Доклад на тему: «Повышение качества образования через внедрение компетентностного подхода в учебно–воспитательном процессе»

  • docx
  • 25.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДОК3.docx

Доклад на тему:

 

«Повышение качества образования через внедрение компетентностного подхода в учебно–воспитательном процессе»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил учитель биологии

МКОУ «Хкемская ООШ»

Сулейманов Т.З.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема доклада: «Повышение качества образования через внедрение компетентностного подхода в учебно – воспитательном процессе»

 

В состав МО учителей политехнического цикла нашей школы входит 6 учителей. Это учителя биологии, химии, физики и физической культуры, которые имеют большой педагогический опыт и стаж работы в школе. Все учителя имеют категории. Двое учителей имеют высшую категорию, остальные – первую.

 

 Методической темой МО учителей политехнического цикла является:

 

«Повышение качества образования через внедрение компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе». Данная тема была определена в 2015 году на заседании МО.

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и воспитанников, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное содержание образования. Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность . Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета и возможностей учеников, уровня их развития, позволил нам выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции: учебно- познавательная, информационная, коммуникативная и компетенция личностного самосовершенствования. Это позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно: - учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль); - коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией); - информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать еѐ); - личностного самосовершенствования


(анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).

-     компетентность – это описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы, осведомленность специалиста;

-       компетенция – это описание поведения, навыков работы, то, чем измеряется компетентность.

В течение двух лет учителя нашего МО работают по данной теме, имеют определѐнный опыт работы и результаты своей педагогической деятельности.

 Целью методической работы является:

 

Использование современных образовательных технологий для формирования профессиональных компетенций педагогов и развития учебно-познавательных компетенций учащихся с учѐтом их индивидуальных способностей.

 

Для достижения этой цели учителя работали над выполнением следующих задач:

 

1.             Совершенствование мастерства учителя через развитие творческих способностей и интеллекта учащихся.

2.             Контроль за качеством обучения через систему взаимопосещенияуроков, а так же посредством срезов знаний по основным темам.

3.             Расширение возможностей образовательной среды для интеллектуального развития и творческой деятельности учащихся с использованием современного информационного пространства.

4.             Привлечение учителей к инновационной деятельности.

 

5.             Использование многообразных видов и форм в организации учебной деятельности учащихся, например: лабораторных, проектных, практических видов деятельности в индивидуальной и групповой формах работы.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

 

1.       Организация работы МО. Планирование работы на 2016-2017 учебный год.

2.       Организация информационного сетевого методического пространства как средства систематизации и наполнения методического ресурса.

3.       Изучение и апробация современных педагогических технологий как средство формирования профессиональной компетентности педагогов.

4.       Выявление и   презентация положительного                        педагогического опыта        творчески работающих учителей.

5.       Внутри школьное и внешкольное повышение квалификации педагогов.

6.       Подготовка и проведение методических семинаров и круглых столов на заседаниях МО


7.       Приведение методического обеспечения учебных предметов, учебных планов и программ в соответствие с требованиями новых руководящих документов в области образования.

8.       Формирование у каждого ученика опыта обобщения своей учебной, проектной деятельности, реализации своих способностей.

9.       Обеспечение условий для реализации гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Формы работы

Формы работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональными возможностями, образовательными потребностями и интересами учителей. Их объединяем в четыре блока. 1). Разработка и апробация авторских и вариативных программ, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, выступления по итогам исследований.2).Организация исследовательской деятельности учащихся, руководство предметными кружками, участие в НПК и олимпиадах различного уровня.3) Разработка методической документации: работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, методической работой; разработка экзаменационных материалов, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках и т. п., методик диагностики учащихся). 4)Повышение квалификации учителей: курсовая подготовка, круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта, мастер-классы, выступления на педсоветах, педагогические практикумы, встречи с творчески работающими учителями, создание информационной базы о передовом инновационном опыте.

Были проведены следующие заседания МО, на которых рассматривались вопросы:

·         Задачи МО в новом учебном году

·         Использование активных форм обучения в урочной и во внеурочной деятельности.

·         Роль и место тестовых работ по химии, биологии и географии в современной системе обучения

·         Анализ эффективности внедрения информационных технологий в учебный процесс

·         Психологический микроклимат на уроке

·         Обобщение опыта работы аттестуемых учителей (Атанов А.А., Дарханов Е.М.)

·         Пути повышения эффективности работы учителя по подготовке выпускников школы к итоговой аттестации (география, биология, химия)

·         Совершенствование форм и методов организации уроков на основе требований ФГОС

·         Подготовка учащихся к экзаменам в форме ЕГЭ и ГИА

 

Выявление педагогического опыта учителей МО

 

Уровень профессиональной компетентности учителей МО политехнического цикла может быть определен как продуктивный: они умеют создать условия, формирующие мот


деятельности, умеют вызвать у учащихся желание найти и разрешить противоречия, ориентируют на применение знаний в новых условиях, умеют руководить коллективной работой, применять разнообразные формы и методы обучения. Педагоги МО стремятся в практику своей работы внедрять передовой практический опыт, что способствует росту педагогического мастерства учителей. Каждый учитель занимается самообразованием, совершенствует свое профессиональное мастерство через систему взаимопосещений уроков, проведение открытых уроков. Приоритетными направлениями являются вопросы по реализации проектной деятельности, формированию ОУУН,  компетентностный подход в обучении.

Заведующие кабинетами располагают паспортами кабинетов. Паспорта учебных кабинетов отражают требования к материально – техническому обеспечению учебного процесса.

На уроках химии, биологии, географии, информатики используется ИКТ в учебном процессе, что повышает эффективность обучения. Кабинеты, биологии, химии, географии и ИКТ оснащены тестовыми материалами, медиатекой, созданы презентации к урокам, имеется методический и раздаточный материал, литература для чтения и подготовки к ЕГЭ. В кабинете биологии, помимо всего прочего, имеется интерактивная доска, которая используется на уроках биологии при выполнении виртуальных лабораторных и практических работ, тестовых работ, выполнения графиков и диаграмм.

Анализируя методические темы самообразования учителей можно сделать вывод, что темы созвучны с основной темой школы и темой МО, так как направлены на развитие личности школьника, активизацию мыслительной и познавательной деятельности учащихся, как путь к личностному росту учащихся. Методическая тема школы:

«Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс на основе личностно-ориентированного обучения и воспитания»

Учителя МО комплексно решают задачи обучения и воспитания, обеспечивают формирование общих умений и навыков, используют активные формы обучения, чѐтко отбирают содержание учебного материала, постоянно используют воспитательные возможности урока.

Учебный план на 2016-2017 учебный год выполнен, теоретическая и практическая часть пройдены, количество часов соответствует календарно – тематическому планированию. Все члены МО постоянно ищут пути повышения эффективности обучения. Ими широко используются такие формы занятий, как лекции, семинары, зачеты, дискуссии, практикуется изложение материала объемных тем крупными блоками, применение опорных конспектов по темам. Развивающие принципы обучения осуществляют на практике путем умело организованной дифференцированной работы с учащимися. Учителя систематически используют дополнительную научно-популярную литературу на уроках, углубляя практические и теоретические знания учащихся. С целью контроля усвоения стандартов образования в 5-11 классах проводится стартовый (в начале учебного года, входные срезы) и рубежный контроль (в конце года, тестовый контроль)

Главная цель на следующий 2017 – 2018 учебный год работы МО состоит в создании условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях обновления содержания образования через внедрение новых стандартов, сосредоточить основные усилия на совершенствование практических навыков учащихся.



 

Посмотрите также