Доклад на августовскую педагогическую конференцию «Работаем по обновленным ФГОС»
Оценка 4.6

Доклад на августовскую педагогическую конференцию «Работаем по обновленным ФГОС»

Оценка 4.6
docx
24.09.2022
Доклад на августовскую педагогическую конференцию «Работаем по обновленным ФГОС»
Августовское совещание.docx

Доклад
на августовскую педагогическую конференцию
«Работаем по обновленным ФГОС»









Учитель начальных классов МКОУ СОШ№ 1 
Стрельникова Галина Борисовна






2022 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Здравствуйте, уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом учебного года.

 

Тема моего выступления « Изменения в содержании обучения в начальной школе в соответствии с ФГОС»

 

Наше общество стремительно меняется и, как известно «… нет ничего хуже, чем жить в эпоху перемен». Но времена не выбирают, а живут.

Почему возникла необходимость кардинально изменить содержание образования.

Ускоренная глобализация влияет на требования к работникам, и в связи с этим на знания и навыки, необходимые для получения профессии.

Следовательно, в настоящее время учащимся школ требуются различные навыки, отличные от устаревших, для успешного взаимодействия в современном мире.

 

Послушайте притчу Джорджа Х. Риверса  «Школа для животных»:

Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали неудачи. Утка была лидером урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала двойки по плаваниюЦыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.

 

·         Кто в притче неудачник: учитель или ученики?

·         Как учить разных?

·         Как выстраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя разные дети?

 

Возникают вопросы «каков наиболее эффективный способ обучения детей, чтобы они были успешными в ХХІ веке?».

Какое содержание образования достаточно в наше время?

Юрий Константинович Бабанский трактует, что : «Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных и физических способностей школьников, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни и труду»
В данное понятие Бабанский включает все элементы социального опыта, накопленного человечеством. При этом содержание образования рассматривается как один из компонентов процесса обучения.


Значит, содержание образования не равно содержанию учебного предмета: это не теорема Пифагора, и не правописание "жи-ши". Содержанием образования, теоремы и правила становятся, когда есть способы их освоения. Единство содержательной и деятельностной сторон обучения составляет суть понятия «содержание образования» 

 

Современное обучение опирается на зону ближайшего развития, нацелено на усвоение способов познания, развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания. Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности. На первый план выступают учебные задачи, решая которые, учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности. В результате формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

Практическая направленность учебных программ нацелена на подходы в обучении; фокус на развитие навыков; примеры из жизни; проектная деятельность и практические работы; свобода в деятельности учителя.

В основу новой модели образования положен системно-деятельностный подход (СДП).

Деятельностные способности формируются у ребёнка лишь тогда, когда он включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Обучение младших школьников должно строиться на основе учебных ситуаций, когда образовательная задача стоит в организации условий, провоцирующих детское действие: «Делаю сам! Что я не знаю? Сам найду способ!»

Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей, и позволяет упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся.

Позиция учителя при этом: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

За всю историю человечества сменилось порядка 1600 поколений. Из них:

 

o    1100 - провели жизнь в пещерах;

o    800 – применяют огонь;

o    400 – используют энергию животных;

o    300 – владеют энергией воды и ветра;

o    150 – осуществляют эффективную связь поколений благодаря письменности (из них 12 через печатное слово);

 

o    16 – применяют порох;

o    8 – измеряют время;

o    6 – используют искусственные источники энергии;

o    4 – пользуются электромоторами;

o    2 – владеют атомной энергией, реактивной авиацией, телевидением, лазерами, антибиотиками.

И только одно поколение применяет персональные компьютеры и Интернет. Это же поколение вступило в активную стадию многомерного процесса глобализации. Аналогов прошлой жизни найти невозможно.

В результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретают опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

1. Обучающиеся знакомятся с различными средствами ИКТ, осваивают общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними;

2. Приобретают первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ;

3. Научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности;

4. Научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

5. В результате использования средств и инструментов ИКТ, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

 

В июле текущего года были утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты для начального и основного общего образования. Они разработаны Министерством просвещения РФ и начнут действовать повсеместно с 1 сентября 2022 года.

Что нового готовит ФГОС для учеников начальной школы?

