Доклад на МО "Смысловое чтение как основа развития УУД младшего школьника."
Оценка 4.7

Доклад на МО "Смысловое чтение как основа развития УУД младшего школьника."

Оценка 4.7
pptx
28.02.2023
Доклад на МО "Смысловое чтение как основа развития  УУД младшего школьника."
Смысловое чтение как основа развития УУД младшего школьника.pptx

Смысловое чтение как основа развития

Смысловое чтение как основа развития

Смысловое чтение как основа развития УУД младшего школьника

Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения

Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения

Чтение

следует

рассматривать

как качество

человека,

которое

должно совершенствоваться

на протяжении всей его жизни в

разных ситуациях деятельности и общения.

Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; …

Обязательный компонент метапредметных результатов освоения основной образовательной программы: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; …

Обязательный компонент метапредметных результатов
освоения основной образовательной программы:

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; …

Что такое смысловое чтение? Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А

Что такое смысловое чтение? Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А

Что такое смысловое чтение?

Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной
задачей (А. А. Леонтьев).
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская
И.А. и др.)

ПООПНО …осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;…

ПООПНО …осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;…

смысловое чтение …. в ПООПНО

…осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

различных жанров;
определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации…

Что значит читать со смыслом? Все ли ученики видят этот смысл?

Что значит читать со смыслом? Все ли ученики видят этот смысл?

Что значит читать со смыслом?

Все ли ученики видят этот смысл?

Как читают наши ученики?

ПООПНО ознакомительное чтение поисковое/просмотровое (выборочное) чтение изучающее (критическое) чтение рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение

ПООПНО ознакомительное чтение поисковое/просмотровое (выборочное) чтение изучающее (критическое) чтение рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение

смысловое чтение …. в ПООПНО

ознакомительное чтение
поисковое/просмотровое (выборочное) чтение
изучающее (критическое) чтение
рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение

Цель: личностное и познавательное развитие обучающихся и достижение социально желаемого результата

Цель: личностное и познавательное развитие обучающихся и достижение социально желаемого результата

Цель: личностное и познавательное развитие обучающихся и достижение социально желаемого результата

Приёмы и способы работы


анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в задание,
выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и
«переводить» каждое задание в само-, инструкцию, в алгоритм действий;

выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы; высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку
высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных
ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьей-либо точки зрения с опорой на прочитанный текст;


вычитывание и обобщение информации из таблиц, пиктограмм, графиков,
диаграмм, проспектов, рекламных материалов и т.п.

Главная цель начальной школы развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (… навыки смыслового чтения текстов учебников…)

Главная цель начальной школы развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (… навыки смыслового чтения текстов учебников…)

Главная цель начальной школы

развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий
(… навыки смыслового чтения текстов учебников…)

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе (ФГОС

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе (ФГОС

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе (ФГОС НОО)

1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.

практическое отличие текста от набора предложений.
выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
озаглавливание текста (подбор заголовков).
составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе (ФГОС

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе (ФГОС

Поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе (ФГОС НОО)

2 класс – обучение детей работать с текстом.

правильное, сознательное, выразительное чтение;
владение пересказом разного вида (полный, краткий, выборочный);
деление на абзацы и составление плана прочитанного текста;
составление характеристики героев и их поступков;
подбор синонимов и антонимов к словам.

3 - 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: самостоятельное выделение основной мысли; нахождение информации в тексте…

3 - 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: самостоятельное выделение основной мысли; нахождение информации в тексте…

3 - 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание,
давать оценку прочитанному:

самостоятельное выделение основной мысли;
нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
выделение главной и второстепенной информации;
выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим
содержанием.

Работа с материалами учебников нового поколения – один из речемыслительной деятельности младших школьников

Работа с материалами учебников нового поколения – один из речемыслительной деятельности младших школьников

видов

Работа с материалами учебников нового поколения – один из
речемыслительной деятельности младших школьников.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЧТЕНИЮ
(для первоклассников)

1. Прочитай рассказ и нарисуй иллюстрацию к нему.
Кролики
Вот клетка. Там сено, кормушка и поилка.
В клетке живут кролики. Мама и детки. Пара малышей чѐрные, как мама.
Остальные пять – рыжие. Крольчиха грызѐт капусту и ест овѐс. Крольчата спят, прижимаясь друг к другу. Они ещѐ маленькие. Мать кормит их молоком.
Кролики растут быстро. Скоро им будет тесно в одной клетке.

