Доклад на тему:
«Кладовая педагогического мастерства»
(*1 слайд)
Возле моря в Ливадии
Я зашла в интернат…
…Мой диплом! Ты не ради ли
Этих самых ребят?
Добрый день! Я – Величко Анна Геннадьевна, воспитатель 8 класса
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Крым «Ливадийская санаторная школа-интернат».
«Только вместе с
родителями,
общими усилиями,
педагоги могут дать детям
большое человеческое счастье».
В.А.Сухомлинский
(*2 слайд) Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы.
Статья 44 закона «Об образовании в Российской Федерации»: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». (фото дети с родителями)
Семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности, и главным институтом воспитания. Однако, в последнее время мы наблюдаем снижение статуса семьи для ребенка, некомпетентность родителей в вопросах воспитания. Причиной служит нехватка времени, нежелание нести ответственность за воспитание полноценного члена общества, желание переложить свою ответственность на плечи школы и социума.
(*3 слайд тема) Находясь на лечении и обучении в санаторной школе – интернате, ребенок долгое время находится вне семьи, и участие родителей в его воспитании очень важно не вытеснить, а сделать более значимым и ценным.
Грамотные подходы в привлечении родителей к учебно-воспитательному процессу просто необходимы, иначе теряется связь семьи и школы, как необходимого компонента успеха.
Тема над которой я работаю: «Совместное сотрудничество семьи и школы в воспитании ребенка в условиях санаторной школы-интерната».
(*4 слайд) Цель: создание эффективной модели сотрудничества педагога с родителями (законными представителями), основанной на личностно ориентированном подходе.
Задачи:
1. Установить постоянную связь с родителями, взаимопонимание и согласованное взаимодействие семьи и школы.
2. Оказать психолого-педагогическую, просветительскую помощь семье в воспитании и обучении детей, а также в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Выявить, обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания в классе.
4. Активизировать и обогатить опыт родителей по воспитанию детей.
- создание эффективной модели сотрудничества педагогического коллектива с законными представителями обучающихся;
- повышение уровня педагогической и правовой компетентности родителей;
- рост родительской активности в мероприятиях класса и школы;
- установление тесного контакта с семьями обучающихся.
(*5 слайд) В рамках программы родительского всеобуча, учитывая самые распространенные проблемы во взаимоотношениях между школой, семьей и учеником, с учетом возрастных особенностей детей ежегодно выбираются вопросы для просвещения. (слайд просвещения за этот год, тематика)
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
1.Роль семьи в развитии моральных качеств подростка. 2. Стили общения между детьми и взрослыми. 3.«Внимание! Дети на дороге!» профилактическое мероприятие для родителей (маршрутные листы, личный пример семьи, перевозка детей в транспорте). |
1.Роль родительского авторитета в воспитании несовершеннолетнего. Жизненная активность родителя, как личный пример в преодолении трудностей. 2. Детская жестокость и её причины. В чем причины? Кто виноват? Правовая ответственность. |
1. Развитие норм коммуникативных способностей подростков, как одного из средств социализации в обществе. 2.Конфликты с подростком и пути их разрешения. 3.Безопасность в сети интернет. Цифровая грамотность. |
1.Итоги учебного года. 2. Активные и безопасные летние каникулы. |
(6* слайд) Работу с родителями выстраиваю по следующим принципами:
-добровольность и ненавязчивость;
-целесообразность;
-профессионализм;
-обеспечение конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
-открытость, доброжелательность, уважение и безоценочное отношение к родителям и их детям;
-мотивирование родителей к взаимодействию со школой;
-системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей;
-запрет на советы;
-согласованная совместная работа специалистов, участвующих в работе с семьей;
дифференцированный подход к работе с семьей;
-опора на жизненный опыт родителей.
(7*слайд) В работе с родителями я использую следующие формы общения:
-индивидуальная беседа;
-индивидуальная консультация;
- дискуссия;
- круглый стол;
- ролевая или деловая игра;
-творческая группа.
Руководствуясь всем вышеперечисленным, родители должны стать полноценными участниками учебно-воспитательного процесса для того, чтобы в результате нашего совместного воспитания дети не только многому научились, но и смогли все это применить на практике в своей жизни.
(8*слайд и картинки) Важным моментом в установлении взаимоотношений с родителями был выбор стиля общения, к которому мы должны были прийти. Это - авторитарный, демократический или попустительский. Сами понимаете, что демократический – это самый подходящий и эффективный, но при этом и самый трудный, так как брать на себя ответственность, держать слово, соответствовать статусу и строить общение на взаимоуважении – это трудно. Трудно детям, но еще труднее оказалось родителям. Постепенно мы пришли к выбору демократического стиля общения в нашем коллективе.
