МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №6 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Выступление на ШМО
классных руководителей
«Взаимодействие школы и внешкольных заведений
через работу кружков, курсов по выбору
и факультативов»
Зам. директора по УВР:
Шурупова О.С.
2022
Взаимодействие школы и внешкольных заведений
через работу кружков, курсов по выбору и факультативов
Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в нашей стране привела к определенным изменениям в системе дополнительного образования детей: изменился статус учреждений, характер их связей со школьным образованием. Сегодня учреждения дополнительного образования детей – это неотъемлемая часть образовательной системы города и Республики. Дополнительное образование является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка, независимо от уровня его развития, сформированности интересов, мотивации к обучению и уровня материального состояния его семьи.
Дополнительное образование направлено на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме, удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире, организацию активной творческой созидательности жизнедеятельности детей, создание и развитие пространства детского благополучия.
Философы, анализируя пути развития общества, пришли к выводу, что в стабильные периоды развития культурный багаж, необходимый человеку для того, чтобы стать полноправным членом общества, передается в рамках традиционной школы. В период дестабилизации общественного строя усиливается значимость дополнительного образования. По всей вероятности, это связано с тем, что и школа в этот период претерпевает серьезную перестройку. Безусловно, мы живем в период активных изменений в обществе. Поэтому очевиден первый плюс дополнительного образования.
Вторым плюсом я бы назвала ту сравнительную свободу в содержании и методах дополнительного образования, которая позволяет процветать творчеству. Только ощущая полную безопасность и расширенные рамки возможностей, ребенок начинает по-настоящему творить.
Третий плюс – разнообразие содержания дополнительного образования по сравнению с общеобязательным учебным планом государственной школы. Благодаря такому разнообразию дети могут удовлетворить индивидуальные познавательные потребности, расширить интерес к миру.
И музыкальная школа на современном этапе также призвана, сохраняя традиции общего музыкального образования, решать задачу расширения сферы своего воздействия, обучая практически всех желающих.
МБОУ «Школа №6 г.Тореза» сегодня – это 327 учеников, занимающихся в кружках, курсах по выбору и факультативах в учреждении, учреждениях дополнительного образования и учреждениях культуры.
В нынешнее время для государства крайне важны результаты по совершенствованию и поддержке именно школ с их различными социологическими условиями. Главная задача такого образовательного процесса – повысить качество общего образования в городе, увеличить качество и количество образовательных услуг, предоставляемых населению. Потому что в современной эпохе основным источником богатства становится знание.
Более того, можно сказать, что учение является приоритетным способом существования человека сегодня. Только человек, понимающий это, может быть успешным и конкурентоспособным в жизни.
Мы хотим, чтобы наши ученики смогли удовлетворить потребности в саморазвитии и самореализации, не тратя время на дорогу, не растрачивая свои жизненные силы, а значит, сохраняя свое здоровье, в своем же учебном заведении. И работа в кружках, курсах по выбору и факультативах общеобразовательного учреждения позволяет нам решать эти задачи.
Занимаясь в творческих объединениях на базе школы, все ученики получают возможность раскрыть свои творческие способности и проявить себя с лучшей стороны, изменить мнение учителей, одноклассников и родителей, что совсем немаловажно. Получив возможность самореализации, ребенок начинает по-новому ощущать себя в обществе, сознавать свою значимость и свое место в жизни.
Сегодня дополнительное образование не может рассматриваться как придаток к школе. Этот вид образования – самостоятельный и самоценный – никогда никакой школой заменен не будет, т.к. чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр образовательных интересов личности, которые сама школа удовлетворить в полной мере не может.
Школа и музыкальная школа – не конкуренты друг другу. В новой образовательной ситуации школа находит в нас широкий культурный фон и резерв обновления основного образования: неограниченные возможности для воспитания, развития творческой одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка.
