Доклад на педагогическом совете «Личностно-ориентированный подход на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО».
Оценка 4.8

Доклад на педагогическом совете «Личностно-ориентированный подход на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО».

Оценка 4.8
docx
15.02.2024
Доклад на педагогическом совете  «Личностно-ориентированный подход на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО».
Доклад на тему ЛИЧ-ОР ПОДХОД.docx

                               

             Доклад

                                 на тему:

 

   «Личностно-ориентированный подход на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО».

 

 

 (Выступление на пед. совете учителей).

 

 

 

                                      

 

 

                                               Подготовила учитель начальных классов

                                                                            МКОУ «Ашагастальская СОШ»

                                                                           Мирзебекова Назират Тажировна

 

 

                                                                     2024г.

                                 

                         «Личностно-ориентированный подход на уроках

                                                 в начальной школе»

 

                                          

                                                              « Школа –это тот социальный институт,

                                                           где каждый ребенок должен раскрыться как

                                                            уникальная неповторимая личность».

                                                                                     И.С. Якиманская                  

 

В  наш век, в век высоких технологий, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства обучения, новые технологии обучения, но самой главной формой обучения является урок.

Многие из нас по-прежнему предпочитают традиционную, классическую форму урока, где главной фигурой является учитель. Может быть, это привычка, может быть, так проще… у каждого своя причина. Но нам нельзя забывать, что дети в нашем 21 веке чуть другие, чем были те, которые учились 5,10,15 лет назад. Современные дети намного лучше разбираются в технике, быстрее находят информацию, но, к сожалению, не могут ее как следует переработать, осмыслить, поэтому наша задача остается прежней: помочь, научить, систематизировать, упрочить.

Как было сказано ранее, урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации.

Какова же сущность, строение и компоненты личностно-ориентированного подхода в обучении?

     В последние годы личностно- ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. А это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно- ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Личностно-ориентировочное обучение – это такое обучение, « где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования». Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть, по словам И.С. Якиманской, автора разработки личностно-ориентированной системы, доктора психологических наук, профессора, руководителя отдела «Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе» Института педагогических инноваций РАО, личностно-ориентированная педагогика. Отсюда следует, что личностно-ориентированный подход направлен на рассмотрение ученика, как личности, как  уникальности, несхожести, неповторимости.

    Ориентация на личность означает индивидуальность, т.е. приспособление учителя к конкретному ученику с его индивидуальными свойствами. Еще один путь индивидуализации обучения – учет интересов детей.

    Итак, цель личностно-ориентированного обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

    Задачей этого направления является развитие самостоятельности ребенка в процессе обучения.

   Учитель выступает в роли организатора учебной деятельности: подводит к проблеме, советует, совещается, поощряет. Деятельность идет от самого ученика. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. При таком подходе обучения учитель не авторитарен, а авторитетен среди учащихся.

   Преобладающие формы обучения  на уроке - это диалог при активном участии всех учащихся классов. Личностно-ориентированный подход в обучении предусматривает субъект субъектные отношения- т. е. диалоговое обучение. Между учителем и учеником складываются паритетные, т.е. равные отношения. 

  Личностно-ориентированное обучение формирует следующие умения, как:

     - самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания;

     -принимать самостоятельные и ответственные решения; принимать ответственность за себя и свое окружение;

     - планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты;

     - строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки 

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

 

Работая над темой «Личностно-ориентированный подход в преподавании», ставлю перед собой задачи:

    Как сделать урок радостным и веселым?

    Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Как подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы, ощутить атмосферу сотрудничества и пережить успех?

      Какой должна быть эта деятельность?  Как активизировать деятельность учеников на уроке?

     Эти вопросы ставит перед собой любой творчески работающий учитель. И, я думаю, что у каждого сидящего здесь есть свои методы и приемы решения проблемы. При личностно-ориентированном подходе важны следующие моменты.

 Структура личностно-ориентированного урока:

-Ориентация

-Целеполагание

-Проектирование

-Организация исполнения плана деятельности

-Контроль и оценивание

 

    Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. При помощи наводящих вопросов:

-Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

-О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-Какие задачи вы ставите перед собой?

-Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

 Путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Интерес к изучаемому предмету  может быть вызван неожиданной для учащихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации.  На уроке ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем.

   Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Учитель не предлагает учебный материал в готовом виде, создает на уроке проблемную ситуацию - ситуация познавательного затруднения, возникающую тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. В этот момент ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности и вызывает к ней интерес. Например, на доске запись: «Пришёл ко мне товарищ, поседел  (посидел) у меня». Какое слово записано неправильно? Дети делают вывод о том, как меняется смысл предложения от одной только буквы. Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу.  

Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся. Особого внимания требуют также учащиеся, которым с трудом дается овладение навыками грамотного письма.

