(слайд 1) Современные воспитательные технологии
Пещерова О.В.
Современный куратор должен владеть
как минимум тремя языками:
ü родным языком
ü языком психологии
ü языком технологий...
Начинается воспитательный процесс с программы и планирования, т.е. с документов, определяющих задачи и содержание воспитания.
Программа и план воспитательного процесса
отвечают на вопросы:
«что делать?» «зачем делать?»
( слайд 2) Технология — это инструментарий, при помощи которого решаются задачи. Технология отвечает на вопрос: «как делать?»
Еще Я. А. Коменский, 400 лет назад определил механизм обучения и воспитания как «дидактическую машину», которая руководствуется механизмом постановки цели, определения средства достижения этих целей и правил пользования этими средствами.
( слайд 3) Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
(слайд 4) Исходя из этого, а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:
Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
( слайд 5) Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
· Диагностирование
· Целеполагание
· Проектирование
· Конструирование
· Организационно – деятельностный компонент
· Контрольно – управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.
( СЛАЙД 6) Содержанием воспитательных технологий являются:
· Научно обоснованные социализированные требования
· Передача социального опыта
· Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
· Социализированная оценка
· Организация творческого дела
· Создание ситуации успеха
Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
Важнейшая идея технологий - гарантированность результата. Рассмотрим наиболее востребованные временем современные воспитательные технологии с успехом реализуемые кураторами нашего колледжа.
( слайд 7) Наиболее доступными являются диалоговые технологии, к которым относится технология индивидуального рефлексивного самовоспитания, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия куратора и обучающегося являются приоритетными. Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.
Наиболее часто применяемыми формами являются «Мозговой штурм», «Круглый стол» и «Коммуникативное письмо».
( слайд 8) Самыми зрелищными при реализации, бесспорно, можно считать «Шоу-технологии» и игровые технологии. При проведенияи мероприятия аудитория условно делится на «сцену» и «зал». Играя различные социальные роли, участники мероприятия имеют возможность поставить себя на место других людей или, не стесняясь, высказать собственную позицию. Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы.
( слайд 9) Проектная технология имеет большой потенциал, т.к. проеты могут быть как кратковременными (организуемыми в течение одного занятия), так и долгоовременными (расчитанными на длительный период времени). Куратор выступает в этом случае в роли тьютора.
(слайд 10) Проектная технология помогает решать проблемы посредством активного приобретения новых знаний. При этом участники проектной деятельности имеют возможность действовать в коллективе с общими позитивными интересами, что создает мощную мотивацию для формирования качеств личности.
(слайд 11) Технология критического мышления способствует формированию самостоятельного мышления, развитию мыслительных навыков обучающихся, необходимых для обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения) формирование «человека думающего», что воспитывает культуру сотрудничества, культуру работы с информацией, критические позиции как по отношению к окружающему миру, так и по отношению к себе. Она включает 3 стадии: вызова, осмысления новой информации и рефлексии.
(слайд 12) На стадии вызова создается проблемная ситуация, организуется мозговой штурм и оформляется кластер.
(слайд 13) На стадии осмысления организуется знакомство с новой информацией при помощи маркировки текста - инсерта и так назваемых толстых и тонких вопросов.
( слайд 14)На стадии рефлексии происходит обращение к кластеру с целью переосмысления информации, выполняются практические задания и определяются способы применения новой информации на практике.
(слайд 15) Все эти технологии позволяют формировать у студентов активную жизненную позицию, способствуют самореализации, развитию критического мышления, формируют высокий уровень общей культуры.
Виды проведения классного часа
· Организационный (коллективное обсуждение дел группы и колледжа).
· Час подведения итогов (семестра, года).
· Час для разрешения конфликтной ситуации, возникшей в классе.
· Тематический.
· Час для решения конкретных воспитательных задач определенных в плане (интеллектуально-познавательный, информационный, нравственный)
· Интеллектуально-познавательный.
Формы классного часа
Формы классного часа могут быть самыми различными.
Выбор форм классного часа зависит:
· от уровня развития коллектива;
· от особенностей учебной группы;
Классные часы проводятся с различными воспитательными целями. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, опыта классного руководителя и колледжных условий.