Проверяется умение осознанно читать текст с целью приобретения читательского опыта,
освоения и использования информации

Кто находится в клетке? Ответь предложением из текста

Кто находится в клетке? Ответь предложением из текста

2. Кто находится в клетке? Ответь предложением из текста. Спиши это предложение. Сверь свою запись с текстом. Если надо, исправь.

Проверяется умение понимать и принимать учебную задачу, письменно отвечать на поставленные вопросы с помощью выборочного списывания. Проверяется умение
безошибочно списывать и проверять написанное, сверяя с текстом

Какого цвета крольчиха? Обведи номер правильного ответа

Какого цвета крольчиха? Обведи номер правильного ответа

3. Какого цвета крольчиха?
Обведи номер правильного ответа.

1) белая 2) рыжая 3) черная

Проверяется умение находить и использовать нужную информацию, представленную
в тексте

По тексту составили задачу. Дополни краткую запись числами

По тексту составили задачу. Дополни краткую запись числами

4. По тексту составили задачу. Дополни краткую запись числами. Реши задачу, устно, запиши ответ.

Крольчиха - …
? кроликов Крольчата - … и …
Ответ: всего … кроликов.

Проверяется умение находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде в форме числовых данных

К какой группе животных относятся кролики?

К какой группе животных относятся кролики?

5. К какой группе животных относятся кролики? Обведи номер ответа.

Утка, грач.
Овца, медведь.
Карп, щука.

Проверяется умение группировать, систематизировать объекты по родо-видовому признаку.

Подумай, откуда в клетке берѐтся корм

Подумай, откуда в клетке берѐтся корм

6. Подумай, откуда в клетке берѐтся корм. Запиши свой ответ.

Проверяется умение высказывать устно и письменно оценочные суждения и свою точку зрения

Проверь свою запись, читая слова по слогам.
Проверяется умение находить и исправлять ошибки в собственном письме, а также предотвращать возможные ошибки в последующих письменных работах путём слогового проговаривания.

Что стало понятно из текста? Обведи номер ответа

Что стало понятно из текста? Обведи номер ответа

7. Что стало понятно из текста? Обведи номер ответа.

Малыши грызут капусту.
В поилке налито молоко.
Крольчата разного цвета.
Проверяется умение на основе прочитанного текста обнаруживать недостоверность получаемой
информации.

Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

Поскольку смысловое

чтение является метапредметным навыком, то

составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:


В личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
В регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
В познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная
память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе)

Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе)

1. Работа с текстом до чтения (антиципация, постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе).
Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Технология развития смыслового чтения

Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом)

Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом)

2. Работа с текстом во время чтения (первичное чтение текста, использование приёма "активный читатель", перечитывание текста, беседа по содержанию в целом).
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Технология развития смыслового чтения

Работа с текстом после чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности…

Работа с текстом после чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности…

3. Работа с текстом после чтения (концептуальная (смысловая) беседа по тексту; знакомство с писателем; работа с заглавием, иллюстрациями; творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся), тестовые задания, контрольно-измерительные материалы.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским
замыслом.
Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Технология развития смыслового чтения

Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу, пословице, загадке

Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу, пословице, загадке

Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу, пословице, загадке.
Восстановление текста с пропущенными элементами.
Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками:
Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Антиципация

это предвосхищение, предугадывание содержания

БОЛОТО ЛЯГУШКА МЕЧТА ПУТЕШЕСТВОВАТЬ

БОЛОТО ЛЯГУШКА МЕЧТА ПУТЕШЕСТВОВАТЬ

БОЛОТО
ЛЯГУШКА
МЕЧТА
ПУТЕШЕСТВОВАТЬ

Сейчас мы проведем метод прогнозирования: определим, о чем будет произведение, какие события могут произойти? Для этого выполните такое задание: составьте небольшой рассказ, используя ключевые слова, которые вы видите …

Ассоциативный куст Учитель определяет тему одним словом, а ученики вспоминают всё, что возникает в памяти касаемо этого слова

Ассоциативный куст Учитель определяет тему одним словом, а ученики вспоминают всё, что возникает в памяти касаемо этого слова

Ассоциативный куст

Учитель определяет тему одним словом, а ученики
вспоминают всё, что возникает в памяти касаемо этого слова.
Сначала возникают стойкие ассоциации, потом второстепенные.
Учитель фиксирует ответы в виде своеобразного «куста», который постепенно
«разрастается».

