Доклад на тему:
«Социальные проблемы современного семейного воспитания.
Типы семейного воспитания»
Подготовила: Калинина В.Н.
Социальные проблемы современного семейного воспитания.
Типы семейного воспитания
Будущее любого общества зависит от подрастающего поколения.
Именно дети будут определять то, что будет в нем цениться и порицаться, какие
традиции будут сохранены, а какие забудутся. Именно поэтому современные
проблемы семейного воспитания ребенка касаются не только его родителей, но
всего социума в целом. Современные родители имеют широкие возможности для
всестороннего и грамотного развития ребенка с любыми интересами и
потребностями. Они могут определить его в любую студию или кружок, нанять
специалиста, готового поставить ребенку речь, решить проблемы его развития,
прогнать страх, стать более дружелюбным и общительным… Список услуг,
предоставляемых детям, можно продолжать бесконечно. Но при всем при этом
несомненно важную, ключевую роль в процессе воспитания во все времена играло
родительское воспитание.
Семейные ценности — основа воспитания полноценной личности
Лишенный поддержки и заботы со стороны самых близких людей, ребенок, даже будучи окруженным множеством высококлассных специалистов, не сможет принять и по-настоящему глубоко усвоить правила воспитания.
Принципы семейного воспитания
Каковы особенности семейного воспитания, учет которых обязателен для любой семьи, заинтересованной в воспитании достойного человека?
Первое и, пожалуй, главное условие успешного семейного воспитания – абсолютная и безусловная любовь к ребенку.
Родительскому дому суждено стать в жизни ребенка той территорией, где он не только будет чувствовать себя защищенным и в безопасности, но рассчитывать на понимание и заботу, что бы не случилось. Причем, очень важно чтобы ребенок понимал, что его любят вне зависимости от его успехов и личных достижений. И принимают таким, каков он есть на самом деле.
Несмотря на то, что на первый взгляд это условие воспитания может показаться наивным и очевидным, оно несет в себе важный смыл. Ребенок, понимающий, что мера родительской любви зависит от того, насколько хорошо он учится, радует близких спортивными и другими достижениями, растет неуверенным в себе, тревожным.
В том случае, если привлечь к себе внимание хорошими поступками не удается, ребенок выбирает принципиально иную стратегию. И начинает упрямиться, хулиганить, демонстрируя беспричинный на первый взгляд негативизм. Родители чаще всего не понимают причины подобного поведения ребенка, списывая все на недостаток воспитанности и чаще всего «нагружают» его еще сильнее, отдаляя тем самым от себя и провоцируя на еще более неадекватные поведенческие реакции. Получается замкнутый круг.
Понимание и принятие чувств и эмоций, которые испытывает ребенок, готовность продемонстрировать самое живое и непосредственное участие в жизни ребенка – вот, что должно стать основой семейного воспитания.
Вопреки распространенному заблуждению, безусловная любовь, не способна испортить ребенка и разбаловать его. Позволяя ребенку чувствовать себя защищенным и уверенным в себе, она открывает ему множество путей для саморазвития.
Конечно же, безусловную любовь нельзя путать с потаканием малейшим капризам ребенка. Грань, отделяющая дозволенное от запретного в семье должна быть одновременно четкой для полноценного формирования в сознании ребенка представление о запретном и дозволенном, и достаточно гибкой чтобы приспосабливаться под меняющиеся потребности ребенка. Но, большинство родителей, доверяя интуиции и зная своего ребенка, как правило, сами способны понять, какая именно мера свободы нужна ему на том или ином этапе. И именно любящие родители как никто другой знают, как важно подготовить ребенка к разумной самодисциплине, саморазвитию, работе над собой.
Усвоение ребенком представлений об окружающей среде, формирование картины мира – вот еще одна, не менее важная задача семейного воспитания.
Он в ненавязчивой форме узнает о правилах, действующих в том обществе, в котором он живет. И со временем начинает понимать, как лучше вести себя в той или иной ситуации, а как поступать не следует. Семейное воспитание учит ребенка самым простым навыкам взаимодействия с людьми, которые его окружают. Позже он будет переносить свои привычки и использовать полученные навыки, играя со сверстниками, а после – общаясь с соседями, учителями и т.д.
Рассуждая о роли семьи в развитии навыков общения, нельзя не отметить, что помимо всего прочего она позволяет ребенку взаимодействовать с представителями разных возрастных категорий.
Со временем он начинает понимать, что с представителями старшего поколения нужно общаться совсем не так, как с ровесниками. И что существуют отдельные правила этикета, регулирующие взаимодействие с мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами и т.д. Семья становится «уменьшенной копией» общества, в котором он будет жить.
