Доклад на тему: "Профилактика суицидального поведения у подростков."

  • doc
  • 20.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ДОКЛАД профилактика суицидального поведения..doc

 

 

ДОКЛАД

на тему: «Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков».

 

 

                                                               Подготовила педагог-психолог Алилуева С.В.

 

1 слайд:

Профилактика

суицидального поведения среди детей и подростков

2 слайд:

В то время, когда все кругом будет казаться тебе мрачным, оставайся твердым, спокойным и добрым, и непременно случится что-нибудь, что приведет все снова  в порядок. Выход всегда есть,  и мужественное сердце всегда найдет его.

           С. Томпсон

3 слайд:

Суицид - умышленное самоповреждение  со смертельным исходом (лишение себя жизни).

4 слайд:

Школа, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств.

Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство, что должно быть сделано, когда ребенок угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло.

5 слайд:

Профилактика суицида – это совместная работа учителей, воспитателей, психолога, социального педагога, медработников, участкового инспектора, родителей и сверстников.

6 слайд:

Модель суицидальной профилактики

Профилактика суицида - это целенаправленный процесс, который складывается из четырех уровней профилактики.

7 слайд:

Первичная профилактика

Цель - повышение групповой сплоченности в школе.

Создание программ психического здоровья.

Создание здоровой среды в школе.

Организация внешкольной воспитательной работы.

Создание эффективной модели   взаимодействия школы и семьи.

8 слайд:

Задачи воспитателя на данном этапе

   Изучение психолого-педагогического статуса каждого ребенка с целью своевременной профилактики.

   Привитие норм поведения.

   Привлечение государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав ребенка.

   Формирование   детского милосердия.

    Формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только своей, но и других людей.

    Развитие ценностных отношений  в социуме.

9 слайд:

Второй уровень

Цель: выделение групп суицидального риска, сопровождение детей  и их семей с целью предупреждения самоубийств.

·  Диагностика суицидального поведения

·  Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

10 слайд:

Третий уровень

Цель - Предотвращение самоубийства

Мероприятия:

·         Оценка риска самоубийства

·         Оповещение родителей, учителей. Запрос помощи мед. учреждений.

11 слайд:

Четвертый уровень

Цель - снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов

Мероприятия:

·   Глубинная психотерапевтическая коррекция, , обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем

·   Снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия

·   Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание

·   к эмоциональному климату в школе и его изменению

12 слайд:

Особенности суицидального поведения детей и подростков.

Дошкольникам несвойственны размышления о смерти, хотя эта тема не проходит мимо их внимания (сказки, события жизни).

Суицидальное поведение у детей до 5 лет встречается крайне редко.

У младших школьников, в основном после 9 лет.

В 10-12 лет смерть оценивается как временное явление. Появляется разграничение понятий жизни и смерти, но эмоциональное отношение к смерти абстрагируется от собственной личности.

Стремление быть свидетелем реакции окружающих на свою смерть или надежда на “второе рождение” характерно для суицидентов детского и подросткового возраста. Представления о смерти на протяжении детства проходит несколько этапов: от полного отсутствия в сознании ребенка представления о смерти до формального знания о ней и знакомства с атрибутами ухода из жизни (понятиями траура, похорон и т. п.). Знание о смерти не соотносится ребенком ни со своей собственной личностью, ни с личностью кого-либо из близких; не сформировано представление о необратимости смерти, которая понимается как длительное отсутствие или иное существование. Ребенок признает возможность двойственного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время самому наблюдать их отчаяние, быть свидетелем собственных похорон и раскаяния своих обидчиков. Отсутствие страха смерти является отличительной чертой психологии детей. Дети, в силу отсутствия жизненного опыта и осведомленности, не могут использовать метод выбора. Нерасчетливость, отсутствие знаний о способах самоубийства создают повышенную угрозу смерти вне зависимости от формы самовоздействия.

13 слайд:

На разных этапах подросткового возраста — раннем (12–14 лет), среднем (15–16 лет и старшем (17–18 лет) существуют свои особенности формирования                               и проявления девиантного поведения, связанные со спецификой физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами.

14 слайд:

Суицид - Является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день.

Суицид считается “убийцей № 2” молодых людей, в возрасте от 15 до 24 лет.

“Убийцей № 1” являются несчастные случаи,   в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления.

15 слайд:

Причины самоубийств  у подростков:

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, "которые потом пожалеют", в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко этот акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

16 слайд:

·                    Отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых

·                    Резкое повышение общего ритма жизни

·                    Социально-экономическая дестабилизация

·                    Алкоголизм и наркомания среди родителей

·                    Жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие

·                    Алкоголизм и наркомания среди подростков

·                    Неуверенность в завтрашнем дне

·                    Отсутствие морально-этических ценностей

·                    Потеря смысла жизни

·                    Низкая самооценка, трудности в самоопределении

·                    Бедность эмоциональной и интеллектуальной жизни

·                    Безответная влюбленность

17 слайд:

Характерные признаки суицидального поведения.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие  и ситуационные.

18 слайд:

Ситуационные признаки:

Человек может решиться  на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема).

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

19 слайд:

Поведенческие признаки:

Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде — есть слишком мало или слишком много;

– во сне — спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде — стать неряшливым;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

20 слайд:

Словесные признаки:

Готовящийся совершить самоубийство, часто

говорит о своем душевном состоянии.

 Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти:

“Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении:

“Я больше не буду ни для кого проблемой”;

“Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства

21 слайд:

Алгоритм исследования:

   Посещение на дому, взаимодействие с ближайшим социальным окружением ребенка.

   Исследование психологической атмосферы в семье.

   Наблюдение за состоянием психического     и физического здоровья.

   Изучение личных дел и медицинских карт ребенка.

22 слайд:

·                          Взаимодействие в социуме, изучение межличностных отношений «учащийся - учащиеся», «учащийся - педагог»,

·                          Изучение дезадаптирующих условий:

- снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам;

- несформированности навыков общения;

- неадекватную самооценку личностных возможностей;

- утрату понимания ценности жизни.

23 слайд:

Методы,  помогающие в профилактической работе.

Выслушать.

     Не пытайтесь успокоить общими фразами. Дайте возможность высказаться, внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным, обидам и жалобам.

Обсуждайте. Открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность.

Совместный поиск выхода из данной ситуации (снять суженное сознание, оттягивание времени). Приемы психологического воздействия.

Напоминание о значимых для него людях.

Подчеркнуть  временный характер  проблемы. Взгляд  из будущего. Нет ситуации, которая со временем не казалась неразрешимой: сегодня - «Нет», завтра - «Да».

24 слайд:

Прием взвешивания -  что сегодня плохо, что сегодня хорошо.

Доведение до абсурда (показать, что в данный момент происходит сгущение красок, накручивание).

Метод контрастов (сравнить свою ситуацию с другой, сравнение вести себя с самим собой).

Использование  имеющегося своего опыта в решении проблем (помнишь, когда то, у тебя было..., то есть рациональное внушение уверенности.)‏

25 слайд:

Дорожите тем, что у вас есть, друзьями, родными, любимыми.
Помните, что рядом есть всегда люди, готовые тебе помочь!

26 слайд:

Мы не имеем права  уходить из жизни сами.

Свою жизнь надо любить и дорожить ею,                 

Потому что нет на  земле ни одного точно такого же  человека  как Вы.

Радуйтесь жизни, небу, солнцу, облакам, улыбкам и  радуге  на небе.

 

Дорожите  своей  жизнью!