Доклад на тему «Система работы учителя с мотивированными учащимися»
Оценка 4.8

Доклад на тему «Система работы учителя с мотивированными учащимися»

Оценка 4.8
Лекции
docx
07.05.2020
Доклад на тему «Система работы учителя с мотивированными учащимися»
В данной статье рассматриваются вопросы использования методов подхода по работе с одаренными детьми
Система работы учителя с мотивированными учащимися Бакулева 2020.docx

Государственнное учреждение образования

«Браковский учебно-педагогический комплекс ясли - сад - средняя школа».

 

 

 

 

Доклад на тему

«Система работы учителя с мотивированными учащимися»

 

 

 

Подготовила

учитель информатики:

Бакулева Наталья Леонидовна

 

 

 

 

 

 

Браково,  2020

 


Ученик – не чаша,

которую необходимо наполнить,

а факел, который нужно разжечь

(античная мудрость)

 

Проблема выявления, обучения и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи на данном этапе является одним из важнейших направлений государственной политики в области образования.  В течение уже многих лет одаренность учащихся выявляется и оценивается на олимпиадах, турнирах, ученических конференциях, что способствует повышению социального статуса знаний.    

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка достигается только тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учёбе.

Существуют различные формы обучения школьников:

·         индивидуальная (работа по индивидуальному плану, программе) – эта форма работы предполагает использование современных информационных технологий, в рамках которых ребенок будет получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей;

·         занятия по свободному выбору (факультатив, кружок, индивидуальная работа) – это делает возможным учет различных потребностей и способностей детей;

·         дифференциация образовательного процесса (изучение предмета на повышенном и углубленном уровнях) – эта форма актуальна для тех детей. У которых сформировался устойчивый интерес к определенной области знаний;

·         исследовательские работы  (предоставляется не только выбор направления исследовательской работы, но и индивидуальный темп, и способ продвижения).

          Выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения зависят не только от возможностей учителя, а прежде всего от индивидуальных особенностей ребенка. Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностью и некоторыми видами специальной одаренности (лингвистической, математической и т.д.), должны соответствовать целому ряду требований.

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учебе должны:

·         включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что   позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

·         использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний;

·          предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы; 

·         в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

·         поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

·         обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

·         предусматривать наличие свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);

·         подготовка специальных учебных пособий, организация исследований, создание «рабочих мест» при лабораториях, музеях и т. п.;

·         обучать детей оценивать результат своей работы, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творчества;

·         способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

·         включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного ребенка.

Профессионально-личностные качества педагогов для работы с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к учебе

1.     психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности; (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, методах их выявления)

2.     профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать и развивать юношескую одаренность;

3.     профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т.д.

Основные компоненты работы с одаренными детьми

1.     Предметный компонент

2.     Учебная деятельность.

3.     Совершенствование предметной подготовки по информатике. Она должна быть достаточной для выступления на предметных олимпиадах, поступления в вузы соответствующего профиля и высокого уровня. Разработка учебно-методического комплекса инвариантной части подготовки для всех учащихся факультатива.

4.     Создание банка олимпиадных задач

5.     Исследовательская деятельность.

6.     Расширение сферы интересов учащихся. Знакомство с тематикой, расположенной на стыке наук.

7.     Углубленное изучение некоторых тем и методов, приемов программирования.

8.     Решение новых, актуальных задач школьниками и студентами.

9.     Оформление творческих работ и образцов необходимых документов для участия в конкурсах.

10. Организационно-социальный компонент

11. Организационная и социальная работа различных структур в развивающих программах (администрация школы, спонсоры, родители, администрация научной школы) по отношению к ученику и по отношению к преподавателю.

12. Управление и координация действий различных участников (управление образования города и т.д.).

13. Работа со средствами массовой информации для популяризации достигнутых успехов и привлечения внимания к необходимости такой деятельности и соответствующего финансирования.

14. Педагогический компонент

15. Работа по новым технологиям с одаренными детьми.

16. Методика подготовки исследовательской работы и её защиты, апробация результатов на конференциях.

17. Обучение исследовательской деятельности.

18. Психологический компонент

19. Диагностика и развитие общего интеллекта, специальных способностей.

20. Воспитание целеустремленности, работоспособности, гибкости мышления.

21. Овладение различными приемами научного мышления.

22. Психологическая подготовка учащихся к участию в  турнирах, телеконференциях и т.д.

23. Обучение стратегии успеха.

