Доклад на тему "История деревни Монастырь"
Оценка 4.8

Доклад на тему "История деревни Монастырь"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
история
1 кл—11 кл
21.12.2023
Доклад на тему "История деревни Монастырь"
История деревни Монастырь Пермского края Гайнского района
Доклад.docx

Мышкин Максим Викторович

МБОУ «Лесокамская ООШ» филиал «Сейвинская ООШ»

 

История деревни Монастырь.

 

Что мы знаем о Монастыре? Село образовалось на месте Троицкой, или Плесненской пустыни, впоследствии –  Свято-Троицкого монастыря.

По преданиям, село было основано в 1539 году теми, кто был не доволен правлением царя. Затем оно пополнилось стрельцами, бежавшими от гнева Петра I после стрелецких бунтов в 1682 г, 1689 г. 1698 г. Стрельцы спустились по Каме от Вятки или пришли по дороге, которая соединяла центр российского государства с Пермью Великой (ныне Чердынь). Однако, оставаясь на территории коми-поселений, русские не включались в существующие коми-деревни, а строились обособленно, привнося с собой традиции и образы центральных частей России (московской, питерской, новгородской).

В самых непроходимых лесах, окруженных болотами, ими были основаны скиты - Пальник и Монастырь. Факт существования на этом месте мужского монастыря подтверждается многими людьми, проживавшими в селе Монастырское, в течение нескольких веков сохранившее свое исконное название. По предположениям, мужским он был из-за преобладания мужского населения в этом ските. Причин две: первая - убегая, большинство стрельцов не успели забрать семьи, вторая - многие женщины и дети умерли во время скитаний по непроходимым местам. Стрельцы селились в непосредственной близости от реки, т.к. по реке двигались баржи и лодки купцов, которых достаточно часто грабили местные жители. Об этом свидетельствует название: "Разбойничий лог" - это лог, который из глубины леса выходил к берегу Камы в очень узком месте и был удобен для нападения на караваны. В то время было построено 50-60 домов.

Соединение традиций православия центра России, Перми Великой с язычеством коренных жителей, суровые условия и разбойничьи устои сформировали основные, хотя и во многом противоречивые черты характера людей, населявших эту землю - основательность, бесстрашие, свободолюбие и своеволие, чувство юмора и угрюмость, доброта и хитрость, чувство справедливости и разбойное поведение, верность идеалам, вера в приметы и одновременно в бога.

В селе Монастырское в XVI веке была построена первая деревянная церковь (год постройки неизвестен). Сохранились сведения, что та церковь была построена как курная изба, без единого гвоздя и топилась по-черному. Церковь сгорела и на ее месте была построена другая церковь), которая простояла почти 3 века. Сведения о ней и фотографии хранятся в Санкт-Петербургском институте истории материальных культур. К церкви было приписано 2 церковных дома, 1755 прихожан из 18 деревень и селищ: Пальник, Сосновая, Усть-Чукурья, Бурдаково, Весляна, Кулига, Логиново, Шумино, Тиуново, Давыдово, Забегаево, Булатов-ка, Оныл, Плёсо, Пашня, Гарь, Пономаревка. В конце XIX - начале XX вв. началось строительство новой, третьей церкви, которая сохранилась до настоящего времени.

Люди, населявшие Монастырское, очистили от леса большие территории для полей и сажали рожь, капусту, картошку, лук, лен. Жили, в основном, натуральным хозяйством, делали все для себя: холсты, половики, одежду, сани, грабли, дуги, туески, короба, лапти, сети, морды, мережи, жернова для ручных мельниц. Иногда торговали в Коми-округе и Вятской губернии. Поселений других народов на этой стороне Камы не было, что определялось большими расстояниями, различием веры, непроходимостью лесов и боязнью "лютых" стрельцов. Известно, что людей, живущих в верховьях Камы, не коснулась ни одна война

В годы коллективизации в Монастырском был создан колхоз. Попытка переименования его в "Верхнюю Каму" не состоялась. Новое название не прижилось.

С 1929 года история ссылки и гонений в эти края повторилась. Сотни тысяч людей гнали зимой пешком от ст. Менделеево (более 300 км), летом завозили на баржах через Вятку по Каме и высаживали в тайге... Тысячи ссыльных переселенцев из Белоруссии, Украины, Чечни, Прибалтики, Поволжья, гонимые сталинскими репрессиями, не смогли выжить в этих суровых краях. В п. Коврижка, например, поселилось до 500 семей (около 2000 человек). Осталось в живых только 150 человек. Оставшиеся в живых ссыльные и приехавшие добровольно из голодающей центральной части страны люди, создавали леспромхозы, строили новые поселки: Сёйва, Чуртан, Оныл-2, Сосновка и другие.

В 2001 году в д. Монастырь была организован летний лагерь выжтвания для трудных подростков.

В 2003 году в Монастыре, на берегу р. Кама, был установлен поклонный крест.

В настоящее время в деревне Монастырь никто не проживает.  Церковь, которая является одной из главных достопримечательностей района в плачевном состоянии. Много энтузиастов хотели восстановить ее, но к сожалению никаких изменений, не произошло.

Специалисты Пермского краевого центра охраны памятников не разделяют энтузиазма общественников. По их мнению, церковь в деревне Монастырь, не является уникальной: это не народное зодчество, а типовой проект, «близнец» известной церкви из села Бигичи, которая недавно была перевезена в Чердынь и отреставрирована. Кроме того, по его словам, расходы на восстановление храма в Гайнском районе будут потрачены впустую: поскольку Монастырь — практически нежилая деревня, и к ней нет хорошей проезжей дороги, то церковь всё равно придёт в упадок. При этом специалист обращает внимание на то, что если церковь в Монастыре — не слишком значительный в историко-этнографическом плане объект, то сама деревня «очень интересна»: жилые дома, даже те, что построены в начале ХХ века, сделаны по старинной технологии, использовавшейся ещё в XVII веке.

 Как комплекс строений, деревня Монастырь могла бы стать основой хорошего историко-этнографического парка. Поэтому она до сих пор притягивает к себе туристов, ученых-историков, археологов своей историей, завораживающими местами и духом старины.


 

Мышкин Максим Викторович МБОУ «Лесокамская

Мышкин Максим Викторович МБОУ «Лесокамская

Санкт-Петербургском институте истории материальных культур

Санкт-Петербургском институте истории материальных культур

Монастырь — практически нежилая деревня, и к ней нет хорошей проезжей дороги, то церковь всё равно придёт в упадок

Монастырь — практически нежилая деревня, и к ней нет хорошей проезжей дороги, то церковь всё равно придёт в упадок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2023