МБОУ Новомихайловская СОШ
Доклад на тему
«Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям. Формы и методы работы с одарёнными детьми».
Подготовил: Кирсанов Анатолий Анатольевич,
учитель физики, математики и информатики высшей
квалификационной категории
МБОУ Новомихайловской СОШ
2019 год
Слайд № 2 Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Организация работы по подготовке одарённых учащихся к участию в олимпиадах различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой, так как именно олимпиады являются одним из показателей результативности творческой работы учителя и учащихся. Сегодня, в современной школе, учителю необходимо умение учить детей учиться. Поэтому, при организации работы с одаренным школьником возникает необходимость создания индивидуального образовательного маршрута, в частности, модели подготовки учащегося к олимпиаде.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о муниципальных, региональных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
Слайд № 3 В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Слайд № 4 Участие школьников в заочных олимпиадах зонального, регионального, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
• дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
• создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
• привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
• некоторые олимпиады («Кенгуру», «Лисенок», «Зубренок», «Олимпус», «Инфоурок», «Мега-талант», «Прояви себя» и др) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
• по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
• каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Слайд № 5 Опыт работы с одарёнными продуктивен при наличии трёх составляющих:
а) ученика, б) учителя и в) взаимоотношений между учеником и учителем.
У ученика, способного к участию в олимпиаде, в наличии – превосходная память, максимальная концентрация внимания, психологическая готовность к состязанию, испытанию, стремление к самопознанию.
У учителя – огромная увлечённость предметом, стремление к качеству работы, плюс широкий кругозор (в виде дополнительных увлечений, среди которых главнейшее – психология).
Взаимоотношения между учеником и учителем - это важнейший элемент, т.е. главная информационная магистраль.
Я начинаю работу по подготовке к олимпиадам с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре опрашиваю учащихся.
Слайд № 6 Вопросы могут быть иметь следующие формулировки:
· Интересно ли вам участвовать в интеллектуальном соревновании?
· Любите ли вы решать задания повышенной сложности?
· Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по физике?
· Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах?
После анализа ответов анкеты выявляю учеников, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.
Слайд № 7 Кроме того, выявляю наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
• наблюдения в ходе уроков;
• организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
• оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Далее планирую работу с группой таких школьников:
1. Расширение кругозора учащихся:
• работаем в Интернете
• участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах
• участвуем в школьных олимпиадах
2. Решение олимпиадных задач прошлых лет.
Слайд № 8 В своей работе использую две формы подготовки к олимпиадам:
1. внешнюю
2. внутреннюю
Первая форма построена на основе раздельного обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам по физике во внеучебное время). Вторая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе общеобразовательной школы (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования, тьюторства и т. д.).
Слайд № 9 Таким образом, формируется траектория подготовки к олимпиадам - система подготовки участников олимпиад:
• базовая школьная подготовка по предмету;
• подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
• самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
• целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Слайд № 10 Перечневые олимпиады по физике 2018-2019
• Интернет-олимпиада школьников по физике;
• Московская олимпиада школьников;
• олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»;
• олимпиада школьников «Физтех»;
• Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников «Росатом».
• Всесибирская открытая олимпиада школьников;
• Городская открытая олимпиада школьников по физике;
• Инженерная олимпиада школьников;
• Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба»;
• олимпиада «Курчатов»;
• олимпиада школьников «Ломоносов»;
• олимпиада школьников «Робофест»;
• Турнир имени М.В. Ломоносова
• Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи — будущее науки»;
• Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных организаций;
• Межрегиональные предметные олимпиады федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»;
• Многопрофильная олимпиада школьников Уральского федерального университета «Изумруд»;
• олимпиада школьников «Надежда энергетики»;
• олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета;
• Открытая межвузовская олимпиада школьников Сибирского Федерального округа «Будущее Сибири».
Слайд № 11 Участие в дистанционных олимпиадах:
ü Онлайн-школа «Фоксфорд» https://foxford.ru;
ü ОЛИМПИАДА МЕТАШКОЛА https://metaschool.ru;
ü ЭРУДИТ-ОНЛАЙН http://erudit-online.ru;
ü СОЛНЦЕСВЕТ https://solncesvet.ru/olimpiada/;
ü ОЛИМПИС https://www.olimpis.ru;
ü Российский интеллект-центр ОЛИМПИАДУМ https://olimpiadum.ru;
ü Центр развития талантов «Мега-Талант» https://mega-talant.com;
ü Всероссийская олимпиада по физике «Гравитон» http://znanika.ru/olympiad/gra;
ü Всероссийский конкурс по физике «Зубрёнок» http://znanika.ru/contest/zub;
ü Международные онлайн-олимпиады и конкурсы для учащихся 1–11 классов https://mir-olymp.ru;
ü Олимпиада «Весенне-летний фестиваль знаний 2019» https://compedu.ru;
ü Международные конкурсы «Хочу всё знать» https://interkon.online;
ü Всероссийская предметная олимпиада для школьников «Пятерочка» http://o-five.ru;
ü Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа https://uchi.ru;
ü Самая массовая международная дистанционная олимпиада «Инфоурок» https://infourok.ru/konkurs;
ü Международный конкурс «Круговорот знаний» - https://konkurs.info.
Бесспорно, олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.
Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.