Лягушка В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Лягушка В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Лягушка

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Прочитайте название сказки. Поразмышляйте, бывают ли лягушки путешественниками? Как это может быть? Какие ассоциации у вас возникли, прочитав название произведения?

Лягушка Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят

Лягушка Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят

Лягушка

Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят.

Сколько воды ни пить, а лягушке волом не быть.

Лягушка,
выскочившая на дорогу перед путником, сулит
неудачу.

большое значение в науке

земноводные

болото

спячка

Верите ли вы, что.. Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”

Верите ли вы, что.. Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”

Верите ли вы, что..

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”.
У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает
вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны.
В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы.

Верите ли вы, что……

Верите ли вы, что…….

Верите ли вы, что…..

Верите ли вы, что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?

Верите ли вы, что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?

Верите ли вы, что утки не стали есть лягушку, потому что она была слишком велика?

Верите ли вы, что лягушка отправилась в путешествие
с утками на юг?

Верите ли вы, что лягушка долетела с утками до юга?

Верите ли вы, что лягушка любила хвастаться?

+

-

…..

Верите ли вы, что лягушка прицепилась к прутику лапками, а утки подхватили прутик с лягушкой и полетели?
Верите ли вы, что лягушка отцепилась от прутика, потому что устала держаться

за него?
Верите ли вы, что лягушка упала с высоты и осталась жива?

Дневник двойных записей Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом

Дневник двойных записей Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом

Дневник двойных записей

Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.
В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный
комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.

Чтение с пометками (Инсёрт) Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами

Чтение с пометками (Инсёрт) Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами

Чтение с пометками (Инсёрт)

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! (+) Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Читаем и спрашиваем Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах

Читаем и спрашиваем Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах

Читаем и спрашиваем

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с
печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
Ученики объединяются в пары.
Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

Почему закричала лягушка? Что с ней произошло, когда она закричала?

Почему закричала лягушка? Что с ней произошло, когда она закричала?

Почему закричала лягушка?
Что с ней произошло, когда она закричала? Куда упала лягушка?
Кого она встретила там? Что рассказывала лягушка?
Кого ждала лягушка весной? Почему утки не вернулись

… Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи…..

Приём «Чтение в кружок» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения

Приём «Чтение в кружок» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения

Приём «Чтение в кружок»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".
Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Прием «Толстые и тонкие вопросы» «Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ

Прием «Толстые и тонкие вопросы» «Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала.

Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете…?

В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?

Тонкие вопросы
Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Согласны ли Вы…?

Тонкие вопросы Толстые вопросы

Тонкие вопросы Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы.

Где сидела лягушка?

Почему лягушка решила отправиться в дальние края?

С кем путешествовала лягушка?

Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?

Куда отправилась
лягушка-путешественница с утками?

Почему лягушка просила лететь уток пониже?

Чем лягушка прицепилась к прутику?

Почему не состоялось путешествие лягушки?

Куда упала путешественница?

Могло ли путешествие лягушки закончиться удачно?

Чтение с остановками 1 стадия - вызов

Чтение с остановками 1 стадия - вызов

Чтение с остановками

1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики.
На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

Чтение с остановками стадия - осмысление

Чтение с остановками стадия - осмысление

Чтение с остановками

стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.
Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.


стадия - рефлексия. Заключительная беседа.

Ромашка Блума Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах)

Ромашка Блума Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах)

Ромашка Блума

Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание
содержащейся в тексте
информации, на осмысление авторской позиции (в
художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Воспроизведение Простые Кто? Когда?

Воспроизведение Простые Кто? Когда?

Воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял..?

Применение

Практические

Как можно применить..? Что можно сделать из..?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если..?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь ?

Ромашка Блума

Простые вопросы . Где жила лягушка?

Простые вопросы . Где жила лягушка?

