КГУ «Антоновская основная школа»
отдела образования акимата Денисовского района
Бекітемін:
Утверждаю:
ОЖ жөнiндегi директордың орындасары
Заместитель директора по учебной работе
_______________________Э. Ж. Кушербаева
«______» ____________________ 20____ ж/г.
Методический доклад
ТЕМА:
«Личностно-ориентированный подход на уроках физики, как необходимое условие повышения качества образования»
Рыбинок Е.В.,
учитель физики
Одобрен на заседании МО
Руководитель МО____________Кузнецова А.Н.
Хаттама/ Протокол № «____» 20 ____ ж/г.
План доклада
1. Организация личностно-ориентированного обучения.
2. Модель личностно-ориентированного обучения.
3. Использование технологии личностно-ориентированного обучения.
Список использованной литературы
«Благодаря восприятию всех физических явлений в природе, человек открывает прекрасное в самом себе».
В.А.Сухомлинский
Личностно-ориентированное
обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее
самобытность, самоценность. Субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а
затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии
образования социально-педагогические модели развития личности описывались в
виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной
деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания
уникальности субъектного опыта самого учащегося, как важного источника
индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем
самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация
учеником заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного
опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение,
преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития. Признание
ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по моему
мнению, личностно-ориентированная педагогика.
При проектировании образовательного процесса мы
исходим из признания двух равноправных источников: обучения и учения. Последнее
не есть просто дериват первого, а является самостоятельным, личностно-значимым,
а потому очень действенным источником развития личности.
Традиционно образовательный процесс описывался
как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись обучение и
воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось,
что ученик развивается только под влиянием специально организованных
педагогических воздействий.
Обучение, которое обеспечивает полноценное
усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно
влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение.
Существующие модели личностно-ориентированной
педагогики можно условно разделить на следующие основные группы:
1) социально-педагогическая;
2) предметно-дидактическая;
3) психологическая.
Социально-педагогическая модель реализовала
требования общества, которое формулировало социальный заказ образованию:
воспитать личность с заранее заданными свойствами. Общество через все имеющиеся
образовательные институты формировало типовую модель такой личности. Задача
образовательных учреждений заключалась в первую очередь в том, чтобы каждый
учащийся по мере взросления соответствовал этой модели, был ее конкретным
носителем. Личность при этом понималась как некоторое типовое явление,
«усредненный» вариант, как носитель и выразитель массовой культуры. Отсюда
основные социальные требования к личности: подчинение индивидуальных интересов
общественным, конформизм, послушание, коллективизм и т.п.
Кратко сформулирую
основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного
процесса:
• учебный материал (характер его предъявления)
должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая
опыт его предшествующего обучения;
• изложение знаний должно быть направлено не
только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение
предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого
учащегося;
• в ходе обучения необходимо постоянное
согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
• активное стимулирование ученика к самоценной
образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность
самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
• учебный материал должен быть организован таким
образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении
задач;
• необходимо стимулировать учащихся к
самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов
проработки учебного материала;
• при введении знаний о приемах выполнения
учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные
приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
• необходимо обеспечивать контроль и оценку не
только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций,
которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
• образовательный процесс должен обеспечивать
построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.
Для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование
учителем на уроке, в индивидуальной работе.
В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий.
В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности учащегося, его потенциальным возможностям в приобретении знаний.
Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:
1. Во-первых, динамичное развитие нашего общества требует формирования в учащемся не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ему стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
2. Во-вторых, современные учащиеся прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
3. В-третьих, современное образование остро нуждается в гуманизации отношений между преподавателем и учащимся, между детьми и взрослыми.
Идеи и принципы личностно-ориентированного обучения наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности как активно действующих субъектов образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъективным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый учащийся для преподавателя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.
Среди современных научных проблем по созданию технологий, традиционной формой обучения является личностно-ориентированные, приспособленные к специфике личности учащихся. В данной технологии возникает потребность качественной организации учебного процесса, сочетания в нем личностно-ориентированного и деятельного подхода.
Обучение на основе выполнения и освоения различных видов деятельности превращается в активный учебно-познавательный процесс, с информированием на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе учения.
Для формирования личности специалиста необходимо обучение, которое обеспечивает переход познавательной деятельности к профессиональной деятельности со всеми ее потребностями, целями, средствами. С учетом личностно- ориентированного и деятельностного подхода обучения необходимо моделировать профессиональную деятельность специалиста.
Личностно-ориентированное обучение предполагает:
- признание учащегося субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру.
- признание способности учащегося к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей.
- смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности учащегося.
- приоритет внутриличностного содержания образования.
Личностно-ориентированное обучение - это процесс раскрытия индивидуальности человека в специально организованной учебной деятельности.
Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с его профессией, а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе, получить определенные знания.
Знание - это личностно трансформированная информация, которую усваивает ученик в процессе обучения. Оно зависит от субъективного опыта ученика, от его интересов, способностей, уровня обученности и обучаемости.
Содержание образования - опыт творческой деятельности - ориентирован на отдельного учащегося, так как в процессе учебной творческой деятельности учащиеся приобретают новые знания и способы деятельности.
Индивидуализация в рамках личностно-ориентированного обучения касается каждого компонента образования, требуется адаптация потребности каждого ученика.
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личности учащегося и преподавателя выступают как его субъекты, ибо целью обучения провозглашается развитие личности учащегося, его индивидуальности и способностей, при этом учитываются ценности ориентации учащегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его внутренняя модель.
