Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности
Еще древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему-наполовину решить ее, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом».
Актуальная проблема многих образовательных учреждений на современном этапе развития школы - «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
В последнее время среди обучающихся становится все больше таких детей. И чтобы понять, почему это происходит, разберемся, кто относится к данной категории учащихся.
Имеющие низкие учебные возможности считаются обучающиеся:
· с низким уровнем познавательной активности;
· с низкой мотивацией к учебной деятельности;
· со сниженной работоспособностью к восприятию материала;
· не способные долгое время концентрировать внимание на учебной деятельности;
· отсутствие адекватной самооценки.
Все эти проблемы обычно могут быть выявлены еще до начала учебы в школе, но родители обычно надеются на взросление и самоисправление ситуации.
Итак, ребенок приходит в школу. Начинает посещать группу продленного дня. Здесь дети в основном расслаблены, не держат себя в таких рамках, как на уроке. Это связано с тем, что все уроки им приходится «сидеть смирно», не отвлекаться, сдерживать свои эмоции, поэтому в группу продленного дня дети приходят уже эмоционально и физически уставшие. И задача педагога в этом случае – создать доброжелательную атмосферу, построить рабочий день так, чтобы ребенок с радостью шел на занятия и с удовольствием выходил на прогулку, которая является обязательным моментом перед самоподготовкой.
Самоподготовка — это не урок, а та форма обучения, которая, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учащихся. В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения. Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников при выполнении домашних заданий.
Для того чтобы создать оптимальные условия для учебной деятельности во время самоподготовки, необходимо распределить учащихся по уровням обучаемости и работоспособности.
Так, к ученикам с высоким уровнем обучаемости относятся те, которые свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, легко переносят знания в новые ситуации, достигают высокого уровня усвоения за самое короткое время.
К ученикам со средним уровнем обучаемости относят тех, которые усваивают изучаемый материал после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определенных тренировочных упражнений.
Ученики же с низким уровнем обучаемости усваивают материал после длительной тренировочной работы и не всегда в полном объеме, затрудняются выделить существенное, закономерное после общей тренировочной работы со всем классом, выполняют задания преимущественно по аналогии.
Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику.
Как повысить работоспособность:
· разнообразить виды деятельности;
· проветривать кабинет;
· проводить физкультминутки;
· всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
В работе со слабыми учащимися воспитатель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:
· Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
· Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
· Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос, дав возможность ученикам позаниматься дома.
· Путём правильной тактики опросов и поощрений (замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях.
· Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
· Необходимо в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Помимо помощи в организации самоподготовки и выполнении домашнего задания совместно, существуют методы и принципы работы с учащимися с низким уровнем обучаемости.
Методы работы с такими детьми:
· Словесный – беседы на темы, в которых есть «пробелы».
· Наглядный – разбор сложного материала на доске, совместно со слабым учеником.
· Использование игрового момента в выполнении сложных для учащегося заданий. Многих слабоуспевающих детей сложно усадить за выполнение работы. У них сразу находится тысяча более важных дел, никак не связанных с учебой. Но стоит их заинтересовать, похвалить за сознательность, как их отношение меняется.
· Метод самостоятельных работ. Этот метод лучше использовать после первых 3-х.
При использовании данных методов есть и определенные принципы работы с учащимися:
· не ставить детей в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа;
· желательны ответы в письменной форме, по ним становится понятно правильно ли выполнено задание;
· создавать атмосферу благожелательности, всесторонней поддержки;
· выполнять аналогичное задание, разбирать его вместе, затем предложить самостоятельно выполнить нужное задание, проводя видимую аналогию; но ни в коем случае: НИЧЕГО НЕ РЕШАТЬ ЗА РЕБЕНКА!
Ниже приведу свои наблюдения. В моей группе продленного дня 28 учащихся. Среди них есть «слабые ученики». Группу эти дети посещают ежедневно, где с ними проводится более тщательная работа: сложные для них темы объясняю повторно, также отрабатываем навыки, упущенные во время уроков, составляю дополнительные схемы-инструкции, по которым дети могли бы самостоятельно, без труда, выполнить определенные задания. Помимо этого, провожу индивидуальные игровые задания, помогающие в освоении этих знаний. Это вызывает у детей заинтересованность и легкость в выполнении заданий. В результате, отстающие ученики добиваются первых успехов. А любому ученику приятно получить признание, это стимулирует его.
Кроме того, часто перед моими «слабыми учениками» стоит проблема общения «ученик–учитель». Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. Поэтому я организовываю работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, более «сильный ученик», у которого можно было бы спросить, выяснить.
Я, как педагог, направляю работу, частично помогаю, корректирую, при этом создаются благоприятные условия для помощи со стороны учащихся и воспитателя при необходимости.
Но для более успешной работы с учащимися, имеющими низкие учебные возможности, воспитатель группы продленного дня должен тесно сотрудничать с родителями, психологом, социальным педагогом и конечно с классным руководителем. И только тогда можно достичь поистине высоких результатов и воспитать всесторонне развитую личность, которая в дальнейшем сможет легко социализироваться в обществе.
Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И для этого мы должны приложить все свои усилия!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.