Основные типы семейного воспитания Традиционный тип воспитания Попустительский тип Развивающий тип Программирующий тип Случайный тип Личностно-ориентированный Почему нельзя бить ребенка
Основные типы семейного воспитания:
Традиционный тип воспитания:
Заключается в том, что родители по умолчанию главные, а ребенок не имеет права на собственное мнение. Такие родители не интересуются внутренним миром ребенка, пытаются вылепить из него что-то, а на деле ломают его психику и личность. Они считают себя правыми, и только отец с матерью имеют монополию на мораль, которой ребенок должен следовать беспрекословно. Очень часто в традиционном стиле родители перегибают палку и делают ребенка вообще бесправным существом. У него потом появляется ощущение, что от него ничего не зависит. А психологические исследования показали, что такие дети больше склонны к алкоголизму, наркомании, преступности и пр. Еще один недостаток традиционного стиля воспитания – неправильное реагирование ребенком на эмоции. Лучше будет понятно на примере. Один мальчик случайно сбил девочку на детской площадке. Та заплакала. Тому стало ее жалко, и он стал ее бить. Интересно, да? Как это возможно: стало жалко, и потому ребенок стал рукоприкладствовать? А очень просто. Оказывается, что родители били этого ребенка каждый раз, когда он плакал. В результате, он стал это воспринимать нормой и эффективным методом, чтобы усмирить плач другого человека. Конечно, не каждый пример традиционного стиля воспитания является такой крайностью. Это неправильный тип, который также называется доминирующей гиперпротекцией. То есть, родители чрезмерно много внимания уделяют ребенку, контролируя каждый его шаг. Такое воспитание не только вредно, но и утомляет самих родителей.
Попустительский тип:
. То есть, родители чрезмерно опекают ребенка, стараются решить каждую его проблему, дарят подарки по любому поводу, прощают абсолютно любую оплошность. В общем, балуют, простым языком выражаясь. Этот подход не менее вреден и ведет в целом к тем же последствиям. Если прошлый тип мог привести как к комплексам и подавленности ребенка, который не ощущает себя автором своей жизни, так и к деспотизму и агрессивным склонностям (например, в качестве протеста), то здесь наиболее вероятный второй вариант. Но ребенок может также впадать в зависимости, потому что у него нет тормоза, ни внутреннего, не внешнего. Ребенок становится безответственным. Что касается тирании, причины те же. Ребенок вырос эгоцентричным и не учитывает интересов и потребностей других людей. Он привык, что родители жертвуют собой ради него и хочет, чтобы это было и в отношениях с другими людьми.
Развивающий тип :
Это уже значительно лучше вариант, и его можно использовать для воспитания ребенка. Основан он на том, чтобы поддерживать ту естественную тягу к знаниям, которая в нем есть. Родители стараются раскрыть его таланты, помочь осваивать что-то новое и преодолевать трудности в обучении. Возможный недостаток – ребенок уже с ранних лет перегружается. Есть родители, которые уже с малых лет записывают чадо на все возможные курсы, которые более-менее подходят к его возрасту. Это приводит к тому, что ребенок не отдыхает, особенно если занятия совмещаются со школой. Стоит помнить, что обучение – это самая сложная деятельность, на которую способен человек. Поэтому ребенку требуется отдых. В ином случае есть риск эмоционально перегореть и даже получить эффект рикошета – чадо окажется довольно несообразительным. А все из-за усталости. Запомните – развитие ребенка происходит в моменты отдыха после труда. И только так. Мозг должен перестроиться, он даже анатомически меняется во время обучения. А если давать слишком большую нагрузку на нейроны, они перестают отзываться на внешние и внутренние стимулы. Проще говоря, нервные клетки перестают работать. Как следствие – депрессия. А так, конечно, развивающий тип воспитания – это хорошо.
Программирующий тип :
В этом случае родители хотят заложить определенную программу в ребенка, которую он будет воспроизводить. То есть, специально затачивают его под определенную специальность, образ жизни и лишают его права выбирать. Обычно подобный тип возникает, если родители имели какую-то мечту, но по каким-то причинам ее не реализовали. Или же второй вариант – они считают определенную профессию прибыльной и хотят, чтобы чадо ею занималось, лишая его права самостоятельно выбирать способ жить. Близок к традиционному типу, но имеет свои особенности.
Случайный тип :
Характерная особенность – бессистемность при воспитании детей. Родители такого типа сильно зависимы от своего настроения. Если оно хорошее, ребенок будет одарен лучами счастья. Если же плохое – то берегись гнева мамы из-за израненного тобой же пальца. Ребенок в этом случае не знает, чего ожидать. Это приводит во-первых, к нарушению доверительных отношений между родителями и ребенком. Во-вторых, такой стиль воспитания повышает риск развития шизофрении у ребенка.
Личностно-ориентированный: В этом случае цель – воспитание гармонично развитого ребенка. Его мнение учитывается, но при этом родители имеют у него авторитет. Они каждый день его подтверждают на деле, а не запугивают чадо и пытаются давить им. Общаются такие родители в дружеской форме, но при этом довольно строги в определенных вещах, которые действительно принципиальные. Родителей такого типа дети уважают и чаще добровольно следуют им. Вместе с тем, любая попытка быть самостоятельным только поощряется. Это стиль, основанный на балансе любви, заботы и строгости.
1. Семьи, в которых присутствует жестокое обращение. Жестокое обращение в семье может затрагивать как самих детей, так и членов их семьи. В отношении ребенка может устанавливаться:
1. Экономическое насилие. Лишение ребенка материальных благ, сознательный отказ от обеспечения ребенка должным уровнем обеспечения одеждой, пищей и т.д.
2. Сексуальное насилие. Насильственное принуждение ребенка к сексуальному взаимодействию, а также развратные действия сексуального характера в его отношении.
3. Физическое насилие. Побои, нанесение ребенку телесных повреждений, ухудшающих его состояние здоровья.
4. Психологическое насилие. Лишение ребенка должной среды для полноценного развития и воспитание. Лишение ребенка полноценного контакта со взрослым.
Какой бы характер не носило жесткое обращение с ребенком, его систематическое использование в корне ломает личность ребенка, делая его неуверенным в себе, боязливым, а в других случаях – излишне агрессивным и конфликтным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.