Простые вопросы. Где жила лягушка?
Объясняющие вопросы. Почему утки согласились взять с собой лягушку?
Уточняющие вопросы. Верно ли, что лягушка была очень хвастливой?
Оценочные вопросы. Что можете сказать о чувствах лягушки во время полёта?
Практические вопросы. Как бы вы поступили на месте лягушки?
Творческие вопросы. Что было, если бы лягушка не была хвастливой?

Сказочное королевство Прочитаем текст

Сказочное королевство Прочитаем текст

Сказочное королевство

Прочитаем текст.

Выберем 2-х стражников, строгих и неподкупных. Стражники охраняют сказочное королевство. Но сегодня здесь бал.
Каждому хочется туда попасть.
Есть только один способ пройти: ответить на любой каверзный вопрос стражника по учебному тексту.
Сейчас внимательно еще раз прочитайте текст, а стражники по нему составят вопросы. Можно по очереди подходить к стражникам – вдруг пропустят? Можно ли еще что-нибудь спросить по тексту? Достаточно ли были каверзными вопросы? Если кто-нибудь еще может задать вопросы по тексту, мы можем устроить смену караула.

Кубик Блума На гранях кубика написаны начало вопросов: «Почему», «

Кубик Блума На гранях кубика написаны начало вопросов: «Почему», «

Кубик Блума

На гранях кубика написаны начало вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови»,
«Предложи», «Придумай», «Поделись».
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Плюс. Минус. Вопрос. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: —положительные стороны явления — «+»; —отрицательные стороны явления — «-»; —а…

Плюс. Минус. Вопрос. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: —положительные стороны явления — «+»; —отрицательные стороны явления — «-»; —а…

Плюс. Минус. Вопрос.

При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:
—положительные стороны явления — «+»;
—отрицательные стороны явления — «-»;
—а также информацию, которая просто заинтересовала, — «?»

«+»

«-»

«?»

…..

…..

Увидела много интересных мест

Увидела много интересных мест

«+»

«-»

«?»

Увидела много интересных мест.
Показана дружба лягушки и уток
Изобретательность лягушки учит тому, что можно найти выход из любой
ситуации

Хвастливая лягушка
Говорит только о том, какая она
умная и хорошая.

Прилетят ли утки за
своей лягушкой? И если да, то как сложиться потом жизнь лягушки, и если нет

Дерево предсказаний Ствол дерева – тема

Дерево предсказаний Ствол дерева – тема

Дерево предсказаний

Ствол дерева – тема.
Ветви – предположения. Предположения по двум направлениям:
«возможно»
«вероятно» Количество ветвей не ограничено.

Что будет дальше?
Чем закончится рассказ?
Как будут развиваться события после финала?

Использовать после первой или второй
остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами.

Знаю. Хочу. Узнал В основе ЗХУ также лежит таблица

Знаю. Хочу. Узнал В основе ЗХУ также лежит таблица

Знаю. Хочу. Узнал

В основе ЗХУ также лежит таблица.

В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.
В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
После формулируются новые вопросы. Что вы хотели бы узнать еще?
Чему сегодня на уроке можно научиться?
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать

З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

Что вы знаете об этом писателе? Какие знаете его произведения?
Особенности произведений этого писателя. Что вы считаете нужным узнать?
Что узнали нового?

Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн

Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн

Как итог рассуждений, учащиеся составляют синквейн.
Тема (одно существительное)
Описание темы (два прилагательных)
Характеристика темы (три глагола)
Отношение к теме (фраза из четырех слов)

Синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

Осмысление (через синквейн)

Ha3B3HMe T8Ml:tl (OAHO CYIJ.leCTBMTenbHOe) fls:1rywKa cnoeax (2 npMnararenbHblX) 21

Ha3B3HMe T8Ml:tl (OAHO CYIJ.leCTBMTenbHOe) fls:1rywKa cnoeax (2 npMnararenbHblX) 21

1.Ha3B3HMe T8Ml:tl (OAHO CYIJ.leCTBMTenbHOe)

fls:1rywKa

cnoeax (2 npMnararenbHblX)

