МУ «Отдел образования Урус-Мартановского муниципального района»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гой-Чунская СОШ им.А.С.Алаудинова»
(МБОУ «Гой-Чунская СОШ им.А.С.Алаудинова»)
МУ «Хьалха-Мартан муниципальни кIоштан дешаран отдел»
Муниципальни бюджетни йукъара дешаран учреждени
«Г1ой-Чуьра Алаудинов А.С. ц1арах йолу йукъара дешаран школа»
(МБЙУ «Г1ой-Чуьра Алаудинов А.С.ц1е йолу ЙЙШ»)
366504 ЧР Урус-Мартановский район, с. Гой-Чу, ул.Кадырова №39
НА ТЕМУ:
|
|
|
|
стр. |
|
Глоссарий………………………………………………………………................ |
3 |
|
1. |
Сущность профессиональной компетенции педагога ………………….... |
4 |
2. |
Формирование методической компетенции педагога, как компонента профессиональной деятельности …………………………………………… |
8 |
3. |
Управление процессом формирования методической компетенции педагога …………………………………………………………………………… |
12 |
Заключение …………………………………………………………….................. |
13 |
|
Список использованных источников ………………………………………........ |
14 |
Компетенция |
свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. |
Профессиональная компетентность педагога |
это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании. |
Методическая компетентность |
это важная составляющая в практической деятельности каждою педагога. Она связана с подбором средств и методов обучения, форм взаимодействия ученика и учителя, кроме того, методическая компетентность способствует формированию ключевых компетенций у обучающихся |
Государственный образовательный стандарт |
совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. |
Повышение качества образования в настоящее время является одной из приоритетных задач системы образования. Современное образование нуждается в преподавателе творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, владеющими приемами психолого - идеологической диагностики и способами самостоятельного конструирования педагогического процесса. Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Это обусловлено несколькими аспектами.
Во-первых, на Республиканском уровне были утверждены документы, которые характеризуют деятельность Республики в области образования- Государственный образовательный стандарт, Профессиональный стандарт педагога.
Данные документы затрагивают основные вопросы, как общего, так и профессионального образования, а также существенно меняют подходы к организации образовательной деятельности. Изменения, которые заложены в документах, касаются всех компонентов образовательного процесса, в том числе подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов.
Но мнению Н.А. Ямбурга, профессиональный стандарт педагога является инструментом для реализации стратегии образования, а также повышения качества образования, и выхода отечественною образования на международный уровень.
Во-вторых, в настоящее время Профессиональный стандарт педагога является объективным критерием для измерения уровня квалификации педагога, возможности отбора в образовательное учреждение и заключение трудового договора.
В-третьих, в Законе ЛНР «Об Образовании» (статья 45, глава 5, пункт 6) отмечены отдельные идеи развития педагога, а также возможность использования различных академических прав и свобод, в числе которых разработка и внедрение инноваций, участие в экспериментальной и международной деятельности.
Учитывая преемственность, которая прослеживается в принятых документах, а также расширение границ свободы педагога, повышается ответственность педагога за результаты своего труда и определяет требования к квалификации педагога, предлагая конкретные критерии его оценки.
Под профессиональной компетентностью педагога подразумевается система знаний, навыков и умений, которая определяют сформированность педагогической деятельности. Многие исследователи (Н.В. Кузьмина, Н.Н. Соловова, К.С. Махмурян, Ю.А. Ткачева) в структуре профессиональной компетентности выделяют методическую компетентность педагога, как основу при формировании знаний, умений и навыков обучающихся.
Изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обусловили изменения в системе образования, повлиявшие на организацию педагогической деятельности. Появляющиеся все новые и новые многовариативные практики требуют от современного педагога не только знаний, но умения проектировать, формировать, добывать знания. Компетентный педагог должен обладать критическим мышлением, другими словами, среди множества решений он способен выбрать наиболее оптимальное и продуктивное в данных конкретных условиях и умело опровергнуть ложные решения. Компетентностный подход подразумевает регулярное обновление знаний, а для решения профессиональных задач -умелое владение новой информацией, применимых в данных конкретных условиях. Таким образом, компетентность можно характеризовать как способность к актуальному выполнению деятельности.
