Здравствуйте, уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом учебного года.
Тема моего выступления « Изменения в содержании обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС»
Наше общество стремительно меняется и, как известно «… нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен». Но времена не выбирают, а живут.
Почему возникла необходимость кардинально изменить содержание образования.
Ускоренная глобализация влияет на требования к работникам, и в связи с этим на знания и навыки, необходимые для получения профессии.
Следовательно, в настоящее время учащимся школ требуются различные навыки, отличные от устаревших, для успешного взаимодействия в современном мире.
Послушайте притчу Джорджа Х. Риверса «Школа для животных»:
Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали неудачи. Утка была лидером урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала двойки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.
· Кто в притче неудачник: учитель или ученики?
· Как учить разных?
· Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя разные дети?
Возникают вопросы «каков наиболее эффективный способ обучения детей, чтобы они были успешными в ХХІ веке?».
Какое содержание образования достаточно в наше время?
Юрий
Константинович Бабанский трактует, что : «Содержание образования — это система
научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее
развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их
мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду»
В данное понятие Бабанский включает все элементы социального опыта,
накопленного человечеством. При этом содержание образования рассматривается как
один из компонентов процесса обучения.
Значит, содержание образования не равно содержанию учебного предмета: это не
теорема Пифагора, и не правописание "жи-ши". Содержанием образования,
теоремы и правила становятся, когда есть способы их освоения. Единство
содержательной и деятельностной сторон обучения составляет суть понятия
«содержание образования»
Современное обучение опирается на зону ближайшего развития, нацелено на усвоение способов познания, развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания. Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности. На первый план выступают учебные задачи, решая которые, учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности. В результате формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
Практическая направленность учебных программ нацелена на подходы в обучении; фокус на развитие навыков; примеры из жизни; проектная деятельность и практические работы; свобода в деятельности учителя.
В основу новой модели образования положен системно-деятельностный подход (СДП).
Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Обучение младших школьников должно строиться на основе учебных ситуаций, когда образовательная задача стоит в организации условий, провоцирующих детское действие: «Делаю сам! Что я не знаю? Сам найду способ!»
Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей, и позволяет упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.
Позиция учителя при этом: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
За всю историю человечества сменилось порядка 1600 поколений. Из них:
o 1100 - провели жизнь в пещерах;
o 800 – применяют огонь;
o 400 – используют энергию животных;
o 300 – владеют энергией воды и ветра;
o 150 – осуществляют эффективную связь поколений благодаря письменности (из них 12 через печатное слово);
o 16 – применяют порох;
o 8 – измеряют время;
o 6 – используют искусственные источники энергии;
o 4 – пользуются электромоторами;
o 2 – владеют атомной энергией, реактивной авиацией, телевидением, лазерами, антибиотиками.
И только одно поколение применяет персональные компьютеры и Интернет. Это же поколение вступило в активную стадию многомерного процесса глобализации. Аналогов прошлой жизни найти невозможно.
В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретают опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
1. Обучающиеся знакомятся с различными средствами ИКТ, осваивают общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними;
2. Приобретают первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ;
3. Научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности;
4. Научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.
5. В результате использования средств и инструментов ИКТ, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
В июле текущего года были утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты для начального и основного общего образования. Они разработаны Министерством просвещения РФ и начнут действовать повсеместно с 1 сентября 2022 года.
Что нового готовит ФГОС для учеников начальной школы?
Документ, регламентирующий обучение в 1-4 классах, был утверждён 31 мая 2021 года и вступает в силу с 1 сентября 2022 года:
1. он содержит постулат о необходимости формирования у детей представлений о России как «о стране, устремлённой в будущее», её месте в мире и исторической роли;
2. программа обучения детей разделена на две части: 80% состоит из обязательной части начального общего образования, а 20% отведено на учебные курсы и внеурочную деятельность, которую может предоставить конкретная школа. Выбор этих факультативов остаётся за родителями.
Кроме того:
1. в школе должны быть созданы условия для работы с одарёнными учениками, проходить интеллектуальные и творческие соревнования, созданы условия для научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
2. система оценки полученных знаний должна иметь комплексный подход, учитывать динамику освоения предметов и «ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание обучающихся».
Хочется отметь, что данные ФГОС не будут использоваться для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Для учеников с особыми потребностями создаются адаптивные образовательные программы.
В новый ФГОС для 1-4 классов также добавили задачи на развитие патриотизма у детей. Их реализация должна отражаться в предметных и личностных результатах освоения программ по ряду учебных дисциплин.
В числе обязательных предметов в начальной школе:
1. Русский язык и литературное чтение.
2. Родной язык или государственный язык республики РФ и литературное чтение.
3. Иностранный язык.
4. Математика.
5. Окружающий мир.
6. Основы религиозных культур и светской этики (на выбор – изучение православной, буддийской, иудейской, исламской культуры, либо основы религиозных культур народов России или основы светской этики).
7. Изобразительное искусство.
8. Музыка.
9. Технология.
10. Физическая культура.
В стандартах прописано право детей проходить обучение в начальной школе на родном языке из числа языков народов России, либо изучать его «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования».
Новый ФГОС, как и пока действующий, ставил в задачи учебного модуля формирование у детей уважительного отношения к семье и семейным традициям, школе, «родному краю, России, её истории, культуре, природе», но теперь также появилась цель развить у детей «чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы». У ребёнка должны сложиться первоначальные представления о «важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России».
На этапе разработки нового федерального образовательного стандарта для начальной школы активно обсуждалось предложение заменить один из уроков физической культуры шахматными занятиями. В ряде учебных заведений страны даже вводились экспериментальные программы. Однако повсеместной такая практика не станет – в новом ФГОС нет никакой информации о введении обязательного обучения игре в шахматы детей в 1-4 классах.
Зато появилась установка на повышение физической и умственной работоспособности, в том числе для подготовки к выполнению нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Школьное образование должно быть динамичным и отражать изменения, которые происходят в науке и культуре, идти в ногу с техническим прогрессом. В то же время на него накладывают отпечаток перемены, происходящие в обществе. В связи с этим федеральные образовательные стандарты, формирующие учебную программу, а также задачи по воспитанию и развитию детей, регулярно обновляются.
И в завершении своего выступления разрешите поблагодарить за предоставленную возможность общения с вами, поздравить всех с наступающим праздником – Днем Знаний! Мы волнуемся, ждём встречи с новым учебным годом. У нас впереди и встречи с родителями и с администрацией. Пусть всё, что задумали получится, а всё новое окажется нам по силам . Хочется пожелать всем нам исполнения наших планов, творческих успехов, профессионального роста, здоровья, счастья и благополучия! С наступающим новым учебным годом! С Днём знаний!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.