Статья Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории.
Оценка 4.6

Статья Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории.

Оценка 4.6
doc
19.01.2024
Статья Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории.
Статья Патриотическое воспитание учащихся на уроках истории..doc

                  Человек, не интересующийся прошлым, обедняет своё настоящее

Д. С.  Лихачёв.

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средствами это благополучие достигнуто. К сожаленью, рвутся нити, связывающие разные поколения, теряются нравственные ценности, возникает дефицит духовности. И в это непростое время, время перемен, задача учителя истории сохранить в душах детей уважение к истории своей семьи, села, страны. Воспитывать патриотические чувства, гражданские качества личности.

          Патриотическое воспитание на школьном материале истории - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших  традициях российского  народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сы­нов Отечества, любви к Гербу, Флагу, Гимну страны, непримиримо­сти к врагам России.

Что такое патриотизм? Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу; любовь к Родине.

       Чтобы ребенок вырос достойным сыном Отечества, мы должны научить его любить мать, отца, друзей, природу родного края, его прошлое и будущее, великие и малые свершения своего народа. Любить искренне, активно, преломляя свою любовь в поступок. Научим мы его так любить – значит, воспитаем гражданина, которому можно доверить страну.

     В своей работе использую различные формы деятельности, направленные на воспитание патриотических чувств. Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. На уроках истории, на внеклассных занятиях как учитель истории уделяю  большое внимание краеведческому материалу. Краеведение – «ведать о крае», знание о малой родине, об истоках своего народа. Для историка важны любые документальные свидетельства, письменные источники, рассказывающие о разных событиях.

      Край наш богат историческими событиями, в которых принимали участие наши земляки — ставропольские туркмены.  И среди работ по родословию основное место занимает составление генеалогического древа туркменского народа. Итогом исследовательской работы по данной теме стало открытое мероприятие «Родословная туркмен Северного Кавказа».

 При изучении темы «Великая Отечественная война» учащимся даю индивидуальные задания по сбору и поиску материала о защитниках  Кав­каза. Ребята собирают и оформляют материалы «Жители аула Эдельбай  в годы Великой Отечественной войны», «Труженики тыла». Изучение темы «Великая Отечественная война» заметно обостряет внимание учащихся к истории Российского государства, именам про­славленных полководцев, руководителей борьбы за независимость Отчизны, воспитывает чувство гордости за прошлое Отечества. Большой популярностью пользуется у учащихся задание: взять  интервью  у  людей  пожилого  возраста  на  такие  темы,  как  «Репрессии  в  моей  жизни», «Воспоминания  о  грозных  военных  годах.»,  «Об  особенностях  и  трудностях   обучения  в  школе в  довоенные  и  военные  годы.» и др.   

В 5 классе мы начали работу по теме «Моя родословная». Предварительно проведенные анкеты показали, что ребята плохо знают свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, семьи. Как важна семейная память для воспитания детей, для воспитания чувства своего рода. В работе участвуют и дети, и родители. Каждый факт будущего сочинения обсуждается в семье. С большим желанием и интересом записываются воспоминания дедушек и бабушек. Слушая рассказы близких людей, дети становятся как бы соучастниками многих дел и свершений, сопереживают всем трудностям и радостям, выпавшим на долю родных. При описании дел и поступков родителей прослеживается преемственная связь поколений.  В конце  IV четверти состоится презентация работ учащихся.

В России с древнейших времён патриотизм являлся одним из главнейших приоритетов. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспом­нить русские былины, песни, сказания и т. д. Хорошим наглядным примером патриотизма является изучение на уроках истории в 6 клас­се фрагментов текста «Повести временных лет». Например,  на уроке я зачитываю  описание того, как князь Святослав в трудную минуту обра­тился к воинам с такими словами: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мёртвые бо срама не имам»...

Патриотическое воспитание осуществляется на глубоком изуче­нии нашего исторического прошлого, познании наших корней, осоз­нании неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и госу­дарстве.