По мнению В.Н. Введенского, необходимость внедрения понятия «профессиональная компетентность» определена широтой содержания самого понятия, а также возможностью интеграции таких понятий как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности».
В.Н. Введенский выделяет три основных подхода в исследовании профессиональной компетентности:
профессиографический,
уровневый
задачный.
С точки зрения профессиографического подхода, профессиограмма - это набор требований к специалисту, однако она актуальна только при оценивании операциональных компетентностей. Если подходить с точки зрения целостного описания профессиональной компетентности, то здесь наиболее продуктивным будет уровневый подход.
В данном подходе выделяются несколько компетенций: базовая, интеллектуально-педагогическая, а также коммуникативная, информационная и регулятивная.
Так выделяют пять составляющих профессиональной компетентности педагога:
специальную (в области преподаваемой дисциплины);
методическую (в области формирования знаний, умений и навыков и способов их формирования);
психолого-педагогическую (компетентность в области обучения, взаимодействия);
дифференциально-психологическую (мотивация к обучению);
аутопсихологическую
К специальной компетентности относятся знания, опыт, квалификация, знания в области решения задач как творческих, так и технических.
Под методической компетентностью подразумевается знание дидактики, методов обучения, а также особенностей механизма усвоения материала.
Психолого-педагогическая компетентность позволяет владеть педагогической диагностикой выстраивать продуктивные отношения с обучающимися, выстраивать как групповую, так и индивидуальную работу, применять знания и особенности возрастной психологии, а также межличностного общения, способствовать раскрытию интереса к дисциплине.
Дифференциально-психологическая компетентность направлена на выявление индивидуальных личностных особенностей, взаимодействие с обучающимися в соответствии с особенностями эмоционального состояния.
К аутопсихологической компетентности относится рефлексия собственной деятельности, адекватная оценка собственного уровня развития способностей, а также видение пути и способов самосовершенствования, определение своих преимуществ и недостатков как в работе, таки в общении с коллегами, обучающимися, родителями.
Анализ современной литературы показал, что зачастую понятая компетенция и компетентность отождествляются. Однако, компетентность является более интегративным ресурсом, который подразумевает успешность, а компетенции представляют собой более отдельные компоненты знаний, стратегии. Методические компетенции будут считаться компонентами компетентности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в области профессиональной компетентности педагога именно методическая компетентность является одной из ключевых, ввиду того, что ее формирование позволяет решать как профессиональные задачи в той или иной предметной области образования, включая воспитание и развитие обучающихся.
Одним из системообразующих факторов и условий, которые влияют на процесс формирования и совершенствования профессиональной и методической компетентности педагогов, является образовательная среда учреждения. Образовательная среда - это тот ресурс, который может быть использован педагогом для достижения высокого уровня профессионального развития, но сути, это те условия, взаимодействуя с которыми, можно получить высокий результат.
Ресурсы, которыми обладает каждая образовательная организация можно разделить на несколько групп:
материальные,
нематериальные.
временные,
информационные,
2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА, КАК КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формирование профессиональной компетентности осуществляется в процессе подготовки будущих педагогов. Однако, совершенствование и развитие этой компетентности может происходить только в процессе профессиональной деятельности педагога в условиях образовательной среды учебного учреждения.
Большинство исследователей приходят к выводу, что формирование профессиональной компетентности происходит только при преодолении профессиональных трудностей, решении задач, поиска выхода из ситуации. И одной из наиболее распространенной причин трудностей, являются проблемы методического характера. Этот аспект и стимулирует к выделению методической компетентности в отдельное и важное звено профессиональной компетентности.
По утверждению Т.Н. Гущиной, методическая компетентность представляет собой совокупность знаний в области методики, а так же операционно-методических и психолого-педагогических умений.
Исходя из анализа понятия методической компетентности в научной литературе, можно сформулировать ее как результат освоения методической системы, процесс овладения навыками и знаниями для реализации в профессии.
Формирование данных знаний, умений и навыков происходит в процессе подготовки преподавателя.
