Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».
Оценка 4.7

Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».

Оценка 4.7
docx
07.01.2025
Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».
доклад 2023 год.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОШ №17 ИМЕНИ ДАЦАЕВА МОВСАРА»

 

 

 

 

 

Доклад

на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Юсупова Патимат Рамазановна - учитель географии

Проверила: Бабаева И.Б. – руководитель ШМО

 

 

 

Г. Хасавюрт

2023 год

 

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.

Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности. Важная роль в решении этой задачи отводится новым информационным технологиям.

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

1.      Компьютерные технологии

Я изучила ряд литературных источников и увидела, что внедрение информационных технологий в образовательный процесс идет полным ходом. И решила попробовать ИКТ для активизации познавательной деятельности на своих уроках. И из всех примененных мною методов они оказались наиболее эффективными.

Использование информационных технологий существенно повышает качество образования, так как обеспечивает:

1) внедрение новых форм представления информации. Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты;

2) расширение возможности школьной библиотеки. Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов. Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивает доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от времени и расстояния;

3) применение новых форм учебных занятий. Использование компьютерных учебников повышает мотивацию учения школьников, выводит учителя на новый, современный уровень преподавания. Информационно – коммуникативные технологии, применяемые на уроках географии, призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции, а также способствует созданию обстановки психологического комфорта.

     Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и  представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

1.      – повышает мотивацию учащихся к учению;

2.      – активизирует познавательную деятельность;

3.      – развивает мышление и творческие способности ребёнка;        

4.      – формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Эти технологии становятся хорошим помощником учителю  –  географу, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках географии:

 

1.Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

2.Работа в  Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;

3.Работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

4.Использование Интернета и медиаресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации и т.д.)

          Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.

          Результатом использования ИКТ на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.

 

Применяя разные  технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки , добиваясь более качественных результатов.

 

2.      Игровая технология.

 

            Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

           В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

·         в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

·         как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;                                                            

·         в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

·         как технология внеклассной работы.

          Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста.

           Приведу примеры некоторых игровых моментов.

      1.  При изучении темы  «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово с помощью координат. Учащимся предстоит сначала определить какие города соответствую данным координатам, а потом определить заданное слово.

1.      59 с.ш. 11 в.д.                  Осло

2.      35 с.ш. 51 в.д.                  Тегеран

3.      13 ю.ш.  76 з.д                 Лима

4.      52 с.ш. 105 в.д.                 Иркутск

5.      с.ш.  115 в.д.                     Чита

6.       42 с.ш 78 з.д.                   Нью-Йорк

7.      46 с.ш. 75 з.д.                    Оттава

2. Приём   «Слова в словах”

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз.

    3Приём Третий лишний» или «Белая ворона»

          Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например.  Коала,  утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

    4. Приём «Отыщи на карте»

                Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий

     5. Приём «Да и нет»

            Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что  «это» находится в Азии. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования  мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

 

3.      Технология модульного обучения.

 

        Технология модульного обучения предполагает разнообразие методов и форм обучения. Это позволяет учителю открыть и успешно использовать свою методическую копилку. И чем активнее были поиски учителя в области методики, тем богаче копилка. Здесь должны быть познания различных моделей обучения. Использование интегративной технологии модульного обучения может быть проблематично, так как необходимы:

·         Личная мотивация учителя;

·         Отбор и эффективное сочетание между собой методов, приемов и форм работы на уроке;

·         Дифференцированный подход в постановке вопросов и заданий;

·         Сформированность общеучебных умений и навыков, умение учащихся работать самостоятельно;

·         Соблюдение регламента времени;

·         Материально – техническая база школы;

·         Умение самого учителя работать с компьютером;

·         Дополнительное время для учителя;

·         Группа педагогов-единомышленников.

        Однако практика показывает, что учащихся нужно целенаправленно готовить, учить добывать знания самостоятельно с 5 -6 класса, при изучении природоведения и

начального курса географии. Уже 5-6 классах ребенок должен почувствовать вкус успеха от собственного труда. Надо научить детей не столько запоминать, сколько  уметь находить нужную информацию и применять ее.

     

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

           Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.

 

4.      Технология проблемного обучения.

 

      Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

         Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Я использую проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.

 

Примеры проблемных вопросов.

 

1.      В какой параллели нашей больше всего учеников, в какой меньше? Почему?

2.      Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?

3.      Почему белые медведи не едят пингвинов?

  4  Из чего состоят облака?- А что тяжелее: воздух или вода?А почему же облака плавают          по воздуху и не падают?

 

            Использование проблемных вопросов углубляет у учащихся интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины.

           Работая с детьми, я находилась в поиске таких  приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.  Используемые мною  инновационные методы, позволяют добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, помогают формировать УУД.                               

   

Широкое применение различных технологий при изучении большинства предметов даст возможность реализовать принцип «учение с увлечением», и тогда любой предмет будет иметь равные шансы стать любимым детьми.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей

Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного…

Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного…

Приём «Да и нет»

Приём «Да и нет»

Примеры проблемных вопросов. 1

Примеры проблемных вопросов. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2025