Государственное учреждение образования
«Браковская средняя школа имени А.Ф.Шенцовой».
Доклад на тему
«Формирование учебно-информационных умений и навыков учащихся на уроках трудовое обучение»
Подготовила
учитель обслуживающего труда:
Бакулева Наталья Леонидовна
Браково, 2024
Мы живем в мире технического прогресса и компьютерных технологий, в мире, в котором дети уже не представляют себя без мобильного телефона, планшета, айпада или айфона. У современных школьников исчезает диалоговое общение, которое приводит к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих, но значимых для каждого нравственных задач, оно сводится к смс-сообщениям в социальных сетях.
Учебный предмет «Трудовое обучение» имеет большие возможности в плане формирования у школьников таких качеств, как воспитание трудолюбивого и творческого человека, способствует становлению нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности учащегося.
Несмотря на то, что большая часть учебного времени на уроках отводится практической деятельности учащихся, для формирования их технологической грамотности необходимо уделить время объяснению и закреплению учебного материала. А вот в какой форме это сделать, чтобы было интересно и полезно, продумывает каждый учитель самостоятельно.
На своих уроках обслуживающего труда я постаралась найти и использовать ту точку, на которой строятся интересы современного ребенка – компьютер.
При изучении раздела «Основы приготовления пищи» очень удобно пользоваться гипертекстовыми документами, которые позволяют не только изучить технологическую карту приготовления блюда, но и просмотреть иллюстрации с видом этих блюд, характеристикой составляющих продуктов для блюда, в особенности это полезно при изучении тем «Белорусская народная кухня», что вызывает познавательный интерес учащихся. Поисковые системы сети Интернет предоставляют возможность найти рецепты для приготовления блюд из различных продуктов, рассмотреть в виртуальной библиотеке виды столовых приборов, принадлежностей и посуды в ассортименте.
Электронная таблица Excel помогает провести расчеты составления меню на день с учетом калорийности пищи и наличия витаминов. Проведение практических работ по данному разделу (приготовление блюд, обучение правилам пользования столовыми приборами, сервировка стола к завтраку, обеду и ужину) способствуют воспитанию аккуратности, бережному отношению к продуктам питания, инструментам и оборудованию, соблюдению культуры поведения за столом, ответственности и товариществу, так как работа может выполняться в группах. Создание проблемных ситуаций на уроке заставляет учащихся размышлять, искать правильные пути разрешения таких ситуаций.
Хорошим дополнением при изучении тем «Волокна. Производство и отделка ткани» раздела «Основы изготовления изделия», является использование электронного ресурса LearningApps.org , который позволяет наглядно, быстро проверить полученные знания учащихся.
Использование виртуальных экскурсий на предприятия нашей республики знакомит учащихся со структурой предприятия и ассортиментом производимой продукции. На уроках регулярно проводится профориентационная работа, где учащиеся знакомятся с миром профессий, требованиями, которые предъявляют профессии к человеку. Это позволяет осознать значимость и ценность труда, сформировать потребность в профессиональном самоопределении, а также приобщить обучающихся к различным видам трудовой деятельности. На уроках с целью профориентации учащихся можно использовать интерактивную систему «Моя профессия», где есть возможность просмотреть полный перечень профессий с их описанием и с содержанием любой профессиограммы. А также осуществить отбор профессий по следующим критериям: раздел; отрасль; образование; квалификация; условия труда; уровень общения; специфика труда; возрастной уровень.
Использование информации в глобальной сети Интернет по теме «Особенности белорусского костюма. Классификация современной одежды», дает возможность учащимся создавать интересные презентации и фотоальбомы с учетом стилей в одежде, подбирать костюмы в соответствии с индивидуальными особенностями фигуры. При изучении тем данного раздела закладываются основы для формирования художественного и эстетического вкуса, познавательного интереса учащихся к темам предмета, воспитания аккуратности, усидчивости и терпения.
При изучении раздела «Основы домоводства» мы знакомим детей с праздниками и их особенностями, культурой поведения в семье и обществе, культурой потребления пищи, нашими белорусскими традициями и народными промыслами, так как это позволит им почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою родину, которая богата славными традициями.
При выборе изделий для украшения жилища в белорусском стиле, учащиеся умело пользуются графическими редакторами для создания схем и мотивов, поиск объектов для изготовления украшений для дома проводят не только на компьютере, а также с использованием планшетов и телефонов. Подобранные изделия обсуждаются в коллективе учащихся, и принимается решение о выборе определенного вида изделия или техники выполнения. Такие формы и методы организации урока позволяют развивать творческие способности учащихся, эстетический вкус, самостоятельность, воспитывать чувство меры и красоты.
Наблюдая за пятиклассницами можно отметить, что период адаптации уже позади. Они понимают, что от правильной последовательности выполнения технологических операций и усидчивости зависит время изготовления изделия, от качества – зависит вид изделия (фартука, салфетки), поэтому они стараются, для того чтобы получить хорошую отметку, одобрение учителя и родителей. Девочки тщательно выбирают варианты украшения своего фартука из виртуальной коллекции, забытые операции выполнения определенных узлов могут просмотреть в видео-уроке или же получить текущий инструктаж у учителя и продолжить работу. Стеснительные девочки стали смелее и разговорчивее, активные – нашли применение своей энергии в выполнении практической работы и оказании взаимопомощи другим ученицам, творческие – готовят интересные дополнительные материалы к урокам.
Трудовая деятельность учащихся при изготовлении швейных изделий способствует воспитанию дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности, организованности, прилежности, самостоятельности и работоспособности.
Содержание предмета «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» предусматривает реализацию принципа преемственности с материалом предыдущих классов. В соответствии с принципом систематичности и последовательности содержание всех разделов программы усложняется и конкретизируется, предполагая большую степень самостоятельности учащихся при изготовлении изделий. А это значит, что у учителя есть возможность формирования технологической и графической грамотности учениц в течении пяти лет через воспитание культуры труда, возможность подготовить девочек к роли будущей гостеприимной хозяйки, обогащая их знаниями, развивая умения и отрабатывая навыки выполнения трудовых операций.
Задача учителя трудового обучения – поставить конкретную цель перед учащимися и в процессе продвижения к ней развивать те качества и умения, которые необходимы для её осуществления.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.