Формирование методической компетентности происходит при становлении педагога как личности, а методическая компетентность формирует: ценностные ориентиры, методическую культуру, готовность к творческой самореализации; способность к методической рефлексии критичное оценивание своей деятельности и анализ применяемых технологий с точки зрения их эффективности.
Учителя-исследователи рассматривают методическую компетентность как способность личности к решению методических задач, которые могут возникнуть в ходе педагогической деятельности.
Методическая компетентность формируется на этапе подготовки специалиста в области образования, а совершенствуется в ходе профессиональной деятельности, путем решения возникающих методических задач и рефлексии собственной деятельности.
Так же выделяют и такое понятие, как методическая культура, которая подразумевает знание и использование продуктивных методик при обучении, использование методической терминологии. Делая вывод о методической культуре, ее можно рассматривать как важную составляющую методической компетентности.
Эффективность методической компетентности заключается в том, что она направлена на результативность процесса обучения. Методическая компетентность подразумевает использование в своей педагогической деятельности рефлексии для критичною переосмысления и оценивания своих результатов, качества преподаваемой дисциплины, а также умения оценить эффективность выбранных методов и методик в образовательном процессе, на результат обученности обучающихся.
Подготовка будущего педагога должна быть направлена не только на умение объяснить новый материал, но сформулировать и предложить обучающимся некий алгоритм при выполнении тех или иных заданий, а также обучить их правилам самостоятельной работы.
Для понятия методической компетентности также свойственно тождественное понятие, связанное единым смыслом - методическое мастерство. Так же как и компетентность, понятие педагогического мастерства включает в себя мотивационный аспект, когнитивный, поведенческий, а также ценностно-смысловой и эмоционально-волевой.
Структура методической компетентности характеризуется взаимосвязанными компонентами:
ü ценностно-мотивационный компонент, проявляется в интересе и мотивации в методической работе;
ü когнитивный компонент, проявляется в применении знаний и навыков при решении методических проблем, а также открытость к новым знаниям, практикам и формам работы;
ü технологичный компонент, предполагающий использование в работе ИКТ;
ü рефлексивный компонент, проявляется в самооценке, самокритичности и методической рефлексии.
Также в структуре методической компетентности можно выделить два вида компетенций:
1. Общеметодические - в свою очередь состоят из мотивационной, когнитивной, информационной, коммуникативной и социальной компетенций.
2. Специальные - это совокупность целевой, содержательной, проектировочной, рефлексивной и мониторинговой компетенций.
При формировании мелодической компетентности выделяется несколько уровней:
1. Адаптивный уровень - предполагает использование конкретных методических знаний и умений при решении той или иной методической задачи в конкретном случае, с конкретным контингентом обучающихся.
2. Репродуктивный уровень - показывает уровень сформированное)и и целостность представлений о методической деятельности.
3. Прагматический уровень - характеризуется осознанностью методов и способов в методической деятельности педагога, использование в практической деятельности современных образовательных технологий.
4. Интегративный уровень - творческая самостоятельность, характеризуется продуктивностью и эффективной самореализацией в профессиональной деятельности.
А.А. Люботинский предлагает следующую структурно-функциональную модель методической компетентности педагога, предполагающую этапы, компетенции, принципы (рис.1):
Проводя анализ этапов, представленных на рисунке, можно сделать вывод, что первый этап - рецептивный - представлен знаниями исключительно преподаваемой дисциплины. Представленная на данном этапе методическая компетентность сводится к теории, а опыт профессиональной деятельности недостаточен. Однако с другой стороны, данный этан может быть охарактеризован устойчивым отношением к методической деятельности, высокой оценкой роли методических знаний. В ходе рецептивного этапа формируется когнитивно-аналитическая компетенция. Также на данном этапе происходит формирование целостных представлений и мотивов методической деятельности.
Следующий этап - это репродуктивный, который предполагает решение конкретных методических задач. На данном этапе возможно также решение организацинонно-деятельностных и конструктивно-прогностических задач.
Другими словами, на данном этане происходит целеполагание и планирование профессионального пути, а также анализ и оценка своих решений. Творческая активность на данном этапе незначительная, но проявляется в виде поиска и внедрения новых решений в стандартную педагогическую деятельность.
