17.01.2024
Тема: Наблюдение за описанием зимнего пейзажа. На примере стихотворения С.Д. Дрожжина «Зимний день»
Цели урока:
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы нашу встречу посвятим одному из прекраснейших времен года. Что же это за время года?
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня ...
(зима)
- Вспомните поэтов, которые писали стихи о зиме, назовите их.
Дети называют:
- А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»,
- А.А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка…»,
- И.З.Суриков «Детство»,
- С.А.Есенин «Белая береза».
- Кто помнит наизусть? Расскажите!
- Молодцы! А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Правильно, мы будем знакомиться с творчеством еще одного поэта, который очень любил зиму. Это Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
3. Знакомство с творчеством Дрожжина.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) родился в деревне на Волге. Семья жила бедно, поэтому Дрожжин проучился в школе всего две зимы. Но он много читал, особенно близких ему А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова. Вся жизнь С.Д.Дрожжина прошла в деревне, где он писал стихи о родной природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали народными песнями.
1. Чтение стихотворения учителем;
2. Проверка первичного восприятия;
- Какую картину рисует поэт? Прочитайте.
- Как автор описывает наступление дня? Прочитайте.
- Какое время суток изобразил поэт? ( Утро)
- Как автор описывает наступление дня?
- Откроем тетради на печатной основе на странице 11, выполним задание 1.
- Что такое олицетворение? (Олицетворение – это перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные).
3. Словарная работа:
Задворье – задний двор, место позади двора.
Божий храм – церковь.
- В тетрадях выполним задание 2 (тетрадь под наклоном, не забываем).
Физминутка
4. Самостоятельное чтение учащихся;
5. Чтение учащихся вслух (3-4 человека);
- Умнички! Давайте оценим чтение ребят!
- Выполним задание 3 в тетради на печатной основе.
- Какие слова использовал автор для описания тихого зимнего дня? Подчеркните.
- Укажите стрелочкой рифмы(немая-стая, кругом-селом).
- Что нужно сделать в 4 задании? Запишите самостоятельно. Проверим!
- Задание №5 сложное.
- Ребята, кто знает, что такое четверостишие?
6. Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию. Сравните пейзажи зимнего утра на иллюстрации и в стихотворении. Какие строки вам хочется перечитать, когда смотрите на иллюстрацию? Выборочное чтение подходящих строк.
- Молодцы! Хочется еще сказать, что …..
4.Метапредметные связи(с изобразительным искусством).
- И художники в стороне от зимней темы не остались. Посмотрите на репродукции картин. (Показать слайд-шоу).
- Что такое пейзаж?
5.Творческая работа в группах.
- А сейчас мы разделимся с вами на группы:
1.Будет рисовать иллюстрацию к стихотворению С.Д.Дрожжина.
2.Вспомнит ранее изученное и нарисует зимний пейзаж с помощью белой гуаши.
3.Отгадает кроссворд по теме «Русские поэты» и попробует сочинить стихотворение с рифмой морозы-берёзы, несут-поют.
- Удачи Вам, ребята! (Звучит музыка)
Проверим!!!!!
6. Итог на рефлексивной основе.
- С творчеством какого поэта мы сегодня знакомились? (Спиридон Дмитриевич Дрожжин).
- Что можете сказать о нем? (Родился в деревне на Волге, любил творчество А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова).
Слайд рефлексии на экране.
- Если вы довольны результатом своей работы на уроке, то поднимите карточку с раскрывшимся цветком лилии.
- Если у Вас не все получилось, то бутон лилии.
Оценивание учащихся.
Домашнее задание: стр.14-15, наизусть.
стр.14-15 выраз.чтение, рисунок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.