Доклад на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Оценка 5

Доклад на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Оценка 5
docx
25.09.2022
Доклад на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
opyty.docx

Доклад на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель: Давыдова О.Е.

                                                

Познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?" и «Как?".  Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.

Задачами данной деятельности, являются:

1.Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию.

2. Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира.

3. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра,  геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности.

4. Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и   поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности. 

 

Для этого мы в своей группе решили создать условия для познавательно исследовательской деятельности, в виде центра экспериментирования.  Нами были подобраны интересные на наш взгляд опыты для детей нашей возрастной группы.  С помощью родителей было подготовлено оборудование в центр экспериментирования.

Мы выбрали время для проведения опытов и экспериментов каждый понедельник в вечернее время. Для этого согласно отобранных и собранных в картотеку опытов, подготавливаем оборудование, с которым будем работать. И после сон часа, полдника начинаем с детьми экспериментировать.

 Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

1.     О материалах (песок, бумага, гидрогель, крупы).

2.     О природных явлениях (вода, игры со снегом, солнце).

3.     О способах исследования объекта (как изготовить пирожное, как сварить суп, как заварить чай).

4.     О предметном мире (транспорт, игрушки, краски для рисования, фрукты, овощи).

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

 

 И в заключении хочу сказать, что детям очень интересен данный вид деятельности. Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

 

 

 

 

Приложение:

1. Овощи и фрукты

1)  Опыт «Рассматривание моркови»

Цели: формировать у детей представление о моркови как овощной культуре; ввести в активный словарь словосочетания и предложения: морковь красная, твёрдая, сладкая, хрустит; её можно тереть на тёрке; морковь едят.

Материал: морковь большая, морковь маленькая на каждого ребёнка, тёрка, тарелочки.

Ход:

Педагог приносит в группу морковь.

Педагог. Дети, где я взяла морковь? (Сорвали на грядке.)

Морковь растёт в земле. А над землей пушистая зелень - ботва. Я потянула за ботву и вытянула морковь. Покажите, как я потянула. (Дети показывают.)

А где же ботва? (Вы её отрезали.)

Правильно. Я её отрезала, а морковь вымыла. Стала морковь чистая.

Беседа об овоще.

Педагог организует рассматривание овоща.

Педагог. Какая морковь? (Красная, большая.)

Потрогайте её. Какая она? (Твёрдая.)

Вывод: Вот сколько интересного мы про морковь узнали. Давайте расскажем о ней нашей любимой кукле. (Педагог показывает куклу.)

Дети под руководством педагога вспоминают и рассказывают кукле, что они узнали о моркови. (Красная, сладкая, твёрдая, хрустит).

 

2) Опыт «Тонет не тонет апельсин»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха; развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Предшествующая работа: чтение худ. литературы, загадывание загадок, рассматривание фруктов.

Материал: апельсины, емкости с водой.

Ход: 

Педагог: Отгадайте загадку: С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нем полезный витамин –

Это спелый …. (апельсин). (Ответы детей)

-Правильно. ( Дать детям рассмотреть апельсин). Что вы можете рассказать об апельсине? (круглый, оранжевый, сочный , из него делают апельсиновый сок, варят компот).

-Молодцы, вы очень много знаете про апельсин. Как вы думаете, если апельсин опустить в емкость с водой, он утонет? (Да)

-Почему? (Он тяжелый) .

-Давайте проверим. (Дети выполняют, опускают апельсин в воду).

_ Что произошло? (Апельсин не утонул, он плавает).

-А теперь давайте почистим апельсин и снова опустим его в воду (дети выполняют).

- Что случилось с апельсином? (Он утонул).

-Как вы думаете, что помогало апельсину не тонуть? (Кожура).

-Давайте рассмотрим кожуру .Какая она? (Кожура неровная, шершавая, пористая). В кожуре есть маленькие дырочки, которые заполнены воздухом,

а воздух не дает утонуть апельсину. Опустите кожуру в воду, она плавает. Кожура для апельсина, как спасательный круг.

-Теперь вы можете дать ответ, почему не тонет апельсин?

( ответы детей).

Вывод: «В апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».

 

2. Цветные арбизы

1) Опыт "Арбизы  растут"

Цель: формировать представления детей о свойствах арбиз

Педагог: ребята сегодня я принесла странные  цветные шарики. Ктол знает что это за шарики?

Правильно, это арбизы. А давай - те посмотрим что с ними будет если их опучтить в воду. Без влаги они находятся в «свернутом» состоянии, а при проникновении воды «разворачиваются» – и шарики набухают.

Педагог: при играх с гидрогелем необходимо соблюдать определенные правила безопасности: в рот не брать шарики, не кидаться ими.

