КГУ «Антоновская основная школа»
отдела образования акимата Денисовского района
Бекітемін:
Утверждаю:
ОЖ жөнiндегi директордың орындасары
Заместитель директора по учебной работе
____________________Э. Ж. Кушербаева
«______» ____________________ 20____ ж/г.
Методический доклад
ТЕМА:
«Критериальное оценивание на уроках физики»
Рыбинок Е.В.,
учитель физики
Одобрен на заседании МО
Руководитель МО____________Кузнецова А.Н.
Хаттама/ Протокол № «____» 20 ____ ж/г.
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.
Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 ("неудовлетворительно"), 3 ("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5 ("отлично") и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций:
При критериальном оценивании
Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей.
Что же такое “критериальное оценивание”?
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.
При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата.
При критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу.
Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.
При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по-другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой.
Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.
Я предлагаю критерии по физике к нескольким видам работ:
Содержание критериев по физике
Критерий |
Описание критерия |
Баллы по критериям |
А Знание и понимание |
Понимать основное содержание теоретического материала и выделять в нём ключевую информацию; Знать (вспомнить) из текста учебника имеющиеся там формулы, физические величины, входящие в эти формулы; Демонстрировать понимание собственной работы. |
|
В Применение |
Применять полученные знания в стандартных ситуациях Уметь объяснять физический смысл всех входящих в формулы величин и их единицы измерения; понимать их значение. Уметь выразить из одних физических величин другие. |
|
С Исследование (Анализ и синтез) |
Исследовать задачу, моделировать её, применяя физические методы; Находить закономерности в задачах и физических вопросах; Описывать с помощью языка физики взаимосвязь между величинами; Способен выразить из одних физических величин другие и понимать для чего ты это делаешь. Способен выбрать необходимые формулы и методы описания задачи или другого вида работы. Способен раскладывать единицы измерения через систему СИ; Способен применять полученные знания в изменённых и нестандартных ситуациях; Способен применять теоретические знания для решения практических задач. |
|
Д Коммуникация |
Может размышлять о правильности и рациональности выбранного метода решения; Способен передавать информацию, используя соответствующую научную терминологию и условные обозначения; Способен взаимодействовать с партнёрами (при определённых видах работы); Способен практически анализировать собственные достижения; понимает другие позиции; Способен ответственно относиться к процессу обучения. |
|
Итого |
Дескриптор - описание уровней достижения учащегося (учащийся
умеет…), за каждое умеет вы ставите только 1 балл:
Оформление: (пример)
Критерии |
Уровень достижения |
Дескрипторы |
В (max 4) |
0 |
Не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже |
1 |
Умею определять амплитуду, фазу, частоту и все величины, входящие в уравнение колебания. |
|
2 |
Умею записать уравнение колебаний по известным величинам. |
|
3 |
Умею отличать графики cos (Х) от sin(Х) и определять присутствует ли сдвиг по фазе. |
|
4 |
Умеет выразить из исходной формулы другую физическую величину |
|
С (max 4) |
0 |
Не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже |
1 |
Способен записать уравнение по предложенному графику колебательного процесса |
|
2 |
Способен по уравнению колебания определить его график |
|
3 |
Способен сделать в задачах математические преобразования |
|
4 |
Способен выразить из исходной формулы нужную в данной ситуации величину |
Максимальное количество баллов по данным дескрипторам учащийся может набрать только 8, например В1, В2, В3, В4, С1, С2, С3, С4., т.е. учащийся выполнил всё предложенное задание и уровень его достижения по данной работе максимальный. Эта работа для учителя, учащийся этих дескрипторов не видит, а учитель сможет по ним судить об уровнях достижения своих учеников.
Рубрикатор – инструкция по оцениванию (для учителя), а после проверки работы учителем данная инструкция для учащегося, чтобы просмотреть, за что он получил свою отметку.
В данной инструкции баллы ставятся по нарастающей: 0 баллов, 1 балл, 2 балла и т. д., например:
Предположим, что вы предложили своим учащимся следующую работу на уроке.
