Министерство образования Оренбургской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Оренбургской области
Выступление на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин.

Тема: Метод проектов как современная педагогическая технология.
Выступление подготовил:
Луконин И.В. учитель истории
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум»
г. Бугуруслан
2024 – 2025 учебный год
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый документ, который определяет задачи современного обучения.
Главной задачей является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни. Все эти навыки формируются со школьной скамьи. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства сегодня. Как же его достичь?
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде формирования знаний, умений и навыков. Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Сегодня система обучения должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения и в методике образования.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода.
Цель его заключается в развитии личности обучающегося на основе овладения универсальными способами деятельности. Обучающийся не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
В последнее время в образовании появились новые
технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую
мотивацию к обучению.
Для многих педагогов сегодня уже стали привычными методы критического мышления,
проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий,
информационно-коммуникационных технологий, методы проектов.
Буквальное значение слова проект — «брошенный вперёд». В последние годы невероятно возросла частотность его употребления. Систематически осуществляются новые проекты в политической, экономической и социальной сферах. Повсеместно проводятся конкурсы проектов в самых разных областях жизни. Метод проектов находит широкое применение в деле воспитания и обучения подрастающих поколений.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Метод проектов — это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
В основе метода проектов лежит та или иная продуктивная идея, составляющая суть понятия «проект» и определяющая его прагматическую направленность на результат. Ключевым является не только слово проект («бросок в будущее»), но и слово метод («путь», «способ исследования»). Метод — это совокупность приемов, последовательность операций по изучению определённой области практического или теоретического знания, овладению той или иной деятельностью.
Метод проектов как педагогическая технология предполагает достижение дидактической цели через разработку реальной, осязаемой проблемы с практическим результатом, оформленным в виде проекта. Эта технология включает исследовательские, поисковые и творческие методы, а также требует от учащихся самостоятельного конструирования знаний, развития критического мышления и умения применять их на практике.
Суть метода проектов
Проблемно-ориентированный подход:
Работа строится вокруг реальной, актуальной проблемы, для решения которой учащиеся должны применить полученные знания.
Творческий характер:
Метод предполагает активное творческое участие учащихся в процессе поиска и создания решений.
Практическая направленность:
Результатом проекта всегда является конкретный, осязаемый продукт, будь то модель, исследование, презентация или иной проект.
Основные принципы
Диалогичность:
Взаимодействие учителя и ученика строится на основе диалога и сотрудничества.
Проблемность:
Обучение начинается с постановки проблемы, которая мотивирует учащихся к поиску решений.
Интерактивность:
Проектная деятельность объединяет знания из разных областей, способствуя целостному восприятию информации.
Контактность:
Знания приобретают смысл, когда учащийся понимает их практическое применение.
Преимущества
Развитие самостоятельности и критического мышления.
Формирование умения применять знания на практике.
Повышение мотивации к обучению через вовлечение в творческую и поисковую деятельность.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и обучающегося, на развитие личности, его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для обучающегося проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Существует множество подходов к классификации проектов:
1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:
· информационный
· исследовательский
· практико-ориентированный
· ролевой
· творческий
Информационный проект
направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа,
обобщения и представления информации широкой аудитории. Например,
биографические данные того или иного писателя или поэта.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.
Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы постановку задачи
исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой,
обсуждение и анализ полученных результатов.
Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач,
отражающих интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому,
пригодится ли знание правил в современной жизни?
Ролевой проект. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных
или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения,
сказки по русскому языку.
Творческий проект предполагает максимально свободный и
нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут
быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного
или декоративно-прикладного
искусства, видеофильмы и т.д. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Устное народное творчество в нашей жизни».
2. По форме:
• видеофильм
• рекламный ролик
• журнальный репортаж
• инсценировка
• интервью с известным человеком
• телепрограмма
• мультимедийный продукт
• стенгазета
3. По профилю знаний:
• монопроекты – в рамках одного учебного проекта
• межпредметные – в рамках двух или более предметам
4. По числу участников:
• личностные
• парные
• групповые
5. По характеру контактов:
• внутри классными
• внутришкольными
• региональными
• международными
6. По продолжительности:
• мини проекты – в течение 1 урока
• краткосрочные – в течение 1-5 уроков
• среднесрочные – 1-2месяцев
• долгосрочные – до 1года
Методика организации проекта предполагает несколько этапов:
• планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач)
• поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);
• этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);
• презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников).
• защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора)
Проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса.
В методике преподавания профессиональных дисциплин проектная деятельность занимает особое место, так как способствует развитию исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; воспитывает способность к обучению и рассуждению. На уроках теоретического обучения, а также во внеурочной деятельности; при написании курсовой работы; я использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося ,а обучающийся методом проекта может реализовать свои мечты: открыть ресторан, изобрести фирменные блюда, провести анализ спроса и предложения продукции общественного питания; то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД. Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися.
Следует отметить, что занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес обучающихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Проект развивает у обучающихся «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер. Сегодня проектная деятельность обучающихся - неотъемлемый атрибут их жизни. Обучение с применением метода проектов помогает учителю раскрыть творческий потенциал своих обучающихся. Таким образом, использование проектной деятельности в обучении становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным. Он позволяет индивидуализировать учебный процесс.
Список литературы:
1.
Пахомова Н.Ю. Метод
учебного проекта в образовательном учреждении. –
М.: Аркти, 2012.
2.
Сергеев И.С. Как
организовать проектную деятельность учащихся. –
М.: Аркти, 2012.
3. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. М.: Учитель,2012.
4. Мажаева Т.В, Метод проектов как педагогическая технология, "Экономика и социум" №2(57) 2019.
5. Лисина Наталья Николаевна, Метод проектов как современная педагогическая технология.
Интернет-ресурсы:
1. http://uo-bograd.narod.ru
2. http://project.1september.ru
3. http://150-4ex-lyubschool.edusite.ru
4. http://vio.uchim.info/Vio_104/cd_site
5. https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-1/viewer
6. https://infourok.ru/metod-proektov-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1492720.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.