Патриотическое воспитание осуществляется на примерах герои­ческой борьбы, подвигов, талантов россиян - прекрасных примерах для подражания.

Раскрывая подвиги героев, важно чтобы учащиеся подводились к осознанию, почему наши далёкие предки и недавние предшествен­ники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя инте­ресов Отечества. Не хотели же умирать Сусанин и Багратион, Кос­модемьянская, сотни и тысячи тех, кто бросался грудью на штыки или амбразуры, таранил вражеские самолёты, не выдавал под страш­ными пытками военной и государственной тайны! Здесь уместно уче­никам привести слова известного педагога В. А. Сухомлинского, ко­торый по этому поводу писал сыну: «Знай, что настоящего патриота нашей Родины можно убить, сжечь, закопать живым в землю, как делали это изверги фашисты, но покорить нельзя».

Практически ни один урок истории не проходит без изучения до­стойных личностей. Особенно ярко представляются борцы, созида­тели мужественные и благородные люди, радевшие за землю Рус­скую. На их примерах воспитываются идеалы служения Отечеству. Очень много внимания уделяется военной истории, изучению круп­нейших сражений, в том числе судьбоносных для Отечества. Объек­том неподдельного интереса для учащихся является знакомство с полководческим искусством А. Невского, Д. Донского, А. Суворова, М. Кутузова, Б. Хмельницкого, Ф. Ушакова, П. Нахимова. Ребята го­товят презентации, сообщения об этих великих людях Рос­сии, а затем делятся своими творческими успехами в этом направ­лении на уроках, посвященных русскому военному искусству. Также ребятам предлагаю составить историческую характеристику того или иного полководца, где учащимся необходимо найти положи­тельные и отрицательные черты характера, высказать своё отноше­ние к данной личности.

Патриотическое воспитание осуществляется на основе форми­рования нравственных качеств учащихся.  

В учебниках истории обычно не просматривается нравственная сторона поступка, поведения, события, факта. И если учащиеся хо­рошо знали заслуги перед Отечеством Петра I, M. Сперанского, С. Витте, П. Столыпина, они далеко не всегда представляют нрав­ственные устои и мотивы их деятельности. Раскрывая нравственные качества соотечественников, на уроке стремлюсь соотнести поло­жительные из них с аналогичными качествами самих учащихся. У одного ученика отмечается огромная жизненная энергия, свой­ственная Петру I, Суворову, для другого характерны изобретатель­ность Кулибина, научный поиск Королёва и т. д. У некоторых подро­стков положительный нравственный след в душе всё же остаётся: ещё бы - ведь у них подмечены качества, свойственные столь выда­ющимся личностям Отечества. А это, в свою очередь, может приве­сти учащихся к потребности более глубоко изучить жизнь этих лич­ностей. Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, человеку, т. е. является одной из глав­ных составляющих патриотизма. Большой дух, заряд патриотизма, чувство гордости несут обобщающие повторения, урок-игра, урок-викторина. Такие, как например: « За землю русскую» {6 класс «Борь­ба русского народа против иноземных захватчиков»), устный журнал в 7 классе «Письмо неизвестному солдату», игра-викторина в 8 клас­се «К чести России», урок – игра в 9 классе  «Дорогами войны» и т. д.  

     В  условиях  сельской  школы,  ограниченной  в  возможностях  более  эффективного   преподавания  истории,  чем  в  городской  школе, эти   и  другие  формы работы развивают   познавательную   активность  учащихся,  формируют  уважение  к  истории  родного  края, страны,  способствуют  формированию  культурного  человека. 


Человек, не интересующийся прошлым, обедняет своё настоящее

Человек, не интересующийся прошлым, обедняет своё настоящее

Репрессии в моей жизни», «Воспоминания о грозных военных годах

Репрессии в моей жизни», «Воспоминания о грозных военных годах

Отечества. Объек­том неподдельного интереса для учащихся является знакомство с полководческим искусством

Отечества. Объек­том неподдельного интереса для учащихся является знакомство с полководческим искусством
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2024