 

 

Документ, регламентирующий обучение в 1-4 классах, был утверждён 31 мая 2021 года и вступает в силу с 1 сентября 2022 года:

 

1.      он содержит постулат о необходимости формирования у детей представлений о России как «о стране, устремлённой в будущее», её месте в мире и исторической роли;

2.      программа обучения детей разделена на две части: 80% состоит из обязательной части начального общего образования, а 20% отведено на учебные курсы и внеурочную деятельность, которую может предоставить конкретная школа. Выбор этих факультативов остаётся за родителями.

Кроме того:

 

1.      в школе должны быть созданы условия для работы с одарёнными учениками, проходить интеллектуальные и творческие соревнования, созданы условия для научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

2.      система оценки полученных знаний должна иметь комплексный подход, учитывать динамику освоения предметов и «ориентировать образовательную деятельность на личностное развитие и воспитание обучающихся».

Хочется отметь, что данные ФГОС не будут использоваться для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Для учеников с особыми потребностями создаются адаптивные образовательные программы.

 

В новый ФГОС для 1-4 классов также добавили задачи на развитие патриотизма у детей. Их реализация должна отражаться в предметных и личностных результатах освоения программ по ряду учебных дисциплин.

 

В числе обязательных предметов в начальной школе:

 

1.      Русский язык и литературное чтение.

2.      Родной язык или государственный язык республики РФ и литературное чтение.

3.      Иностранный язык.

4.      Математика.

5.      Окружающий мир.

6.      Основы религиозных культур и светской этики (на выбор – изучение православной, буддийской, иудейской, исламской культуры, либо основы религиозных культур народов России или основы светской этики).

7.      Изобразительное искусство.

8.      Музыка.

9.      Технология.

10.  Физическая культура.

 

В стандартах прописано право детей проходить обучение в начальной школе на родном языке из числа языков народов России, либо изучать его «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования».

 

Новый ФГОС, как и пока действующий, ставил в задачи учебного модуля формирование у детей уважительного отношения к семье и семейным традициям, школе, «родному краю, России, её истории, культуре, природе», но теперь также появилась цель развить у детей «чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы». У ребёнка должны сложиться первоначальные представления о «важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России».

 

 

На этапе разработки нового федерального образовательного стандарта для начальной школы активно обсуждалось предложение заменить один из уроков физической культуры шахматными занятиями. В ряде учебных заведений страны даже вводились экспериментальные программы. Однако повсеместной такая практика не станет – в новом ФГОС нет никакой информации о введении обязательного обучения игре в шахматы детей в 1-4 классах.

 

Зато появилась установка на повышение физической и умственной работоспособности, в том числе для подготовки к выполнению нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

 

Школьное образование должно быть динамичным и отражать изменения, которые происходят в науке и культуре, идти в ногу с техническим прогрессом. В то же время на него накладывают отпечаток перемены, происходящие в обществе. В связи с этим федеральные образовательные стандарты, формирующие учебную программу, а также задачи по воспитанию и развитию детей, регулярно обновляются.

 

И в завершении своего выступления разрешите поблагодарить за предоставленную возможность общения с вами, поздравить всех с наступающим праздником – Днем Знаний! Мы волнуемся, ждём встречи с новым учебным годом. У нас впереди и встречи с родителями и с администрацией. Пусть всё, что задумали получится, а всё новое окажется нам по силам . Хочется пожелать всем нам исполнения наших планов, творческих успехов, профессионального роста, здоровья, счастья и благополучия! С наступающим новым учебным годом! С Днём знаний!


 

Доклад на августовскую педагогическую конференцию «Работаем по обновленным ФГОС»

Доклад на августовскую педагогическую конференцию «Работаем по обновленным ФГОС»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом учебного года

Здравствуйте, уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом учебного года

Значит, содержание образования не равно содержанию учебного предмета: это не теорема

Значит, содержание образования не равно содержанию учебного предмета: это не теорема

И только одно поколение применяет персональные компьютеры и

И только одно поколение применяет персональные компьютеры и

Хочется отметь, что данные ФГОС не будут использоваться для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями

Хочется отметь, что данные ФГОС не будут использоваться для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями

На этапе разработки нового федерального образовательного стандарта для начальной школы активно обсуждалось предложение заменить один из уроков физической культуры шахматными занятиями

На этапе разработки нового федерального образовательного стандарта для начальной школы активно обсуждалось предложение заменить один из уроков физической культуры шахматными занятиями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.09.2022