21 . On1McaHMe reMbl B .QByx
flynornaaas:1,ToncTaff

3.0nMcaHMe AeMcTBVlfl (3 rnarona) Coo6pa>KaeT, 6onTaeT, xeacTaeT
n p e.Qn o .>Ke HM1e MX 4 cnoB, noKa3blB, aeT OTHOW 1eHMe K Te M1 e
L'13o6peTaeT He06blKH0B8HHblM cnoco6 neT8Tb)
CMHOHMM, KOTOpblM nOBTOpfleT cyTb TeMbl
nyTeweCTB8HHM'-'a

Фишбоун Метод структурного анализа причинно- следственных связей

Фишбоун Метод структурного анализа причинно- следственных связей

Фишбоун

Метод
структурного анализа
причинно-
следственных связей

Цветная шляпа» Шляпы шести цветов, у каждой шляпы своё название и свой вопрос

Цветная шляпа» Шляпы шести цветов, у каждой шляпы своё название и свой вопрос

«Цветная шляпа»

Шляпы шести цветов, у каждой шляпы своё название и свой вопрос.
Сначала дети знакомятся со значением каждого цвета шляпы.
Затем происходит выбор одной из шляп и рассматривание ситуации с данной позиции.

Шляпа Вопросы Белая «В чем заслуга…?», «Чем необычно…?», «Что самое интересное и важное…?», «За что можно благодарить…?»

Шляпа Вопросы Белая «В чем заслуга…?», «Чем необычно…?», «Что самое интересное и важное…?», «За что можно благодарить…?»

Шляпа

Вопросы

Белая

«В чем заслуга…?», «Чем необычно…?», «Что самое интересное и
важное…?», «За что можно благодарить…?»

Черная

«За что можно осудить…?», «Какое испытание можно считать
самым тяжелым…?»

Красная

«В какой последовательности…?», «Чем для той эпохи верны
открытия…?», «Почему именно тогда они значимы…?»

Желтая

«Как подавали сигналы…?», «Что спасло…?», «Какие следы…?»

Зеленая

«Почему…?», «Как объяснить причины…?», «Что стало причиной того,
что…?», «Какие последствия определялись…?»

Синяя

«Что было бы, если…?», «Как могли развиваться события, если…?»

Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни лягушки

Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни лягушки

Белая шляпа - факты. Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни лягушки.
Красная шляпа - эмоции. Какие чувства вызывает у вас история с лягушкой?
Жёлтая шляпа - оптимизм. Что положительного вы взяли для себя, читая произведение В. М. Гаршина?
Чёрная шляпа - критика. Найдите, всё плохое в поступках

Какие трагические события могли произойти с

лягушки. лягушкой?
5.Зелёная

шляпа- шляпа творчества. Придумайте своё

окончание истории. Дайте свои советы героям произведения.
6. Синяя шляпа - жизненный урок. Чему тебя научило это произведение?

Бортовой журнал Известная информация и предложения

Бортовой журнал Известная информация и предложения

Бортовой журнал

Известная информация и предложения

Новая информация

Микрофон» Что запомнилось? Что понравилось?

Микрофон» Что запомнилось? Что понравилось?

«Микрофон»

Что запомнилось?

Что понравилось?

Что было самым интересным?

Где эти знания пригодятся в жизни?

О чем бы ты рассказал своим родителям или друзьям?

CM' l:tl tn OBOE lff EHIME i e'f pa,Art i

CM' l:tl tn OBOE lff EHIME i e'f pa,Art i

CM' l:tl tn OBOE lff EHIME

i e'f pa,Art i Hamep

M

CMblCnOB

M.B. 6eAeHKO
CMblCnOBOE "ITEHME
Ter p aAb-r peHa >Kep

CMblCnOBOE "I

KnACC

2.
KnACC

KJIACC

1 4 1.na,_,.. HM ETOAH ECKHE PEKOMEH.QAUHH

1 4 1.na,_,.. HM ETOAH ECKHE PEKOMEH.QAUHH

1 4
1.na,_,..