(9*слайд назв. и фото) Все ребята моего класса являются активными членами РДШ и участниками волонтерских отрядов школы: «12 друзей медиков», «Поющие сердцем», а на базе нашего класса создан отряд «Волонтеров Победы!». И мы этим гордимся.
(10* слайд) Чтобы дети разобрались в понятийном аппарате и имели представление о нашей работе, а также разобраться самой, мы с ребятами прошли курсы на площадке Корпоративного университета РДШ по дополнительным общеобразовательным программам социально-педагогической направленности «Совместное лидерство», «Формирование гражданской идентичности у обучающихся» и «Как поддержать деятельность добровольческого отряда?»
(11*слайд) В процессе реализации плана воспитательной работы на учебный год и как куратор волонтёрского отряда «Волонтёров Победы», хочу остановиться на гражданско-патриотическом направлении.
В рамках данного направления ведутся следующие формы работы:
1. Участие в общешкольных и муниципальных концертных программах:
- ко Дню неизвестного солдата,
- ко Дню вывода войск из Афганистана,
- ко Дню снятия блокады Ленинграда,
- ко Дню защитника Отечества,
- ко Дню освобождения Ялты от фашистских захватчиков,
- ко Дню Победы,
- ко Дню России.
(12*слайд) 2. Конкурсные программы и акции: (ФОТО)
-Участие в творческом конкурсе «МЫ – НАСЛЕДНИКИ ПОБЕДЫ!», посвященном Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г., в Республике Крым в 2019 году. По результатам республиканского этапа наш коллектив «Ливавдийцы» занял призовое III место и был награжден поездкой в город-герой Севастополь. Эмоциям детей и родителей не было предела. Гордость за сохранение памяти о годах Великой Отечественной войны сподвигла на дальнейшую поисковую и творческую работу.
-Участие во Всероссийском творческом конкурсе в честь 75-летия Победы «Мои деды ковали Победу!»;
-Муниципальный конкурс чтецов «Я говорю из Ленинграда»;
-Республиканский творческий конкурс «Горжусь своим героическим предком»;
-Всероссийская акция #ОКНАПОБЕДЫ РДШ;
-Всероссийская акция #СТИХИПОБЕДЫ РДШ.
(13* слайд назв. и фото).
Проекты:
-оформление эмблем ко дню Победы;
- создание «Книги Памяти».
В нашей школе собраны три тома «Книги памяти». В каждый из них вложен колоссальный труд: труд тех, кто воевал и добывал Победу ценой своей жизни, и вклад тех, кто собирал информацию и систематизировал.
Назначенная ответственной за сбор информации и выпуск 3 тома школьной «Книги Памяти», я привлекла к работе детей класса не только в рамках поиска и предоставления информации, но и в рамках обучения работы за компьютером в таких редакторах, как «РOWERPOINT», «WORD», «MOVAVI», обучению работы с поисковыми системами «Мемориал», «Подвиг народа», «Память народа». Обращаясь на «ты» с гаджетами и являясь активными пользователями социальных сетей, многие дети все-таки почувствовали трудности в работе.
Это:
- неумение сосредоточиться и сконцентрироваться на конкретной задаче и деталях;
- нежелание отказаться от альтернативного вида деятельности (отдыха, просмотра фильма, общения в чатах);
- трудности работы по алгоритму;
-стремление достигнуть быстрый и легкий результат.
К поисковой работе были приобщены и родители. В ходе сбора информации большинство из них активно предоставляли необходимые сведения, подтверждающие документы, фотографии и письма о героях своей семьи. Чувствовалось, что в семьях хранят и бережно передают память из поколения в поколение.
Но были и семьи, в которых родители не владели никакой информацией, и в разговоре с ними было понятно, что данная тема не является для них актуальной. Такая реакция взрослых на вопросы детей об истории их семьи в годы Великой Отечественной войны приводила в чувство разочарования и ущербности. Мне приходилось, опираясь на собственный опыт поисковой работы, мотивировать детей к поиску интересующей их информации по алгоритму, постепенно заинтересовывая и подключая родителей.
(14*слайд) Подводя итоги, я смело могу сказать, что на данном этапе родители моего класса являются полноценными участниками учебно-воспитательного процесса, некоторые из них также прошли обучение на сайте Корпоративного университета РДШ.
Мы вместе радуемся достижениям детей, помогаем в преодолении трудностей, учим делать выводы и работу над ошибками, учимся сами в процессе общения с ними.
Родители активно помогаю в изготовлении костюмов для выступлений, принимают участие в концертных и спортивных программах, оказывают помощь в организации экскурсий, проведении профориентационной работы, снимают семейные видеоролики в рамках акций, помогают в благоустройстве и озеленении территории школы.
(15*слайд) Верю, что мы воспитаем поколение настоящих патриотов своей Родины!
*«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» М. Горький.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.