Активная интеграция основного и дополнительного образования в общеобразовательной школе с целью сохранения единого образовательного пространства способна обогатить содержание и формы школьной жизни. Особую актуальность эта задача приобретает сегодня, когда в общеобразовательной школе апробируется и внедряется система профильного обучения старшеклассников.
Взаимодействие образовательных детских учреждений – объективно необходимая интеграция педагогических усилий для формирования полноценного, образованного, физически, нравственно и социального здорового поколения.
Сегодня тесное сотрудничество характеризует отношения педагогов нашей школы и школ города, а также учреждений дополнительного образования и учреждений культуры. Это позволяет расширить спектр видов деятельности на путях интеграции базового и дополнительного образования.
Нами определены пути данного сотрудничества. Они осуществляются через:
· образовательную деятельность;
· организацию культурного досуга;
· информационно-методическую деятельность, что выражается в проведении совместных теоретических и практических семинаров, участии в общешкольных родительских собраниях, выступлениях на школьных педсоветах.
Постоянное сотрудничество общеобразовательных школ и музыкальной школы помогает создать систему непрерывного образования детей на основе их потребностей и запросов социума.
Детская музыкальная школа предоставляет то, что сегодня неизмеримо важно в жизни каждого ребенка: социальная адаптация, психолого-педагогическая поддержка, продуктивная организация свободного времени, «ситуация успеха» и многое другое. Использование возможностей музыкальной школы позволяет формировать у детей компетенции в той сфере жизнедеятельности, которую они выбирают сами, а также формировать важные для них личностные качества.
С целью создания условий для социальной адаптации и творческого развития ребенка школьного возраста в нашей школе существуют кружки: «Сувенир в подарок», «Творческое оригами», «Кардмейдинг», «Студия костюма и моделинга «Модерн», «Юные музееведы», «Школа лидера»; внеурочные занятия «Разговоры о важном» и другое.
Интеграция с учреждением культуры для общеобразовательной школы – это возможность сделать обучение интересным для учеников и привлекательным для родителей.
Не секрет, что общеобразовательное учреждение испытывает дефицит высококвалифицированных кадров в области искусства. Объединяя свои силы с музыкальной школой, она получает музыкантов, хореографов и других специалистов, о которых в обычных условиях не пришлось бы и мечтать. Наши педагоги не ограничиваются только ведением уроков: напротив, они самым активным образом участвуют в жизни общеобразовательной школы. Для музыкальной школы такая практика также представляет ряд ценных возможностей, т.к. решается проблема с набором учеников.
Работая вместе, школы стремятся создавать детям «социальную ситуацию развития», поле деятельности, позволяющее реализовать себя, самоутвердиться с помощью творчества.
Современное воспитание ставит своей целью – воспитание субъекта социализации: человека, который способен самоопределяться в культуре, занимать самостоятельную и активную позицию в стремительно обновляющихся социальных условиях, т.е. быть готовым к жизни в обществе.
Наша школа работает по программе «Разговоры о важном». Этот проект крайне необходим и для гражданского воспитания и образования детей, так как он направлен в первую очередь на воспитание личности. А также на социализацию молодого человека в обществе, без этого наши выпускники не смогут найти свое место в жизни.
Школьники включены в активную внеурочную деятельность. Так, обучающиеся школы – постоянные участники Республиканских и городских конкурсов. Они принимают участие в различных мероприятиях, что помогает ребятам понять значимость своего дела.
Деятельность нашего учреждения – это целый мир искусства, фантазии и вдохновения, первых шагов и открытий, упорного труда и достижений.
С первых лет своего существования МБОУ «Школа №6 г.Тореза» создавала атмосферу творчества для всех детей, которые потом уходили от нас в большую жизнь, унося с собой багаж новых знаний и умений в различных областях культуры, искусства и общественной деятельности. Часы, проведенные в школе, дают школьникам положительный импульс позитивной мотивации в их реальной жизни, а общение с единомышленниками-взрослыми способствует их личностному росту и формированию крепкой защиты в трудных жизненных ситуациях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.