 Использую творческие дифференцированные задания. Например, подготовка сообщения на определенную тему, описание, «озвучивание» картины  или «оживление» иллюстрации, анализ эпизода, рассказ от лица героя произведения, выразительное чтение самостоятельно выбранного произведения с обоснованием своего выбора. Зная способности, склонности, таланты учащихся, прошу нарисовать иллюстрацию к какому-либо произведению или эпизоду с последующей защитой своего рисунка, подготовить инсценировку басни или чтение по ролям. Такие задания помогают самореализации личности ученика, проявлению и развитию его творческих способностей, дают ребенку возможность выразить свое «я», продемонстрировать собственное отношение к миру 

Одним из интересных и плодотворных путей повышения грамотности учащихся, на мой взгляд, является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера. Данный вид работы я тоже часто использую на уроке. Например, изучаем тему «Буквы о-а в корне –кос- -кас- Детям, даже слабоуспевающим,  совсем не трудно составить алгоритм или таблицу к данной орфограмме. Затем мы обсуждаем, На уроках дети составляли опорные таблицы по различным разделам орфографии. (Слитное и раздельное написание не словами.- Правописание н и нн.-

После этого обсуждаются составленные детьми таблицы. Алгоритм облегчает выработку орфографического навыка, особенно медлительным учащимся с неустойчивым вниманием, так как позволяет при выполнении упражнения осуществлять определенные «шаги», способствующие осознанному овладению навыком.

Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся. В области искусства, как ни в одной другой области познания, проявляются именно личностные, индивидуальные особенности человека. А это значит, что в процессе усвоения художественных произведений нельзя не учитывать личный опыт человека, ведь это эмоционально окрашенный, личностно-значимый опыт.

     Важно выслушать мнение каждого из детей, как бы ни были мы ограничены во времени. Ведь  на уроках литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Научить детей жалеть, негодовать, радоваться, сопереживать, правильно оценивать события, описанные в произведении,  открыть им богатый, разнообразный мир человеческих переживаний через художественное слово – вот одна из самых трудных задач. Важно, чтобы на уроке не осталось безучастных. Некоторым учащимся трудно сделать обобщения, вывод, но они могут зачитать эпизод, найти нужное место в тексте.

На мой взгляд, огромную воспитательную силу имеет само художественное слово, сам язык великих мастеров. Поэтому большое внимание уделяю выразительному чтению, начиная с 1 класса. Сначала многие дети стесняются выражать свои чувства при помощи выразительного чтения. Необходимо их раскрепостить. Помогают игровые моменты на уроке. В игре дети чувствуют себя раскованно, они охотно повторяют интонации, предлагают свой вариант прочтения. Развитию навыков выразительного чтения способствует и чтение по ролям.

Часто на уроках я использую приемы «синквейн».

Организацию учеников для достижения цели провожу по-разному. Или веду работу со всем коллективом одновременно, единым темпом, то есть веду фронтальную форму учебной работы  или провожу работу учащихся над учебным материалом микрогруппами.

 

Такая форма обучения формирует устойчивый интерес к предмету и вырабатывает технологию сотрудничества. Это создает на уроке атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, что позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания буквально каждого учащегося. Кроме того, выбирая для себя работу в составе группы уч-ся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы, в качестве экспертов, составителей словарей, архивариусов и т. д., что помогает раскрыть возможности, реализовать индивидуальные особенности.

      Чаще всего групповая и парная работа используется на повторительно-обобщающих уроках и на уроках изучения нового материала.

      При изучении творчества А.С. Пушкина я распределила класс на группы и предложила им подготовить сообщения о жизни и творчестве Пушкина. Одна группа получила задание подготовить сообщение и презентацию о детстве поэта, другая – о лицейских годах. Дети отнеслись к делу очень ответственно, тем более в Интернете можно найти много сведений о  данном периоде жизни поэта.

На уроках ( изучения нового)  использую прием совместного поиска в парах - «что мы об этом знаем?». Классу сообщается тема урока, а учебные пары вспоминают, что им известно по этой теме, затем в ходе отчетов, их обсуждения идет поиск верного ответа на вопрос.

Особое внимание в условиях личностно ориентированного урока обращаю на домашние задания. Они должны быть строго дозированными, чтобы не допустить перегрузки учащихся, разноуровневыми, предполагать ситуацию выбора и при этом носить творческий характер.

При личностно-ориентированном обучении ученикам предоставляется свобода выбора, т.е. он сам выбирает наиболее интересные задания по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно принимает участие на уроке.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

– Сегодня я узнал…

– Было интересно…

– Было трудно…

– Я выполнял задания…

– Я понял, что…

Подобные вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, учат осмысленно работать.

Личностно ориентированный урок предъявляет серьезные требования к учителю, ведь такой урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать учащихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы. 

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования.

Современное образование должно быть направлено на развитие личности, раскрытие его возможностей, талантов, становления самосознания, самореализации.

 


 

Доклад на тему: «Личностно-ориентированный подход на уроках в начальной школе в условиях реализации

Доклад на тему: «Личностно-ориентированный подход на уроках в начальной школе в условиях реализации

Личностно-ориентированный подход на уроках в начальной школе» «

Личностно-ориентированный подход на уроках в начальной школе» «

Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе»

Проектирование личностно-ориентированного образования в средней школе»

Работая над темой «Личностно-ориентированный подход в преподавании», ставлю перед собой задачи:

Работая над темой «Личностно-ориентированный подход в преподавании», ставлю перед собой задачи:

Например, на доске запись: «Пришёл ко мне товарищ, пос е дел (пос и дел) у меня»

Например, на доске запись: «Пришёл ко мне товарищ, пос е дел (пос и дел) у меня»

Важно, чтобы на уроке не осталось безучастных

Важно, чтобы на уроке не осталось безучастных

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: –

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы: –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2024