Основным принципом формирования личностно-ориентированного обучения является единство содержательной и процессуальной сторон обучения. Этот принцип требует разрабатывать содержания, ориентируясь на существующую педагогическую реальность, учитывать имеющиеся методы, закономерности, возможности обучения в целом, учитывая способы передачи информации учащимся.
Сочетание этого единства является первым шагом в создании личностно-ориентированного содержания образования, которая имеет свою определенную модель обучения.
2. Модель личностно-ориентированного обучения.
Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а также реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.
В основе модели личностно-ориентированного обучения- научная психолого-педагогическая концепция, поэтому в ходе её реализации необходимо психолого-педагогическое сопровождение, участие ,помощь и поддержка психолога. Взаимодействие психолога и педагога при освоении личностно-ориентированного обучения способствует внедрению новых развивающих технологий обучения.
Модель личностно-ориентированного обучения состоит из:
А) Принципов личностно-ориентированного обучения:
Актуализация имеющегося опыта и знания является важным условием, способствующим пониманию и введению нового знания. Понимание в целом тесно связанно с личным опытом преподавателя и осуществляется на базе прошлого опыта, знания, правил. Понимание является основным компонентом процесса обучения.
При реализации этих принципов информационная база урока становится подлинно развивающей.
Главное, на что работает преподаватель в личностно-ориентированном образовательном пространстве, это организация «событийной общности» с учащимся, помощь ему в освоении собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы учащейся сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
Преподаватель, работающий с личностно-ориентированным обучением, вступает в новую для себя профессиональную позицию - быть одновременно и предметником, и психологом. Роль преподавателя заключается в умении профессионально использовать данные об учащемся в учебном процессе, создании разносторонней образовательной среды, с тем, чтобы дать каждому учащемуся возможность проявить себя.
Преподаватель выступает не только в качестве транслятора знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности. Сначала такая перестройка профессионального сознания повышает у педагога чувство тревожности, вызывает большие трудности, так как необходимо не только повышать свой методический уровень, но и разрабатывать принципиально иные конспекты уроков, их дидактическое обеспечение. Взаимодействие учителя с педагогом-психологом при овладении личностно-ориентированной технологией является ключевым моментом и устраняет многие проблемы обучения.
Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное «я»
Б) Критерии личностно-ориентированного обучения:
План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Учащийся на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.
В) Ценности личностно-ориентированного обучения:
Ценности применения уровневых заданий заключается в том, что:
Учащиеся в группе, где реализуется личностно-ориентированный поход в обучении, характеризуется устойчивым интересом к предмету, умеют осознанно планировать свою деятельность, цели деятельности ставят самостоятельно. Учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, позитивную самооценку, проявляют интерес к учебному материалу.
В результате совместной работы педагога-психолога и учителя в личностно-ориентированной группе отмечаются следующие позитивные изменения:
В процессе личностно-ориентированного обучения реализуется в полной мере сущность образования: учащиеся осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально волевого отношения к миру, к другим людям.
Г) Замыслы личностно-ориентированного обучения:
3. Использование технологии личностно-ориентированного обучения на уроках физики.
Личностно-ориентированные технологии базируются на основе активизации деятельности учащихся и повышения эффектности учебного процесса. Личностно-ориентированное обучение предлагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. При использовании этой технологии на уроке, перед преподавателем встают новые задачи:
Главная задача преподавателя - поставить учащегося в позицию активного субъекта учебной деятельности, организовывать ее таким образом, что бы он все более активно и самостоятельно овладел научными фактами и законами, совершенствовал учения и навыки.
Использование элементов технологии личностно-ориентированного обучения на уроках физики направлено на развитие личности учащегося и позволяет принципиально формировать познавательную деятельность учащегося, оно наиболее перспективно для модернизации и обновления образования для подготовки высококвалифицированного специалиста.
При изучении основных понятий и законов физики на основе личностно-ориентированного обучения использую разноуровневый, дифференцированный, индивидуальный подход, а также учитываем естественную логику познания, которая свойственна психологии и физиологии ребенка, а не только логику физики как научной дисциплины.
Обучаясь предмету «физика» учащийся осуществляет множество активных попыток, пока не освоит какую-либо новую для него информацию или способ деятельности. При этом со стороны может показаться, что обучается он легко и быстро, не прикладывая никаких усилий.
Для построения личностно-ориентированной технологии обучения физике необходимо исходить из следующих ключевых позиций:
Для быстрого усвоения знаний необходимо комфортное, радостное общение с взрослыми, которое помогает им справиться с трудностями и быстро продвигаться в обучении. Учитывая логический уровень способностей, необходимо знать, какие познавательные стратегии лежат в основе успешного обучения. Например, для воспроизведения формулы, учащейся должен его представить, затем воспроизвести вслух, затем записать в тетрадь.
Это есть микростратегия, которую надо совершенствовать с ростом физической компетентности, когда формулы заполняются не как совокупность символов, а в соответствии с логикой связи факторов, отражающих реальные явления.
Например: необходимо начать с простого примера: разделить лист бумаги на две части:
Затем обсудить эти записи и дать рекомендации, как можно преодолеть негативное, используя технологии обучения, привести поучительные истории, посоветовать конкретные упражнения и тогда учащиеся гораздо чаще обращают внимание на свои позитивные убеждения.
Конкретные содержания занятий и форма их проведения могут быть различными в соответствии с традиционной классификации уроков.
Личностно-ориентированное обучение – это наиболее эффективный подход к обучению.
В процессе обучения физике я используя технологию личностно -ориентированного обучения, на уроке учащиеся решают разноуровневые задачи в виде игры «БИРЖА»
Список использованной литературы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.