HM
ETOAH ECKHE PEKOMEH.QAUHH

YHHBEPCAJibHbIE YY:EEHbIE ,UEHCTBH5I

YHHBEPCAJibHbIE YY:EEHbIE ,UEHCTBH5I

YHHBEPCAJibHbIE YY:EEHbIE
,UEHCTBH5I

U1BEP AJlblibIB Yt:{IlBHblE
tiCT81'lH

M. B. .60 H1rn u a , II.

CMbIC '
qTEE

YHil BEPCAJibH b IE yqEBHbIE
,IJ;EfICTBIDI

M. B.6 o hi o 11rn , H. A. 6y6noDa

CMbICJIOBOe
qTEHME

CMLICJI4
qTEH I
Pa6.oqaJ1 re

U IBEPCAJib H b E EBHbI ·
E8 CT'BIDI

C M ld CJIO'B

O e

qTEHHE

- -

ITPOC B E rn;
h 3 A • I E /\ b

yqJIH
H3,!.I,AT E:JI L C1

Y'IJW:T
lil 'll',•'-'I.TI"Q

/

- -

II POC BE Ul,EHH E
II .!I II II T !: b C 1 B Cl

Yl.JJilIT
l F)J\I\Tfl",./11,-c'f Fl()

yt.J'JmT
I'll oCflf>

HTaH TeKCT. Meµ;Be,rv, 11 6peBHO

HTaH TeKCT. Meµ;Be,rv, 11 6peBHO

2. npo4HTaH TeKCT.

Meµ;Be,rv, 11 6peBHO

K. YwHHCKHH
M,n;eT Me,n;Be,n;b ITO Jiecy J1 pa3HlOXJ1BaeT_:_ IHeJib3
JIM qeM C'heCTHbIM ITOJKJ1BJ1TbCR? "llyeT - Me,n;. IIo

H.ffJI Mm11Ka MOp,n;y KBepxy J1 BJ1,ll;J1T Ha COCHe yJieJ1, rro,n; YJibeM rJia,n;Koe 6peBHO Ha BepeBKe BJ1CJ1T, HO Mmne ,n;o 6 p e B H a ,n;eJia HeT.

,n;oJie3 ,n;o 6peBHa,

IloJie3 Me,n;Be,n;h Ha cocHy,
HeJib3R Jie3Tb BbIIII e - 6peBHO MelII ae T. MJ111Ia OT ­

TOJIKHYJI 6peBHO JiaIToii; 6peBHO JierOHbKO OTKR"IHYJIOCb

CTYK Me,n;Be,n;R ITO 6a1IIKe. MJ1IIIa OTTOJIK­ ITOKpeIT"l!e - 6peBHO y,n;apl1JIO M l11II Y ITO-

Hasa,n; - 11 HYJI 5peBHO
CJ1Jlb H e e .

P a c c e p ,n;11JicR M1111Ia 11 xBaTMJI CJ1Jih I ; 6peBHO OTKa"l!HYJIOCb cameHJ1

M TaK xBaTMJIO M1111Iy, "9:TO "lfYTh

6peBHO J130 Bceii Ha ,n;Be H a 3 a ,n;
OH C ,n;e p eB a He

CBaJIMJICR.
Pa c CBM p e ITe JI Me,n;Be,n;h, e My 6 p eB HO ,lJ;OK OH a Tb : Hy JlbI, J1 6es c ,n;a "9:J1 HJ1 p a 3 y

3a6bIJI J1 ITpo Me,n;, X Ol.! e T C.H ero BaJIRTb, "9:TO e CTb C J1- He OCTa JICR .

,np: a JICH Mmna c 6 p e BH OM ,n;o T e x ITOP , ITOK a

J136 J1Tb IH He

CB a JIJ1JIC.ff C ,n;e p e B a ; ITO,n; ,n;e p eB OM -T O

Beeb 6h 1 -

JIJ1 KOJi bI III K J1 H a Tb IK a HbI - J1 ITOITJi a TJ1JIC.H M e ,n;B e ,nb; 3a
6esyMHbIH r HeB CBOe:ii T€ITJIOH III K y p o i.i


3. 0 YeM paccKa3b1eaerc.R e reKcre? 3an1-1w1-1.

reKcre re 6e

no H.R THb l? Ecm,, He,,

4. Bee JlH

cnoea B
K CJlOBaptO.

6

O 6pan-Kb

C 'becT H bI M no,irn:s«T&CH -

noeCTb "£IT O- HJ/l y ,n;h .
..Jibl

iKJ/lBYT n-rie .

