Доклад на тему "использование коммуникативных технологий на уроках английского языка".
Оценка 4.8

Доклад на тему "использование коммуникативных технологий на уроках английского языка".

Оценка 4.8
docx
18.06.2024
Доклад на тему "использование коммуникативных технологий на уроках английского  языка".
Доклад на тему Использование коммуникативных технологий на уроках английского языка (1).docx

Использование коммуникативных технологий

на уроках английского  языка.

Выполнила:

Палян Т.А.

учитель английского языка

с другими людьми. Используя технологию коммуникативного МОУ СОШ № 8

            В условиях внедрения ФГОС основная цель обучения иностранному языку состоит в формировании у учащихся коммуникативной компетенции, которая описывает качество и эффективность способности общаться одного человека обучения, педагог может научить школьников свободно говорить на изучаемом языке, понимать речь через усвоение иноязычной культуры, вести дискуссию, беседу, создавать сообщения, рассказы, характеристики литературных героев и исторических личностей, читать аутентичные тексты различных жанров. Учащиеся познакомятся с культурными нормами и ограничениями в общении на английском языке, узнают о традициях, обычаях и этикете в сфере общения.

         Следует отметить, что коммуникативные технологии – это, прежде всего умение работать с информацией.

         Они опираются на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:

·        аудирование;

·        говорение;

·        чтение;

·        письмо.

         Важно отметить, что в реальном общении ни один из указанных видов речевой деятельности не существует изолированно. Реальное общение – это взаимодействие партнеров. У говорящего, например, всегда есть речевое намерение воздействовать на слушающего,– значит, ожидается ответная реакция. Изоляция видов речевой деятельности в обучении может привести к тому, что учащиеся овладеют умениями высказываться на определенную тему, но не будут воспринимать речь на слух и, таким образом, не смогут участвовать в общении, или, наоборот, понимая смысл прочитанных или услышанных фраз, не смогут сформулировать свои собственные высказывания. Кроме того, отсутствие взаимосвязанной основы обучения всем видам речевой деятельности тормозит формирование каждого из них и не позволяет добиться существенных результатов.

         Главным при  коммуникативных технологиях обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:

·        речевых поступков;

·        речевой ситуации.

         Коммуникативные технологии предусматривают функциональность обучения (деятельность ученика):

·        ученик спрашивает;

·        подтверждает мысль;

·        побуждает к действию;

·        высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

         При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

·        новая речевая задача;

·        новый собеседник;

·        новый предмет обсуждения.

         Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:

·        осознание необходимости общения;

·        потребность использования речи;

·        формируется речевое поведение.

Деятельность, в которой реализуются коммуникативные технологии, может быть:

·        учебная;

·        игровая;

·        трудовая.

         Единицей организации  и ядром процесса обучения с использованием коммуникативных технологий является ситуация. С помощью ситуации:

·        устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;

·        мотивируется общение;

·        презентуется (преподносится) речевой материал;

·        приобретаются речевые навыки;

·        развивается активность детей и самостоятельность общения.

         В коммуникативных технологиях отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка:

·        отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;

·        возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).

         Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:

·        приносить детям радость;

·        сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.

         Пожалуй, ни по одному из предметов школьного образования нельзя так просто и легко обнаружить невладение им, как по иностранному языку: обратились к человеку на изучаемом им языке, а он не понимает и не умеет говорить на нем, попросили прочитать, что написано, например, в инструкции, и этого он сделать не может. Сразу делается вывод - не знает, не умеет, школа не в состоянии научить иностранному языку. Действительно ли это так? Или в школе можно сформировать практические умения, которые могут служить основой для дальнейшего образования, если четко представлять себе конечные результаты в изучении этого предмета учащимся и целенаправленно к ним его вести? Я постараюсь ответить на этот вопрос.      Первое, что хотелось бы отметить, - язык, родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействие людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни. Будучи средством общения, изучаемый язык постоянно должен находиться в состоянии "готовности к употреблению".

Исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить, что ведущей идеей представляемого нами педагогического опыта является процесс коммуникации, столь необходимый на современном этапе обучения школьников иностранному языку. В последние два десятилетия разработка этого процесса стала не только интенсивнее, но и значительно успешнее. Одной из них является тенденция к усилению коммуникативной направленности учебного процесса. Эта тенденция родилась не сегодня и не вчера: попытки приблизить процесс обучения по его характеру к процессу коммуникации предпринимались давно. Но по мере того, как продолжались научные исследования методистов и практические поиски учителей, становилось ясно, что мы имеем дело не просто с устойчивой тенденцией, а с методом обучения.

На мой взгляд, важность обоснования коммуникативного метода не подлежит сомнению.

Во-первых, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Постоянное практическое пользование языком помогает преодолевать нелюбовь большинства учащихся к лингвистическим манипуляциям, делает обучение привлекательным, ибо согласуется с конечной целью и тем самым обеспечивает усвоение говорения как средства общения.

Во-вторых, коммуникативность включает в себя индивидуализацию обучения речевой деятельности, под которой понимается учет всех свойств учащегося как индивидуальности: его способностей, умений осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностных свойств. Подобный подход гарантирует истинную мотивацию, а также подлинную, внутреннюю активность учащегося.

Практика показала, что из всех умений, предусмотренных программой, хуже всего учащиеся овладевают именно разговорной речью. Недостаток усвоения разговорной речи особенно ощущается в старшем звене общеобразовательной школы, когда от учащихся требуется не только задавать вопросы и уметь на них отвечать, но и умение вести беседу. А естественная беседа, как правило, включает в себя не только вопросы, но и предложения, стимулирующие к выполнению действий, выражающие согласие или несогласие, поясняющие причину отказа и т. д.

Разработкой коммуникативного направления в той или иной мере занимались многие научные коллективы и методисты. При всем различии методологий и технологии все они внесли в теорию и практику методики много ценного.

В своей работе я опираюсь на учебно-методический комплект (УМК) под редакцией Ю.Е Ваулиной, Д. Дули и др. Данный УМК предлагает разнообразный материал для развития речевых и общеучебных навыков, который был отобран с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.

Учебники этого УМК построены в соответствии с учебным планом (2 часа в неделю в начальном звене и 3 часа в неделю в среднем и старшем звене) и ориентированы на государственный стандарт применительно к учебному предмету "иностранный язык". В основу данного УМК положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта - всеми видами речевой деятельности - чтением, говорением, аудированием, письмом. Ведущими в овладении иностранной культурой являются познавательный и учебный аспекты, а среди видов речевой деятельности на первый план выдвигается говорение.

Иноязычная культура — «...есть та часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (социокультурном), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном (социальном) аспектах» (Е. И. Пассов).

Аспекты

Компоненты

Развивающий

1) развития языковых способностей: к слуховой дифференциации, к развитию фонематического и интонационного слуха, зрительной дифференциации (сравнение графического образа букв и транскрипционных знаков), к имитации, к догадке, к выявлению языковых закономерностей, функционально-адекватному сочетанию ЛЕ, к выявлению главного, к логичному изложению;
2) развития психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение);
3) развития мотивации к дальнейшему овладению ИК;
4) развития учебных умений и формирования у учащихся рациональных приемов овладения ИК, а также привития навыков самостоятельной работы по дальнейшему овладению ИК.

Познавательный (социокультурный)

Овладение ИК как средством:
1) приобретения знаний о культуре страны изучаемого языка: литературе, музыке, живописи, театре, истории ..;
2) постижения менталитета других народов;
3) более глубокого понимания родной культуры;
4) удовлетворения личных познавательных интересов (от профессиональных до хобби).

Воспитательный

Овладение ИК как средством:
1) воспитания толерантности и уважения к другой культуре;
2) приобщения к общечеловеческим ценностям;
3) воспитания ответственности перед обществом;
4) воспитания личностных качеств (трудолюбие, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность и др.).

Учебный

Овладение ИК как средством:
1) развития умения общаться, используя различные виды речевой деятельности для удовлетворения потребностей и возможностей рассказать о себе и родной культуре;
2) приобретения знаний о строе языка, его системе, особенностях, сходстве и различии с родным языком.

         На уроках с применением коммуникативной технологии, я использую различные формы работы, такие как парная, групповая, проектная. Особенно важным является формирование навыка спонтанной речи (например, диалоги в парах с постоянной сменой участников).

