Учитель музыки СШ № 75
г. Ульяновска
КУЛАНДИНА Н.А
ДОКЛАД НА ТЕМУ
«Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки»
Дыхание в пении имеет исключительно большое значение – это источник энергии для возникновения звука. В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приёмам дыхания. Для этого нужно, прежде всего, убрать внешние признаки неправильных дыхательных движений, например поднятие плеч, чтобы добиться более глубокого, смешанного типа вдоха, который в пении считается наиболее целесообразным.
В своей хоровой практике, особенно на начальном этапе работы, я часто сталкивалась с беспорядочностью дыхательных движений. Это происходит вследствие того, что учащиеся плохо следят за собой - не заботятся о равномерном распределении дыхания на всю музыкальную фразу, берут дыхание где попало. Это отражается на звучании голосов как отдельных певцов, так и хора в целом: нарушается протяжённость звучания, появляются «звуковые провалы». Поэтому очень важно не только вырабатывать единый тип певческого дыхания, но и приучать хористов делать вдох всем одновременно по руке дирижёра.
ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ
Основные типы певческого дыхания
В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:
В вокальной практике наиболее целесообразным я считаю смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину.
Вдох перед пением нужно брать достаточно активно, но бесшумно и с ощущением «скрытого» зевка. Вдох через нос способствует углублению дыхания, а стремление певца к сохранению положения вдоха во время фонационного выдоха, т.е. во время пения, будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
При работе с хором после вдоха я рекомендую певцам сделать мгновенную задержку дыхания. Это необходимо для точности интонирования звука в момент его атаки. Чем подвижнее темп исполняемого произведения, тем быстрее должна быть скорость вдоха и короче задержка дыхания.
ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ХОРИСТОВ
Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов я акцентирую их внимание на следующих правилах:
- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;
- стоять твёрдо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;
- сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;
- корпус держать прямо, без напряжения;
- руки (если не нужно держать ноты) свободно лежат на коленях. Сидеть,
положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение
затрудняет работу мышц живота при пении.
В процессе вокального воспитания детей в условиях хорового пения задача хормейстера заключается в том, чтобы научить их одинаковым приемам дыхания. Большая роль в развитии навыка правильного дыхания принадлежит руке дирижера. Целенаправленная работа по активизации внимания к жесту дирижера даст возможность хористам верно и одновременно организовать процесс дыхания.
МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ С ДЕТЬМИ
На первом этапе работы с хором я использую дыхательные упражнения вне пения (дыхательная гимнастика).
Упражнение 1
Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Предлагаю ребятам вспомнить смешную историю и громко посмеяться. При этом руки дети держат на талии и могут самостоятельно ощутить, как и где напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины /поясницы/, живот при этом подается вперед.
Упражнение 2
В этом упражнении дети ложат руку на живот для контроля дыхания и делают медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдыхают, снова считая до четырех. Чувствуют, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота плохо ощутимы, пробуют выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).
Упражнение 3
Вдохнуть через нос и выдохнуть через плотно сжатые губы. С усилием проталкивать воздух на выдохе через губы. Это упражнение поможет развивать мышцы губ и интенсивность выдоха.
Упражнение 4 «Ладошки»
Исходное положение для
выполнения данного дыхательного упражнения: встать
прямо, показать ладошки "зрителю", при этом локти опустить, руки
далеко от тела не уводить - поза экстрасенса.
Сделать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжать ладошки в
кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Причём все пальцы сжимаются одновременно и с силой. Это очень важно.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или
через рот. В это время кулачки разжимаются самостоятельно.
Опять "шмыгнули" носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали
ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох
уходит свободно, пальцы рук разжимаются, кисти рук на мгновение расслабляются.
Не следует растопыривать пальцы при пассивном выдохе. Они так же свободно
расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого
вдоха.
Упражнение 5«Ёжик»
Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом
вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки
(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий,
произвольный, через полуоткрытые губы.
Упражнение 6
Губы «трубкой»
Упражнение 7
Дышим тихо, спокойно и
плавно
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить
вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к
носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Упражнение 8
«Шарики»
Надуть щеки, как шар. Резко “выхлопнуть” воздух через губы-трубочку. Это
упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, и пригодится для развития
хорошей артикуляции.
Упражнение 9
Освоение практического навыка вдоха и выдоха
- длинный вдох - длинный выдох (Д - Д)
- короткий вдох - короткий выдох (К - К)
- короткий вдох - длинный выдох (К - Д)
Упражнение 10
Наклонять голову попеременно к левому и правому плечу с преодолением сопротивления рук. Руки ставятся ладонями к щекам с двух сторон головы и затрудняют движение. Дыхание произвольное.
Для скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы - на одном уроке по нескольку раз. Поскольку на них уходит не более 2-3 минут, эти упражнения хористы воспринимают как отдых в процессе репетиционной работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.