жизни.
Цель
моей работы:
формирование положительной мотивации к
систематическим занятиям физической культурой и спортом у учащихся.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
Определение условий, влияющих на формирование мотивов к занятиям
физической культуры.
Для начала определим, что такое мотив и мотивация.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Он заключается в том, что ребенок получает “удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата”.
Выделяют два вида учебной мотивации: внутренняя и внешняя. Характеристику вы видите на слайде. Наша задача – сформировать у ученика положительную внутреннюю мотивацию.
Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Ммотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться.
Перед нами встаёт вопрос: Как повысить интерес к своему предмету и повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Возникает проблема – как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для него значимы.
Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.
Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т. д.)
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у детей будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.
Формировании мотивации – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Важная роль в освоении учебного материала по физической культуре принадлежит познавательному интересу. «Познавательный интерес имеет огромную побуждающую силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникшей у него жажды знаний» - Божович Л.И. Познавательный интерес, осуществляя регулярное укрепление и развитие, становится основой положительного отношения к обучению. По причине многозначности познавательного интереса, он отражается на освоении учебного материала разными своими сторонами:
являться внешним стимулом процесса освоения в качестве средства усиления своего процесса;
являться мотивом познания, воздействуя на освоение учебного материала, при этом взаимодействуя с иными мотивами.
Учитывая это, требуется регулярно активизировать познавательные интересы. Основными направлениями такой активизациями могут быть представлены: стимуляция познавательных интересов с помощью содержания изучаемого материала; стимуляция познавательных интересов организацией и характером познавательной деятельности. Для этого нужно эффективно использовать домашние задания и объяснять почему комплекс физических упражнений нужно проделывать регулярно и для каких систем и органов они полезны. Уже в начальных классах надо учить их делать правильные выводы: например, после бега у человека учащается пульс, а если человек находится в покое, то пульс восстанавливается, почему? Полезно также предлагать детям при освоении новых движений найти, где в жизни дети их используют или применяют похожие: например, лазание по гимнастической стенке - лазание по деревьям; ходьба по бревну - ходьба по бортику тротуара, когда надо перейти ручей по бревну; прыжок в высоту или в длину - преодоление простого препятствия. Если дети не справились с этим заданием, вместе с ними ищем примеры в окружающем мире. Для этого в начальных классах провожу уроки - экскурсии, цель которых - применить изученное движение на практике. (Это преодоление поваленных деревьев, перепрыгивание через лужи, прыжки с небольшой высоты и т.д.) Также полосу препятствий можно соорудить на спортивной площадке школы и после её прохождения предложить детям проанализировать, какие движения были ими использованы в ходе преодоления препятствий. Традиционными стали «Тропинки здоровья» (ходьба по шишкам…)
Таким же образом я предлагаю ученикам понаблюдать за окружающими и за собой для того, чтобы установить, когда и при каких обстоятельствах они используют какое-либо движение или посчитать, сколько раз ими было совершенно это движение. Творческое задание для старших и средних классов заключается в рассмотрении новых движений с точки зрения физики, анатомии и биологии.
Пути формирования интереса в соответствии с проведенными педагогическими исследованиями: оказание воздействия на некоторые мотивы, оказание воздействия на всю мотивационную сферу. Однако в мотивационной сфере учеников всё связанно между собой: в ходе формирования одних мотивов происходит формирование и других. По этой причине при целенаправленном формировании интереса к физической культуре педагогически оправдано в качестве воздействия на некоторые мотивы, так и комплексное воздействие на всю мотивационную сферу. К примеру, успешное формирование учебно-познавательных мотивов достигается развитию физических качеств и сознательностью обучения.
Считаю, что нужно применять средства наглядности, учебные карточки и стенды, технические средства обучения. Наглядность - это обязательное условие эффективной передачи, усвоения информации, успешного формирования у учеников интереса к физической культуре. По этой причине различные средства наглядности должны применяться с самых первых этапов формирования интереса к физической культуре. Так возле спортивного зала размещен стенд «Всероссийский ФС ГТО».
Работая
в школе, выделил актуальную проблему - отсутствие мотивации у многих учеников.
Задался вопросом: что же нужно сделать для того, чтобы ученику было интересно,
как же его мотивировать на учебную деятельность, на восприятие материала?
Оказывается, положительно влияет на
мотивацию ребенка собственная увлеченность самого учителя, умение сделать урок
занимательным, необычным. Дети предпочитают активную деятельность
пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению указаний, групповую
работу - индивидуальной. Задания не должны быть слишком сложными. Только
посильная работа вызывает интерес.
Целью моего педагогического опыта является: повышение мотивации учащихся к учебной деятельности, уровня обученности путем применения инновационных образовательных технологий, которые направлены на:
· формирование здорового образа жизни;
· формирование двигательной деятельности учащихся;
совершенствование индивидуальной и групповой работы с учащимися.
Применение современных педагогических технологий помогает в решении
поставленных задач, позволяет добиться более высоких результатов
образовательного процесса, повышая мотивацию обучения и интерес детей к
урокам физической культуры, актуализируя личность ребёнка, сохраняя
показатели физического и психического здоровья. В конце учебного года предлагаю
ребятам заполнить листы самооценки «Мои спортивные достижения. Я-чемпион». В
них учащиеся оценивают себя в двигательной деятельности по следующим критериям:
пробую выполнять физические упражнения, выполняю с помощью товарища, учителя,
выполняю самостоятельно, могу научить другого, придумываю новые физические
упражнения, комплексы физических упражнений, записывают показатели в беге,
подтягивании, прыжках.