Основные формы проведения классного часа:
1. Дискуссионные формы:
- диспут,
- дискуссия,
- конференция,
- круглый стол,
- вечер вопросов и ответов,
- встреча с приглашенными людьми,
- лекция,
- лекторий,
- аукцион;
2. Формы состязательного характера:
- конкурс,
- викторина,
- квиз,
- квест
- путешествие,
- КВН,
- эстафета полезных дел,
- смотр,
- парад,
- презентация,
- турнир,
- олимпиада;
3. Творческие формы:
- фестиваль,
- выставка,
- устный журнал,
- живая газета,
- творческий труд,
- представление (проектов),
- юморина,
- спектакль,
- концерт,
-ярмарка;
-кафе, гостиная
4. Игровые формы:
- ролевые игры,
- сюжетные игры,
- интеллектуальные,
- игры – катастрофы;
5. Формы психологического просвещения:
- тренинг,
- исследование;
- ситуационный классный час «Живое общение», «Разговор по душам»
6. Подвижные формы:
- веселые старты,
- малая олимпиада,
- колледжная олимпиада,
- день...(атлетики, здоровья и т.д.);
- -квест
7. Формы работы вне колледжа:
- экскурсия,
- поход,
- выход (концерт, цирковое, театральное представление).
Новые формы классных часов:
· Классный час – алфавитный (Учитель называет букву и спрашивает, какая тема классного часа на эту букву интересует обучающихся).
· Классный час - игра «Откровение» (можно использовать в качестве
игры на классном часе духовно-нравственного направления).
Пусть каждый желающий расскажет о своем товарище из группы «только хорошие новости» - чем замечателен это человек, что он сделал, кому помог, каковы его интересы, его невероятные поступки, привычки, пристрастия. Необходимо только соблюсти одно условие. При рассказе нельзя называть имя и фамилию этого человека. Хорошо, если студенты догадаются, о ком идет речь и хорошо так же и то, что в процессе рассказа одногруппники вольно или невольно озвучивают свои ценности, взгляды на людей, интересы.
· Классный час «Почтовый ящик»
В ящик с прорезью обучающиеся закладывают напечатанные или любым образом написанные вопросы так, что если автор записки пожелает, он может остаться инкогнито. Куратор отвечает на те из них, на которые он может ответить, если же вопросы требуют специальной подготовки, и ответы на них очень важны для студентов, то возможно проведение на следующий день второго классного часа.
· Час беседы «Один на один»
Час разговора по душам или час секретной подготовки к какому-нибудь событию, о котором не должны знать все.
· Классный час «Вопросом на вопрос»
Группа делится на 2-3 команды, 3 человека выбираются в жюри. Каждая
команда задает другой команде вопрос по заранее объявленной теме, красота вопроса и оригинальность, точность, образность, юмористичность ответа жюри оценивает по 5-балльной шкале.
Тема: «Должен ли я родителям?»
Возможные вопросы:
- Если родители постоянно выходят из себя, кричат, обвиняют - что с ними происходит и можно ли это простить?
- Что ты купишь родителям с первой получки?
- Как бы ты воспитывал своих детей, если бы они у тебя были?
- Самые замечательные качества твоих родителей.
· Час таинственных дел
В обстановке полной таинственности, чтобы ни одна мышь или муха не узнали, группа готовится к какому-нибудь событию. Это может быть концерт к юбилею любимого преподавателя или к какому-то колледжному празднику; подготовка спектакля, самодеятельного подарка, газеты или к конкурсу.
· Толерантные классные часы
«Все равно ты молодец…»
Участники объединяются в пары. Первый обращается к партнеру с фразой: «Меня не любят за то, что…», Второй выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…» Затем участники меняются ролями.
«Постоять в чужих туфлях»
1.Участникам предлагается подумать и ответить на вопрос:
- Какова была бы ваша жизнь, если бы вы были: мышью, пойманной в мышеловку и не знающей, как оттуда выбраться; подростком, которого сверстники не принимают в игру; человеком, попавшим на необитаемый остров?
2.Участникам предлагается выбрать один из этих персонажей постараться сыграть роль, почувствовать себя на его месте и описать свои чувства, состояние.
3.Участникам предлагается представить себя: лилипутом среди людей; человеком среди лилипутов; новорожденным ребенком; глубоким стариком; слепым; глухим.
4.Участникам необходимо изобразить один из персонажей и описать свои чувства, состояние.
5. Участники должны рассказать о чувствах, которые они испытывали, наблюдая разыгрываемые сцены.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.