Давай - те опустим шарики в воду и посмотрим что с ними произойдет, только уже завтра.

Вывод: на следующий день шарики увеличились в размере, значит в воде арбизы растут.

 

2)Опыт "Переправа"

Цель: продолжаем формировать представление о свойствах арбиз; развитие мелкой моторики рук.

Педагог: посмотрите, ребята как выросли наши шарики. А хотите потрогать их?

Тогда полностью опустим ручки в контейнер и потрогаем и по перебираем  шарики пальчиками.

Вывод: арбизы скользкие, мягкие, могут крошиться, прыгучие.

 

3)Опыт "Грузчик - водитель"

Педагог: В контейнере с арбизами есть ложечки и совочки. Хотите поиграть в игру "довези до склада".

Кто будет у нас водителем?

А кто будет грузчиком?(ответы детей)

Дети с помощью ложек и маленьких совочков наполняют машины и трактора арбизами.

Вывод: Такая игра сплочает детей играть вместе друг с другом, дети узнают что с арбизами можно играть в игры и использовать разные игрушки.

 

4) "Веселая мозаика"

Цель: Формировать у детей восприятие цвета, учить детей группировать детали по цвету. учить выкладыванию деталей мозаики, развитие речевой деятельности, формирование интереса к игре с арбизами, развитие мелкой моторики рук.

Педагог: Вы хотите поиграть в мозаику?

-Да.

Но мозаика будет необычная. Это арбизы. Будем выкалывать вот в эти контейнеры для яиц. Кто как хочет. По цвету, по рисунку. по размеру...

Дети выкладывают арбизы по контейнеру в ячейки.

Вывод: В данном опыте показано то, как дети могут играть и в то, же время развивать мелкую моторику, воображение и речь.

 

3. "Волшебница пена"

1) Опыт "Красивое пирожное"

Цель: формировать представление о пене для бритья, развитие самостоятельности, любознательности, воображения.

Педагог: Я очень люблю пирожное. А вы любите? А почему?

Вот сегодня вы хотите научиться печь пирожные? К нам придут скоро гости давай те их и угостим им.

Дети из пены и арбиз изготавливают пирожные. Украшают как хотят.

Вывод: Дети с удовольствие делают пирожные, происходит развитие мелкой моторики, воображения.

 

2) Опыт "Рисование на пене"

Цель: развитие любознательности, формировать представление о свойствах пены для бритья, развитие воображение.

Педагог: а вы знаете что можно рисовать на пене?

-Хотите попробовать нарисовать подарочную открытку для Деда Мороза?

Дети с помощью губок и кисточек рисуют на пене гуашью.

Вывод: освоение нового  способа  рисования.

 

4. "Разные крупы"

1) Опыт  "Сыпучий сундучок"

Цель: развитие речевой активности, воображения, мелкой моторики.

Я принесла сыпучий сундучок, в нем спрятаны игрушки. кто  хочет узнать какие?

Вывод: в данном опыте у детей идет обогащение словарного запаса, развивается мелкая моторика и воображение, речь.

 

2) "Варим суп"

Цель: познакомить детей с процессом приготовления супов с крупами, активизировать речь, воображение, развитие мелкой моторики и любознательности.

Педагог: Уже время подходит к обеду и мне очень хочется кушать. А вы хотите? А что мы едим на обед?

- Суп.

- Верно. Мы можем приготовить суп.

- А еще картофельное пюре и котлету. Или кашу.

Дети пересыпают пальчиками крупы, используют  лопатки, грабельки и раскладывают  в разную посуду.

Вывод: Данный опыт  тоже отлично развивает мелкую моторику, хорошо стимулирует тактильные ощущения, вызывает положительные эмоции.


 

Доклад на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Доклад на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Нами были подобраны интересные на наш взгляд опыты для детей нашей возрастной группы

Нами были подобраны интересные на наш взгляд опыты для детей нашей возрастной группы

Овощи и фрукты 1) Опыт «Рассматривание моркови»

Овощи и фрукты 1) Опыт «Рассматривание моркови»

А теперь давайте почистим апельсин и снова опустим его в воду (дети выполняют)

А теперь давайте почистим апельсин и снова опустим его в воду (дети выполняют)

Вывод: Такая игра сплочает детей играть вместе друг с другом, дети узнают что с арбизами можно играть в игры и использовать разные игрушки

Вывод: Такая игра сплочает детей играть вместе друг с другом, дети узнают что с арбизами можно играть в игры и использовать разные игрушки

Цель: познакомить детей с процессом приготовления супов с крупами, активизировать речь, воображение, развитие мелкой моторики и любознательности

Цель: познакомить детей с процессом приготовления супов с крупами, активизировать речь, воображение, развитие мелкой моторики и любознательности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2022