Работа по теме: «Колебания»
, м х,м х,м
0,2 0,2 0,2
1/3 t,с 1/12 t,с 6 t,с
, см х,м х,м
t,с t,с t,с
х,м х,м х,м
t,с t,с t,с
Х,м Х,м
t,с t,с
Будем её оценивать в соответствии с критериями, предложенными ранее в данной статье, но применим их непосредственно к нашей работе
Критерий |
Описание критерия |
Баллы по критериям |
А Знание и понимание |
Знать (вспомнить) из текста учебника имеющиеся там формулы, физические величины, входящие в эти формулы; |
1 балл |
В Применение |
Применять полученные знания в стандартных ситуациях Уметь выразить из одних физических величин другие. |
4 балла |
С Исследование (Анализ и синтез) |
Исследовать задачу, моделировать её, применяя физические методы; Находить закономерности в задачах и физических вопросах; Способен выбрать необходимые формулы и методы описания задачи или другого вида работы. Способен применять полученные знания в изменённых и нестандартных ситуациях; Способен применять теоретические знания для решения практических задач. |
4 балла |
Д Коммуникация |
Способен передавать информацию, используя соответствующую научную терминологию и условные обозначения; Способен ответственно относиться к процессу обучения. |
3 балла |
Итого |
12 баллов |
Критериальная шкала оценивания учащегося
Работа по теме: «Колебания»
Критерии |
Уровень достижения |
Дескрипторы |
А (max 1) |
0 |
Не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже |
1 |
Знает формулы данной темы |
|
В (max 4) |
0 |
Не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже |
1 |
Умею определять амплитуду, фазу, частоту и все величины, входящие в уравнение колебания. |
|
2 |
Умею записать уравнение колебаний по известным величинам. |
|
3 |
Умею отличать графики cos (Х) от sin(Х) и определять присутствует ли сдвиг по фазе. |
|
4 |
Умеет выразить из исходной формулы другую физическую величину |
|
С (max 4) |
0 |
Не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже |
1 |
Способен записать уравнение по предложенному графику колебательного процесса |
|
2 |
Способен по уравнению колебания определить его график |
|
3 |
Способен сделать в задачах математические преобразования |
|
4 |
Способен воспользоваться формулами при необходимости и знает, где конкретно это необходимо |
|
Д (max 3) |
0 |
Не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже |
1 |
Способен верно записать условие задачи (используя физическую символику) |
|
2 |
Способен анализировать условие задачи |
|
3 |
Способен передавать информацию, используя соответствующую, данной теме: «Колебания», терминологию. |
Эта таблица для учителя, по которой он сможет оценить уровни достижения всех критериев каждого отдельно взятого своего ученика. Согласна, что работа кропотливая и достаточно долгая, но если не мы, то кто же? И это ещё не всё. Далее составим инструкцию по оцениванию, т.е. рубрикаторы, с помощью которых оценим работу учащегося.
Критериальная инструкция оценивания учащегося
Работа по теме: «Колебания»
Критерии |
Уровень достижения учащихся |
Рубрикатор |
А (max 1) |
0 |
Я не знаю формулу периода математического и пружинного маятника, формулы частот, а также формулу основного уравнения гармонического колебания. |
1 балл |
Я знаю формулу периода математического и пружинного маятника, формулы частот, а также формулу основного уравнения гармонического колебания. |
|
В (max 5) |
0 |
Я применил(а) формулы периодов математического и пружинного маятника, формулы частот, а также формулу основного уравнения гармонического колебания неправильно во всех предложенных задачах. |
1 балл |
Я применил(а) формулу основного уравнения гармонического колебания при решении задач (не учитывая графические) частично правильно; но полностью неправильно вывел(а) из формул периодов необходимую физическую величину и полностью неправильно записал уравнения по известным величинам. |
|
2 балла |
Я применил(а) формулу основного уравнения гармонического колебания при решении задач правильно; но полностью неправильно записал(а) уравнения по известным величинам и полностью неправильно вывел(а) из формул периодов необходимую физическую величину. |
|
3 балла |
Я применил(а) формулу основного уравнения гармонического колебания при решении задач правильно; и полностью правильно записал(а) уравнения по известным величинам, но полностью неправильно вывел(а) из формул периодов необходимую физическую величину . |