Не менее значимым в работе с применением технологии коммуникативного обучения на уроках английского языка считаю использование монологов с заданиями следующего типа:

·        согласиться с утверждением или опровергнуть его;

·        дать развернутые комментарии к ситуации;

·        доказать собственную точку зрения на проблему и т.д.

         Чтобы ученик уверенно заговорил на английском языке, необходимо пробудить в нем интерес, мотивировать его к этому виду деятельности. В связи с этим целесообразно использовать на уроках дедуктивный метод, чаще применяемый в традиционной школе. Обучение навыкам речи начинается с готового образца, рассматриваемого в качестве эталона или варианта для построения подобных ему высказываний. Здесь при работе с диалогами и монологами я применяю следующий алгоритм:

·        прослушиваем/читаем диалог/монолог;

·        повторяем;

·        разбираем особенности;

·        заучиваем полностью или фрагментарно;

·        учимся изменять элементы эталонного образца.

         В качестве домашнего задания детям предлагается составить собственный диалог/монолог на основе эталона.

В коммуникативном обучении английскому языку учителю очень помогают ситуативные упражнения, которые делятся на:

-воображаемые (Imagine: you went to the cinema with your class and one of your classmates ate chips champing loudly. What will you do?);

-проблемные (дается текст нужного уровня сложности, по которому задаем несколько вопросов, например, какая тема у данного рассказа, и несколько вопросов по содержанию);

-дополняемые (John was never late for classes. But yesterday he was. I think………).

Также учитель может применять композиционные упражнения, например:

-описать какие-то правила или действия (как вести себя в бассейне, как подготовить доклад);

-сделать сообщение по теме;

-подробно рассказать о том, как провел лето и.т.п.

-составить рассказ по…(фразе, пословице, высказыванию).

Кроме того, на своих уроках я применяю дискутивные упражнения, например, учебную дискуссию или комментирование.

В результате применения коммуникативных технологий ну уроках английского языка у учащихся:

сформируется способность и готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учетом речевых возможностей и потребностей учащегося, расширится лингвистический кругозор, будет получено общее представление о стране изучаемого языка и его отличиях от родного языка;

будут заложены основы коммуникативной культуры, т.е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;

сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком.

 

 

Список литературы:

 

1. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. / Е.И. Пассов. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – с. 46-51, 164-171.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

5. http://www.mon.gov.ru (Закон об образовании РФ).

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Использование коммуникативных технологий на уроках английского языка

Использование коммуникативных технологий на уроках английского языка

Кроме того, отсутствие взаимосвязанной основы обучения всем видам речевой деятельности тормозит формирование каждого из них и не позволяет добиться существенных результатов

Кроме того, отсутствие взаимосвязанной основы обучения всем видам речевой деятельности тормозит формирование каждого из них и не позволяет добиться существенных результатов

Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативных технологий является ситуация

Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативных технологий является ситуация

Исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить, что ведущей идеей представляемого нами педагогического опыта является процесс коммуникации, столь необходимый на современном этапе обучения школьников иностранному языку

Исходя из вышесказанного, хотелось бы отметить, что ведущей идеей представляемого нами педагогического опыта является процесс коммуникации, столь необходимый на современном этапе обучения школьников иностранному языку

А естественная беседа, как правило, включает в себя не только вопросы, но и предложения, стимулирующие к выполнению действий, выражающие согласие или несогласие, поясняющие причину отказа…

А естественная беседа, как правило, включает в себя не только вопросы, но и предложения, стимулирующие к выполнению действий, выражающие согласие или несогласие, поясняющие причину отказа…

ЛЕ, к выявлению главного, к логичному изложению; 2) развития психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение); 3) развития мотивации к дальнейшему…

ЛЕ, к выявлению главного, к логичному изложению; 2) развития психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение); 3) развития мотивации к дальнейшему…

Воспитательный Овладение

Воспитательный Овладение

В качестве домашнего задания детям предлагается составить собственный диалог/монолог на основе эталона

В качестве домашнего задания детям предлагается составить собственный диалог/монолог на основе эталона

Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком

Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.06.2024