YJien - ,n;oMJ1K, r,n;e

aaa.H Mepa p;JIMHhI, paB-

Camen& - pyccKa.H cTapJ/l

Ha.ff rrpJ1MepHO 2
Paccsupen, eJI
RpOCTb.
,UOKOH8Tb
JKJ1Tb .

MeTpaM.
cTaJI

CB J/lpe n b I M,

I1p l1III € JI B

rr o r y 6 J1Tb ,

YHJ1l.!TO-

5. PaccKa>KH, 4TO AeJlaJl MeABeAb.

Aei:1cre1-1.R.
Ji1,n;e T , pa3HIOXJ1BaeT, IIO,ll;H.HJI r OJI OBY, BJ/l,D;J/lT y.rreM,

see era

6. nepecKa>KH npo1-13eeAeH1-1e, on1-1pa.Rcb Ha c.noea -

AeHCTBH.R MeABeA.R.

IIOTOMY qTQ

19

20

AyMai::t, KaK1-1e cnosa noMoryT oxapaKTep1-13osaTb

AyMai::t, KaK1-1e cnosa noMoryT oxapaKTep1-13osaTb

r -....

8. noAyMai::t, KaK1-1e cnosa noMoryT oxapaKTep1-13osaTb

MeABeAH.

Ecn1-1 1-1cnb1Tb1saewb 3aTPYAHeH1t1H, socnonb3yi1cH
CJlOBaMl-1-nOACKa3KaMlt1. noAL!epKHl-1 HY>KHOe.
yMHhIM, rJiyrrhIM, HacTo:n-.:rMBhIM, xuTpbIM, cMeJihIM, MymecTBeHHhIM, 5Jiaropo,n;HhIM, ,n;o5phIM, cep,n;MThIM, yrrpHMhIM

10. npo4HTaH Ma noCJlOBHU,?

noCJlOBltll.l,bl pa3HblX HapOAOB. KaKOBa Te­
3anl-1WH.

fJiyTibIM BM)];HO.

cBO¾ Jia,ZJ;.
ga BberHaMcKafl
a pasyMHoro

rJiyne rJiyn

nocn oe1i11a..(
M B Yr.ny

M

ec Ta,

m:ri;eT

PyccKafl nocnos111.i_, a
BC€ rrpOMbICJIJ.1T.

a YM

Hb l ¾

fJiyTibIM

KMCHeT,

nocn0B1-11..(a

PyccKafl
paccy,n;MT.
PyccKafl

fJIYTibIM

ocy,n;v1T,

a yMHbU1

nOCJlOBl-11..(a

fJiyIIhIM

IIeCTpOe

mo6v1T.

AAblre cKafl
Kor,n;a ycTatteT.
TypKMeHcKafl

nOCJlOBl-11..(a

fJiyIIhIM

rro:i1:MeT,

nocnos1-1u,a

11. noAL1epKHv1

noc11osv1u,y, Koropa.fl HaH6onee

OTpa>Kaer maBHYIO MblC/lb npOH3BeAe HH.fl.

T04HO

Bee B

MMpe eCTh

JIOBYIIIKa ,!I;JIH rJiyrrQa, a My,n;­ QeJIHX.
nepCHACKa nOCJlOBMU,a
TaM Ha"IMHaeTCH rJiyIIOCTb.
BbeTHaMcKaH noCJ10Bl-1U,a

poMy IIOCJIY:>KMT B ero

r.n;e KOH-.:raeTCR YM,

I'JiyrroCTh O,D;HOM MMHYTbl paspyIIIaeT Tpy,n; My,n;po­ CTM, IIOTpe6oBaBIIIJi1M TPM ro,n;a.
BbeTHaMcKaH noc11os1-1u,a

21

Апальков В. Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций» [Электронный ресурс]

Апальков В. Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций» [Электронный ресурс]

Апальков В. Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций» [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.gazpromschool.ru/teachers/
Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: www.school 2100.ru
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2013.
— 223 с. — (Стандарты второго поколения).
Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя //Начальная
школа - 2003, № 1. С. 11-18
Чтение – вот лучшее учение. Периодическое издание муниципального автономного учреждения информационно-методический центр г. Томска. [Электронный ресурс]. Режим доступа: imc.tomsk.ru
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
[Электронный ресурс]. минобрнауки.рф›документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf

Список источников:

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2023