Изучив учебно-методические пособия, обучаясь на семинарах, стал применять в учебно-воспитательном процессе следующие современные педагогические технологии, повышающие эффективность обучения: здоровьесберегающие, технологию личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, метод проекта. Путём применения инновационных педагогических технологий можно добиться более высоких показателей в занятиях физической культурой и спортом.
Информационные технологии и игровые технологии.
Использование
информационных технологий помогает мне сделать урок интереснее, насыщеннее.
Выбор данной технологии обусловлен необходимостью
обучения учащихся с различными источниками информации, включая
электронные носители. Чаще всего данную технологию использую на
индивидуально - групповых занятиях. Каждый ребенок может за компьютером
проверить свои знания по определенной теме, выполнить тест по физической
культуре. Использование информационной технологии дает возможность
ученикам самостоятельно готовить презентации на разные темы, защищая их на
уроках и на внеклассных мероприятиях. Ребята учатся грамотно выражать свои
мысли, учатся работать при большой аудитории, отвечают на вопросы, ведут
диалог, учатся владеть спортивной терминологией.
Метод
проекта. Развитию познавательных интересов, творческих
способностей у учащихся способствует применение на уроках и во внеурочное
время метода проекта. Ученики готовят работы к научно-практической
конференции: «Мой любимый вид спорта», «Знаменитые спортсмены нашей школы»,
«Ветераны спорта Жешарта» и др.
Игровые
технологии. В методике обучения физической культуре ставится
задача сделать обязательным использование на уроках игр и развивающих
упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие
познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.
Физическое
образование ребенка это –основа для всего остального. Без
правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно
поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового
поколения.
Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения. Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений. Включение игры в учебный процесс заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. А применение коми национальных игр позволяет окунуться в древние традиции Коми народа. Игра является основным видом деятельности в начальной школе на уроках физической культуры. Кроме того, что игры используют в каждом разделе программного материала, ещё подвижные игры выделены в программе в отдельном разделе, что говорит об их важности. Игровая технология является исключительной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребёнка, в ней формируются его ум, волевые качества. Подвижные игры — это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре обычное становится необычным, а значит особенно ярким и привлекательным.
Главный показатель подвижных игр — это наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития. Применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальность в средней и старшей школе. Принципы игровой технологии: принцип постепенности — от простого к сложному. Я показываю, технику приёма и передачи мяча в игре волейбол уже с начальных классов. Начиная с игры с простыми правилами, облегчёнными мячами и постепенно усложняя правила игры. Принцип наглядности — суть этого принципа состоит в том, что надо показывать и использовать различные наглядные пособия, это создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчетливо понять его. Очень хорошо помогают в этом презентации. Например, можно наглядно увидеть последовательность выполнения упражнения «Мост». Принцип доступности — это подбор упражнений по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, степенью подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время представлять определённую трудность для занимающихся. Принцип прочности состоит в том, что изученный материал путём многократных повторений доводится до прочного навыка.
Игровые технологии используются для развития физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости); формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения:
1) образовательных задач (закрепление и совершенствование изучаемых приёмов игры, развитие умения ориентироваться на площадке во время игры, увеличение моторной плотности уроков);
2) воспитательных задач (чувства солидарности, товарищества, честности, ответственности за действие друг друга);
3) оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.
Во время игр происходит выработка взаимного понимания партнёров в коллективе, которое является необходимым аспектом в лично-командных и командных соревнованиях. Важнейшим результатом игры является радость, эмоциональный подъём детей. Благодаря данному свойству игры, в значительной степени соревновательного и игрового характера, больше чем иные средства и формы физической культуры, соответствуют воспитанию у учащихся двигательных способностей. Для игровых действий и видов необходим весь комплекс скоростных способностей от учащегося по той причине, что для стимулирования развития скорости требуется многократно повторять с максимально возможной скоростью движения, учитывать все функциональные возможности у школьника.
В результате использования различных игровых вариантов можно повторять действия, знакомые ученику, с повышенными требованиями, сохраняется интерес к игре. Основными мотивами игровой деятельности, а также взаимоотношений играющих, при достижении целей, стоящих перед игрой, подразделяются на следующие группы:
· некомандные игры — игры, где отсутствуют общие цели для участников. В таких играх дети следуют определённым правилам, которые предусматривают личные интересы играющего, например: «Удочка», «Пустое место», «Чай — чай — выручай», «День и ночь».
· игры переходные к командным — игры, где отсутствует постоянная единая цель для играющих, необходимость действовать в интересах других участников. Именно в таких играх дети начинают включаться в коллективную деятельность, например: «Светофор», «Жуки», «Два медведя».
· командные игры — игры, которые характеризуются совместной деятельностью, цель которой заключается в достижении общей цели: «Пионербол», «Волейбол», «Лапта».
Таким образом, использование игровой технологии, на мой взгляд, способствует активной двигательной активности, повышает мотивацию обучающихся, вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.