«Использование компьютерных технологий на уроках трудового обучения»
Каждый учитель вправе выбирать свои методы и формы работы, свою педагогическую технологию, но каждый обязан это делать во благо развития ребенка. Я сторонник передовых технологий. В последнее время все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных технологий в учебный процесс. Не вызывает сомнений необходимость применения информационных технологий в качестве средства общения, воспитания и обучения. Но один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. Китайская пословица гласит:
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь».
Исследования, проведенные психологами, подтверждают и показывают, что в памяти остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, тогда когда ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать, условия для повышения процесса обучения.
В процессе обучения с помощью ИКТ ребенок учится работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы. Ученик узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. Повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с ИКТ открывает принципиально новые возможности в учебной деятельности и творчестве, как ученика, так и учителя. Поэтому при использовании ИКТ необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности – познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического.
Целью своей педагогической деятельности, как учителя технологии, вижу в повышении уровня информационно-коммуникативной и учебно-познавательной компетентностей учащихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Как же решить проблему оптимального обучения школьников технологии?
На мой взгляд, для этого необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии на уроках с целью развития познавательной компетентности школьников.
Одно дело иметь компьютер,
А другое дело – уметь владеть.
Что нужно современному выпускнику нашей школы для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни как в городе Улан-Удэ, так и в России? Какую роль должен играть мой урок технологии, наша школа, я – учитель технологии, чтобы подготовить наших учеников к полноценной жизни в обществе?
Для меня стало очевидным, что, используя только традиционные методы обучения по технологии, решить эту проблему невозможно, следует формировать и развивать различные компетентности учащихся, в том числе познавательные, коммуникативные, социальные, развивать информационную и исследовательскую культуру моих учеников.
Поэтому передо мной возникла необходимость организации процесса обучения на уроках и во внеурочное время на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет, электронные учебники, различные электронные издания, компьютерные презентации и прочее, что является неотъемлемой частью современного технологического образования.
Интернет – это огромное информационное поле, но есть два минуса:
1. отсутствие цензуры;
2. отсутствие гарантий, что информация достоверна.
Моя задача состоит в том, чтобы информационно-коммуникативные технологии органично вплетались в мою деятельность как учителя технологии, чтобы информационные технологии стали неотъемлемой органичной частью моих уроков.
Компьютер – это средство обучения. Можно чередовать или комбинировать ИКТ
с традиционными формами уроков.
В данное время очень большую популярность приобрели презентации, выполняемые в программе Power Point. Такую презентацию может создать каждый учитель к любому своему уроку. Здесь можно выполнить чертежи, создать опорный конспект по определенной теме, вставить интересный фотофрагмент, хороший иллюстративный материал и т.д. Такую презентацию можно демонстрировать на каждом компьютере, можно – на большом экране (с помощью мультимедийного проектора).
Вот уже более 3 лет, как вместе с другими учителями нашей школы, осваиваю информационные технологии. В своей педагогической деятельности я использую Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы и собственные электронные методические разработки. Мною проведен открытый интегрированный урок Технология+Информатика в 7 классах с использованием ИКТ – технологий.
Благодаря использованию информационных технологий, удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время и т.д.
Использование современных образовательных технологий приводит к тому, что уже нет «шаблонных» уроков, увеличивается индивидуализация и дифференциация обучения, занятия становятся более наглядными и интересными, рационально организуется учебная деятельность. Все это дает положительные результаты: происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности, повышается мотивация учебной деятельности, растет интерес учеников к предмету и уровень качества. Особое место в многообразии форм и методов проведения уроков принадлежит урокам с применением цифровых образовательных ресурсов:
- готовых мультимедийных продуктов в качестве дополнительных обучающих средств на уроке (наглядность, тренажёры, тесты, средства контроля за качеством обученности и др.);
Современный урок не возможен без компьютерной поддержки. Однако уроки на основе ИК-технологий не должны быть случайными, ограничиваться темой одного урока, чтобы не выпадать из общего стиля уроков. В моём опыте наиболее высокая частота применения цифровых образовательных ресурсов на уроках технологии, особенно на этапах закрепления и проверки знаний, умений, навыков.
Вывод
В реализации целенаправленного, успешного развития информационных технологий в СКОШИ № 2 VIII вида, решающее значение имеет готовность и способность преподавательского состава и сотрудников школы к их эффективному использованию в своей деятельности. В связи с чем необходима дальнейшая разработка и реализация целевой комплексной программы развития компьютерно-информационных технологий для более эффективного и современного обучения учащихся школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.