На репродуктивном этапе также может быть реализована и коррекционно-гностическая компетенция, которая подразумевает под собой использование метода анализа при решении методических задач и коррекцию плана занятия при необходимости.
Продуктивный этап, характеризуется умениями и знаниями педагога при работе в современной информационной среде, переходом и поиском новых возможностей в условиях современной информационно-коммуникационной среды. Одним из основополагающих компонентов здесь становится проектировочный компонент. Данный компонент подразумевает анализ предполагаемых результатов, построение логики при изучении предмета, с включением новых видов, форм и методов педагоги ческой деятельности. Проектировочный компонент включает в себя функцию перспективного планирования и информационного и психологического обеспечения процесса обучения.
Одной из компетенций продуктивного этапа является информационно-техническая компетенция, которая предполагает возможность и готовность педагога к применению информационных технологий в образовательном процессе. Справедливо будет заметить, что формирование методической компетентности в современных условиях будет неполным без внедрения информационных технологий в практику педагога. Использование информационных технологий позволяют педагог расширить свои образовательные возможности, повысить мотивацию, а также сделать учебный процесс более интенсивным и насыщенным, что способствует развитию познавательных возможностей.
Информационно-техническая компетенция включает в себя несколько компонентов:
Креативная компетенция на продуктивном этапе характеризуется как способность творчески и неординарно подходить к решению задач, формированию содержания, средств и форм обучения.
Заключительный этап - рефлексивный. На данном этане педагог сопоставляет достигнутый результат и цель. Компетенция, которая используется на данном этане, это рефлексивно-гностическая. Она подразумевает способность готовность к решению задач на основе анализа своей деятельности, оценки эффективности выбранных средств, форм и методов работы. Рефлексия своей деятельности способствует развитию инновационного потенциала педагога, то сеть готовности к восприятию нового, поиска новых путей решения методических задач, а также самооценке способов, технологий обучения и своего методического опыта.
3. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
В современной педагогической литературе управление формированием методической компетентности определяется по-разному:
ü владение педагогом различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения (Н. В. Кузьмина);
ü интегративная, многоуровневая, профессионально значимая характеристика личности преподавателя, выражающаяся в наличии ценностного отношения к педагогической профессии, профессиональных знаний и умений, взятых в единстве (Т. В. Сясина);
Процесс управления заключается в содействии к формированию компетентности, эффективному вовлечению в данный процесс педагогов образовательного учреждения, структурирование и единство теоретической и практической подготовки, практическая деятельность по внедрению новых и отработки уже известных знаний, умений и навыков.
Выделенные положения дают основание рассматривать методическую компетентность педагога как итеративную характеристику субъекта педагогического труда, основанную на совокупности общепедагогических и методических знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, отражающую готовность и способность к эффективной методической деятельности и обеспечивающую достижение высоких показателей в обучении и воспитании обучающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый мотивированный педагог, профессионал, стремится в процессе своей деятельности совершенствовать и повышать свое мастерство, расширять его границы, не стоять на месте, а динамично развиваться вместе с окружающей его действительностью, вместе с учениками и коллегами.
Внедрение и развитие компетентностного подхода, развитие компетенций на сегодняшний день являются необходимыми и актуальными, что обусловлено законом ЛНР «Об Образовании», Профессиональными стандартами.
Формирование методической компетенции педагога одно из приоритетных направлений развития профессионализма. На сегодняшний день актуальной и наиболее востребованной становиться именного методическая компетентность преподавателя, которая позволяет объективно и адекватно воспринимать и анализировать огромный поток информации связанный с образовательной деятельностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон ЛНР «Об образовании», с изменениями от 25.12.2020. № 233-III
2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании [Текст] // Байденко, В.И. Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - c. 34 - 38
3. Введенский, В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности [Текст] // Введенский, В.Н. Инновации в образовании. - 2003. - № 4. - c. 21 - 31.
4. Зубков, A.JI. Развитие методической компетентности учителей условиях модернизации общего образования [Текст]: Автореф. дис. канд.пед.наук. - Екатеринбург, 2007. — 22 с.
5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования [Текст] // Хуторской А.В. Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58 - 64.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.