24. Обучение преподавателя-предметника психологическим приемам работы.

 

Единого определения одаренности не могут дать ни педагоги, ни психологи. Поэтому отбор  и обучение одаренных детей не всегда оправдан. Необходимо признать существование не только актуальной, но и потенциальной одаренности, расширить категорию детей, считающихся одаренными и нуждающихся в том, чтобы их высокие познавательные возможности учитывались при организации обучения. Все это заставляет пересмотреть традиционные взгляды на одаренных детей как на крайне редкое в массовой школе явление и разглядеть их среди своих учеников.  

 Есть учащиеся, которые имеют достижения в различных сферах учебной и внеучебной  деятельности. Дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности. Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности.

Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Чтобы выявить особо мотивированных и одаренных школьников зависит от квалификации учителя в этом вопросе. А выявить школьников, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, можно путем проведения целенаправленных наблюдений за их учебой и внеурочной деятельностью.

К группе одаренных детей могут быть отнесены учащиеся, которые:

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3. Испытывают радость от умственного труда;

4. Высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.

Учитель должен создавать атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету, помогать участвовать в научно – исследовательской работе по выбранной теме, участвовать в различных конкурсах и олимпиадах, вовлечь  в мир своего предмета, обеспечить с ним необходимую связь и общение.

 

Эффективность внедрения и реализации разнообразных форм работы с мотивированными школьниками на 90% зависит сначала от интереса учителя к этому виду работы, а потом от формирующихся навыков её организации в итоге мастерства по принципу «Успешный учитель – успешные ученики».

Сознательная и углубленная работа педагога над совершенствованием своего педагогического мастерства позволяет ему стать действительным позитивным примером, а не негативным тормозом обучения ребенка. Учителю необходимо быть готовым грамотно реагировать на “нештатные” ситуации, возникающие при обучении одаренных детей. 
В своей работе,  я стараюсь вовлечь особо мотивированных школьников  принимать участие  в различных международных,  дистанционных конкурсах по предмету, это различные виды проектов
videouroki.net, «GLOBUS», «ЗНАНИО», «Инфоурок», «Карусель», «Бобёр», mega-talant.com, «Мультиурок», «Инфомышка», INTOLIP.ORG  и многие другие.

 

В информационных потоках, учащиеся должны осваивать новые технологии,  самообучаться,  искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы.

Для работы с такими учащимися необходимо использовать новые образовательные технологии, которые позволили сократить объем усваиваемой информации,  но одновременно открыли новые возможности.

При более благоприятном развитии событий ученик  продолжает углублять и систематизировать свои знания. В некоторых специальных областях он может оказаться более осведомленным, чем вы. Говорят, что это наивысшее мастерство учителя – создать ученика, превосходящего его.  Если  ученик достиг уровня «помочь и не мешать»,  то определяйте для него  лишь общие направления его работы, оказывайте методическую помощь, предоставляйте ссылки Интернета и специальную литературу.

В результате чего одаренный ребенок  продвигается быстрее и получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Мобильные технологии помогают  расширить кругозор знаний  учащегося об окружающем мире и его самопознании в  углублении своих знаний.

         Здесь уместно вспомнить восточную мудрость: «Пять дюжих мужиков могут силой подвести коня к водопою, но и тысяча не заставят коня напиться, если он не хочет». Настоящий учитель не обучает, а создает условия для учения. И тогда «понятое чутьем», плоды размышлений, изведанное на собственном опыте становится результатом ненавязчивого обучения.


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственнное учреждение образования «Браковский учебно-педагогический комплекс ясли - сад - средняя школа»

Государственнное учреждение образования «Браковский учебно-педагогический комплекс ясли - сад - средняя школа»

Ученик – не чаша, которую необходимо наполнить, а факел, который нужно разжечь (античная мудрость)

Ученик – не чаша, которую необходимо наполнить, а факел, который нужно разжечь (античная мудрость)

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учебе должны: · включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать…

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к учебе должны: · включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет учитывать…

Основные компоненты работы с одаренными детьми 1

Основные компоненты работы с одаренными детьми 1

Психологический компонент 2.

Психологический компонент 2.

Эффективность внедрения и реализации разнообразных форм работы с мотивированными школьниками на 90% зависит сначала от интереса учителя к этому виду работы, а потом от формирующихся…

Эффективность внедрения и реализации разнообразных форм работы с мотивированными школьниками на 90% зависит сначала от интереса учителя к этому виду работы, а потом от формирующихся…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020