|
4 балла |
Я применил(а) формулу основного уравнения гармонического колебания при решении задач правильно; и полностью правильно вывел(а) из формул периодов необходимую физическую величину, но полностью неправильно записал(а) уравнения по известным величинам . |
|
5 баллов |
Я применил(а) формулу основного уравнения гармонического колебания при решении задач правильно; и полностью правильно записал(а) уравнения по известным величинам, а также правильно вывел(а) из формул периодов необходимую физическую величину . |
|
С (max 3) |
0 |
Я полностью неверно воспользовался (ась) уравнением колебаний для работы по графикам. |
1 балл |
Я частично неправильно воспользовался (ась) уравнением колебаний для работы по графикам |
|
2 балла |
Я правильно воспользовался (ась) уравнением колебаний для работы по графикам, но допустил(а) неточности в расчётах |
|
3 балла |
Я правильно воспользовался (ась) уравнением колебаний для работы по графикам, все расчёты сделал(а) верно. |
|
Д (max 8) |
0 |
Я не достиг ни одного из критериев, перечисленных ниже |
1 балл |
Я выполнил(а) менее половины всех заданий и недостаточно логично и последовательно представил(а) информацию, есть ошибки в графических задачах; |
|
2 балла |
Я выполнил(а) менее половины всех заданий и достаточно логично и последовательно представил(а) информацию во всех выполненных заданиях, есть ошибки в графических задачах; |
|
3 балла |
Я выполнил(а) половину всех заданий, но недостаточно логично и последовательно представил(а) информацию, есть ошибки в графических задачах; |
|
4 балла |
Я выполнил(а) половину всех заданий и достаточно логично и последовательно представил(а) информацию, есть ошибки в графических задачах; |
|
5 баллов |
Я выполнил(а) большую часть всех заданий, но недостаточно логично и последовательно представил(а) информацию, есть ошибки в графических задачах; |
|
6 баллов |
Я выполнил(а) большую часть всех заданий, и достаточно логично и последовательно представил(а) информацию, есть ошибки в графических задачах; |
|
7 баллов |
Я выполнил(а) все задания, но недостаточно логично и последовательно представил(а) информацию, есть ошибки в графических задачах; |
|
8 баллов |
Я выполнил(а) все задания, достаточно логично и последовательно представил(а) информацию, графики построены верно |
Учитель проверяет работы учащихся в соответствии с данной таблицей и затем переводит баллы в оценку по следующей шкале:
Шкала перевода баллов в оценку
Оценка |
Баллы |
2 |
0-8 |
3 |
9-11 |
4 |
12-14 |
5 |
15-17 |
Контрольная работа «Количество теплоты», 8 класс
1 вариант
Вычислите удельную теплоту сгорания топлива.
2 кг древесного угля. Начальная температура льда 00 С.
превратить в пар. Начертить график.
расплавится, если его начальная температура 00С
2 вариант
испарить 2 кг воды. Начальная температура воды 200С.
до температуры кипения. Начертить график.
расплавится, если его начальная температура 00С
Будем её оценивать в соответствии с критериями
Критерий |
Описание критерия |
Баллы по критериям |
А Знание и понимание |
Знать (вспомнить) из текста учебника имеющиеся там формулы, физические величины, входящие в эти формулы; |
3 балла |
В Применение |
Применять полученные знания в стандартных ситуациях Уметь выразить из одних физических величин другие. |
5 баллов |
С Исследование (Анализ и синтез) |
Исследовать задачу, моделировать её, применяя физические методы; Находить закономерности в задачах и физических вопросах; Способен выбрать необходимые формулы и методы описания задачи или другого вида работы. Способен применять полученные знания в изменённых и нестандартных ситуациях; Способен применять теоретические знания для решения практических задач. |
7 баллов |
Д Коммуникация |
Способен передавать информацию, используя соответствующую научную терминологию и условные обозначения; Способен ответственно относиться к процессу обучения. |
3 балла |
Итого |
18 баллов |
Часто наша работа, которую делаем мы с Вами, очень нелегка, но всё для них,
тех, кто останется после нас. И очень хочется, чтобы им было легче, интереснее,
чтобы они входили в класс, не пугаясь учителя и урока, а улыбаясь и радуясь,
что учитель понимает их, радуется их победам и готов поддержать их в неудачах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.