Доклад на МО коррекционных классов "Использование игр как средства адаптации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью."
Оценка 4.9

Доклад на МО коррекционных классов "Использование игр как средства адаптации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью."

Оценка 4.9
docx
01.11.2024
Доклад на МО коррекционных классов "Использование игр как средства адаптации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью."
Выступление на МО 2024 ноябрь.docx

МБОУ «Гатчинская НОШ №5»

Использование игр как средства адаптации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Выступление на мо учителя-дефектолога Лазаревой Л.Г.

 

Современное состояние учения об интеллектуальной недостаточности и повседневный опыт дают основания утверждать, что необучаемых детей нет, но возможности к обучению у них разные. Учитывая, что биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психическим возрастом, ведущая роль в обучении учащихся с разной степенью интеллектуальных нарушений принадлежит игровой деятельности. 

Игра, особенно в младших классах является одним из приёмов, который помогает  нашим детям преодолеть трудности в обучении и воспитании. Разделу «Игра» не случайно отведено центральное место в программе воспитания и коррекции детей с нарушением интеллекта и развития. Тем самым подчеркивается первостепенное значение этой деятельности для решения стоящих перед педагогами дефектологами задач обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов психики аномального ребенка. Основная цель педагога состоит в формировании самой игровой деятельности. От того, насколько удастся продвинуть ребенка в овладении игрой, будет зависеть успешность его речевого, умственного, нравственного и  социального развития.

Основные виды игровой деятельности используемых мною в повседневной практике работы с уо учащимися – предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые.

Сюжетно-ролевая игра применяется как на уроках так и во внеурочной деятельности и  в развёрнутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях подражают взрослым и отношениям между ними.  Игры могут быть разными от игры «в дом», до профессиональных игровых ситуаций- парикмахерская, доктор, столовая и др.- они выступают как деятельность, в которой происходит ориентация уо ребёнка в социальном обществе.

Самое главное, что хотелось бы подчеркнуть в содержании таких игр –это отношения между людьми, осуществляемые через взаимное манипулирование с предметами. Сюжеты наших повседневных игр очень разнообразны и изменяются в зависимости от конкретных условий жизни ребёнка и расширения его кругозора.

В ролевых играх всегда ставлю одной из главных целей воспитать сознательную дисциплину, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

У наших детей наблюдаются различные нарушения компонентов, влияющих на деятельность в играх : их мотивы незрелы, целей нет,не могут подобрать необходимые средства реализации для решения поставленных задач, не умеют критично воспринимать полученные промежуточные и итоговые результаты.

 

В связи с этим всегда учитываю, что необходимо научить преодолевать встречающиеся трудности, понимать значимость результатов, играть целенаправленно. Учу детей переносить прошлый опыт в новые условия, расширяю кругозор с помощью новых знаний, стараюсь научить планировать сою деятельность и стараться предвидеть ее результаты.

 

Недостаточное понимание словесной инструкции, низкая произвольность внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом усложняет эту работу с детьми.

 

Для детей с умственной отсталостью характерен низкий уровень игровой активности, они предпочитают более простые правила. Их действия с предметами чаще остаются на уровне манипуляции. Интерес детей к предметам, в частности к игрушкам, оказывается кратковременным.

 

Хочется напомнить непреложную истину: жизнь и игры в детском коллективе положительно влияют на развитие коммуникабельности и творческой инициативы детей, способствующей образованию сюжетно-ролевых игр.

 В коллективе ребенок сравнивает себя с другими, согласовывает свои поступки с поступками сверстников, устанавливает дружеские отношения со своими товарищами: при этом считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту и в сюжетных играх, под влиянием которых дети становятся более отзывчивыми, более сердечными, эмоциональными. В эмоциональной сфере идёт формирование характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, стыд и др.

Большинство умственно отсталых детей сталкиваются в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но проигрывая их так, как им хочется, дети могут научиться постепенно справляться с ними.

Более доступными для детей являются сюжетно-ролевые игры бытовой тематики. Эти игры уточняют представления детей о предметах быта и их предназначения, способствуют формированию навыков самообслуживания, пробуждают интерес к бытовому труду людей. Содержание бытовых игр даёт возможность детям овладеть элементарными моральными отношениями заботы, внимания и взаимопомощи. В этих играх формируется двигательный опыт детей, их речь и т. д.

Игра не возникает спонтанно. В начале каждой игры создаю игровое настроение у детей, вызваю у них эмоциональное отношение к роли. Нельзя принуждать ребенка к участию в игре. Следует учитывать его желания и настроение, вводить в игру постепенно, давая возможность понаблюдать за игрой со стороны. Необходимо помогать планировать предстоящую игру, правильно распределять роли. Вообще, учитель долгое время является ключевой фигурой игры, т. к. без его руководства и активного участия игры глубоко умственно отсталых детей быстро сходят на “нет”.

Игры я многократно повторяю и вместе с тем постепенно видоизменяю, вводим новые предметы, персонажей, новые элементы взаимоотношений, постоянно поощряю детей к самостоятельному поиску игры. Кроме того,не стоит забывать, что педагогу нужно уметь вовремя свернуть игру, чтобы у детей не возникало пресыщения. При этом нельзя останавливать их в момент эмоционального подъема.

В своей работе я использую игры, содержанием которых являются реальные явления и события, происходящие в жизни, деятельности людей, окружающих детей. Вначале мы наблюдаем и обговариваем действия взрослого, пробуем подражать, манипулируем игрушкой (если нет подходящей – замещаем похожим предметом, потом переносим в игровую среду. Обязательно даю положительную оценку всем детям. За все года работы научила играть в такие сюжетные игры : «Доктор»«Напоим куклу чаем»«Построим гаражи для машин»«Привезем для кукол продукты», и т. д.


 

МБОУ «Гатчинская НОШ №5» Использование игр как средства адаптации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

МБОУ «Гатчинская НОШ №5» Использование игр как средства адаптации младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

У наших детей наблюдаются различные нарушения компонентов, влияющих на деятельность в играх : их мотивы незрелы, целей нет,не могут подобрать необходимые средства реализации для решения…

У наших детей наблюдаются различные нарушения компонентов, влияющих на деятельность в играх : их мотивы незрелы, целей нет,не могут подобрать необходимые средства реализации для решения…

В этих играх формируется двигательный опыт детей , их речь и т

В этих играх формируется двигательный опыт детей , их речь и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2024