Мастер-класс на тему: Работа с текстом, создание «Облака слов».
ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА: изучить возможности использования сервисов «Облако слов» для создания различных упражнений, направленных на совершенствование навыков работы с текстом и повышение интереса учащихся к процессу обучения; предоставить методические рекомендации и материалы для учителей по использованию сервисов для создания облако слов в педагогической деятельности.
ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА: привлечь внимание коллег к новым сетевым технологиям; развитие ИКТ-компетентности педагогических работников через освоение ими технологии создания «Облака слов» для развития у детей умений работать с текстом; способствовать развитию творческого потенциала учителя; создать условия для внедрения в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий; содействовать обмену опытом учителей для повышения качества обучения.
АКТУАЛЬНОСТЬ МАСТЕР-КЛАССА: Развитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. В настоящее время без использования интернет ресурсов трудно представить себе эффективную деятельность педагога, и использование всех сервисов для обучения, развития учащихся напрямую зависит от целей и задач, которые ставит перед собой и учениками педагог. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет это использование различных интернет-сервисов, дающих возможность разрабатывать педагогу различные задания, направленные как на развитие познавательного интереса к предмету, так и на реализацию принципа активности учащегося в процессе обучения, который был и остаётся одним из основных в дидактике.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ МАСТЕР КЛАССА: учителя начальных классов.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: педагогическая мастерская
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный (сопровождение рассказа презентацией), практический (привлечение участников мастер класса, коллег к созданию совместной работы с использованием сервиса WordClouds). ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ: Wordle, Word It Out, WordClouds для создания облака слов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Личностные результаты: готовность и способность слушателей к саморазвитию; сформированность мотивации к творческой профессиональной деятельности. Метапредметные результаты: повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов в применении «Облачных технологий»; использование онлайн ресурсы для создания облака слов в педагогической деятельности для развития у детей умения работать с текстом; активизация работы учителей по разработке собственных ресурсов для обеспечения учебного процесса; умение мотивировать обучающихся на развитие творческих способностей и проявление инициатив. Предметные результаты: создавать собственные разработки по предметам с использованием сервиса.
ПЛАН МАСТЕР КЛАССА: 1. Подготовительный этап. 2. Вступительное слово. Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач). 3. Учебная информация (сопровождение презентация) - Обзор возможностей сервисов для создания заданий из облака слов. - Примеры применения облака слов на различных этапах урока. 4. Практическая часть создание «Облака слов» с использованием сервиса WordClouds». 5. Рефлексия.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА:
1.Открываем презентацию, раздаём тексты.
2.«Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Проблема: современные дети мало читают, что приводит к обедненному словарному запасу, неумению правильно и четко выразить свои мысли. Если дети не умеют читать, значит, не могут работать с большим объемом информации, где есть не только информация справочного характера, но и рассуждения, логика, доказательства.
Перед учителем рано или поздно встаёт вопрос: «Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника».
Систематическая и планомерная работа по
формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты,
пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков
самостоятельной работы с книгой требует работы с учебником и на этапе закрепления
пройденного материала и при изучении нового.
К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
· выделение главного в тексте;
· составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
· умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
· грамотно пересказать прочитанный текст;
· умение составить план прочитанного;
· воспроизводить текст по предложенному плану;
· запоминание определений, формул;
· использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях.
Современным детям привыкшим к гаджетам, красочным заставкам , телевизору. Совсем не хочется и не интересно вникать в скучный черно-белый текст рассказа, понимать условия и вопрос задачи. Для многих детей текст - это дремучий лес в котором можно заблудиться. Мы стараемся применять в работе множество известных, зарекомендованных и проверенных способов. Но так же мы должны идти в ногу со временем и использовать на разных этапах урока и новые приёмы, методы. В настоящее время без использования интернет ресурсов трудно представить себе эффективную деятельность педагога, и использование всех сервисов для обучения, развитие учащихся напрямую зависит от целей и задач, которые ставит перед собой и учениками педагог. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет это использование различных интернет-сервисов, дающих возможность разрабатывать педагогу различные задания, направленные как на развитие познавательного интереса к предмету, так и на реализацию принципа активности учащегося в процессе обучения. Одним из таких методов, с использованием ИКТ, является – создание облака слов.
Облако слов — это один из способов визуализации текстовой информации, который успешно можно использовать в учебной работе.
Сервисов для создания облака слов достаточно много.
3.Сегодня вы познакомитесь с несколькими программами для их создания, которыми пользуюсь я сама, и различными способами применения облака слов в учебной работе. Поучаствуете в создании облака ключевых слов текста.
· Word It Out создаёт облака слов из любого текста, который вы вставляете в генератор облака.
После того, как будет создано облако, вы можете настроить размер и цветовую схему облака.
Вы также можете настроить шрифт , используемый в вашем облаке слова.
Особенность этого сервиса в том, что он создаст облако даже в том случае, если у вас будут слова с символами, скобками пр. Просто сервис оставит их «за кадром».
· Wordle очень популярен среди пользователей.
Он предоставляет множество вариантов цвета,
форм и шрифтов для отображения ваших слов облака.
· WordClouds — относительно новый инструмент. Здесь вы можете
создать облака слов в различных форм и размеров с широким спектром
цветовых схем. Вот облако, составленное на тему «Породы кошек».
Способы использования облака слов на уроке:
· «Мозговой штурм».
· Угадывание рассказа по «Облаку ключевых слов».
· Создание «Облака основных идей» произведения.
· Представление каких-либо правил в виде «Облака слов».
· Создание «Облака ключевых слов» рассказа.
· Создание «Облака синонимов, антонимов» текста.
· Сравнение рассказов при помощи облака ключевых слов.
· Создание облака ключевых слов урока.
· Найди лишнее слово в «Облаке слов».
· Создание «Облака скрытой информации».
4.Создаем «Облако ключевых слов» текста о пингвинах в сервисе WordClouds.
5.Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.