Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Улыбино»,
Искитимского района, Новосибирской области
доклад на тему
«Современный урок: гексы на уроке биологии»
Выполнил: учитель биологии
Пешкун Юлия Алексеевна (высшая квалификационная категория)
с. Улыбино, 2021 г.
В настоящее время, у современных детей в школе большая информационная загруженность, сложная программа обучения, поэтому они не успевают усваивать в должной мере весь материал. Проблема незаинтересованности учащихся, заключающаяся в отсутствии мотивации к обучению у школьников, которая идет из семьи и кроется в социально-экономических проблемах: безработица и низкая заработная плата, удаленность от города ограничивают сельских школьников во всестороннем развитии.
Сельские дети не умеют, в достаточной мере, критически мыслить: логически рассуждать, анализировать, строить цепочки, делать выводы. Поэтому учителю нужно серьезно относятся к планированию урока, делая их насыщенными. Лучший способ убедиться, что учебный материал усвоен учениками хорошо, это оперирование прошлыми знаниями, их применение в новых условиях, когда выполняются операции сравнения, анализа, синтеза новых знаний.
Для создания современного урока, на сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. А с появлением инклюзивного обучения разнообразие методов и форм становится все более актуальным.
Одним из таких является метод шестиугольного обучения, который используется для развития познавательного интереса, здесь дети учатся строить связные устные высказывания, учатся умению слушать собеседника, проявлять терпимость к его точке зрения, отстаивать и аргументировать свою точку зрения, делать выводы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Цель: применить технологию шестиугольного обучения для развития познавательного интереса и развития критического мышления.
Задачи:
1. Рассмотреть типы современного урока;
2. Изучить приемы и принципы критического мышления;
3. Рассмотреть технологию шестиугольного обучения;
4. Найти варианты использования данной технологии;
5. Создать гексы (шестиугольники) для уроков биологии;
1. Основная часть
Урок – главное мерило таланта и труда учителя. Ведь именно на уроке для преподавателя открывается огромное поле деятельности. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но, какие бы ни происходили реформы, урок остается главной формой обучения. На современном уроке должно быть комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Современный урок – это создание учебных ситуаций для решения поставленных проблем. От типа урока и дидактической задачи зависит структура урока. [1]
Типы современного урока
Ø Урок открытия нового знания
Ø Урок рефлексии
Ø Урок общеметодологической направленности
Ø Урок развивающего контроля
предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования.
№ |
Тип урока по ФГОС |
Виды уроков |
1. |
Урок открытия нового знания |
Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2. |
Урок рефлексии |
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3. |
Урок общеметодологической направленности |
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. |
Урок развивающего контроля |
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
· Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
· В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
· Осуществляется практический, деятельностный подход.
· Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
· Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс. [2]
На современных уроках важно развивать критическое мышление, на котором строятся сегодняшние занятия.
Критическое мышление - это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Исходя из этого критическое мышление, по мнению авторов, может развивать следующие качества ученика:
1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
2. гибкость (восприятие идей других);
3. настойчивость (достижение цели);
4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
5. осознание (отслеживание хода рассуждений);
6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»):
· структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию,
· содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.
Принципы технологии развития критического мышления
Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:
- активность учащихся в образовательном процессе;
- организация групповой работы в классе;
- развитие навыков общения;
- учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные;
- мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;
- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни;
- использование графических приёмов организации материала. Они являются эффективными для формирования мышления. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.
Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале. [3]
Примером развития критического мышления у учащихся является технология шестиугольного обучения.
Метод шестигранного обучения используется только в ряде школ Великобритании (автор: учитель истории из Англии, Рассел Тарр) и практически не распространен в России. [4]
Знакомство российского педагогического сообщества с данной методикой началось со статьи кандидата исторических наук академии Георгия Аствацатурова «Шестиугольное обучение как образовательная технология».
Она вызвала интерес у российского педагогического сообщества. И это не случайно, так как использование данной методики в работе позволяет ответить на вопросы, которые задает себе каждый учитель:
- Как за определенное время обобщить и систематизировать материал?
- Как устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы?
- Как активизировать деятельность учащихся на уроке?
- Как управлять групповым процессом?
Каждый учитель хочет видеть результат своей работы: что учебный материал хорошо усвоен учениками, что они уверенно оперируют изученным материалом, могут применять знания в новых условиях. Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд учащихся. Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям.
Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства. Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников Тарром Расселом был создал шаблон (https://www.classtools.net/hexagon/), которым может воспользоваться каждый учитель.
Можно распечатать гексы как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставит учитель.
Учитель может сгенерировать любую тему и предложить учащимся прямо заняться обработкой и классификацией предложенного материала. Ячейки передвигаются с помощью мыши, можно менять их цвет и удалять лишние соты.
Работа учащихся заключается в том, чтобы организовать шестиугольники по категориям, причем они располагаются рядом друг с другом, чтобы выделить связи между описанными факторами. В конце своей работы учащиеся должны представить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы. [5]
1.Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить ученикам собрать мозаику. (Приложение 1)
2. Можно оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. (Приложение 2)
3. Работа в группах. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. (Приложение 3)
4. Маркированные шестиугольники. В данном случае цвет определяет определённую квалификацию. То есть учебный материал распределяется по видовым признакам. Задача учеников соединить шестиугольники, причём может возникнуть много способов, различных связей. [6] (Приложение 4)
5. Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. (Приложение 5)
6. Предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы. (Приложение 6)
7. Предложить учащимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу. (Приложение 7)
8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе. [5] (Приложение 8)
Применение гексов на уроках биологии считаю актуальным, так как они помогают в развитии критического мышления. На своих уроках я применяю достаточно широко технологию шестиугольного обучения, в разнообразных вариантах. Учащимся очень нравится данная технология и они с удовольствием работают с гексами, включая свое воображение, память и мышление.
Особенно в среднем звене детям трудно усваивать большой объем информации, наполненный понятиями и определениями. Их мышление можно назвать клиповым, так как они хорошо воспринимают картинки и схемы. Поэтому технология шестиугольного обучения интересна данной категории детей. Кроме этого использование гексов на уроке помогает решить вопрос индивидуального подхода в обучении, помочь в проблеме разноуровневой подготовке учеников.
Технологию шестиугольного обучения я применяю как в среднем, так и в старшем звене. Дети составляют картинки, определения, исключают лишнее, дописывают недостающее, классифицируют, делают выводы и высказывают свою точку зрения. С гексами можно работать как группой, так и индивидуально, а также на магнитной доске, смартдоске и на парте. В своем приложении я привела примеры гексов по разным темам, классам и в различных вариантах. (Приложение 1-8)
Заключение
Использование технологии шестиугольного обучения, то есть
инновационных методов и приемов, соответствующих возрасту обучаемых,
способствует повышению их мотивации к обучению, уровню познавательной
самостоятельности.
Сегодня мы вынуждены работать в классах с разным уровнем
подготовки детей, который необходимо учитывать при планировании урока.
Гексы позволяют решить проблему современного урока: увлечь даже самого
слабого ученика, заставить мыслить критически. На уроке в 7 классе дети
активно работали в группах по 2, 4 и индивидуально. Таким образом,
построенная работа позволила охватить всех учеников, а оптимизация и
систематизация материала сократили время на его усвоение.
Данной технологией заинтересовались учителя других предметов,
поэтому я выступила на школьном педсовете, а после на онлайн-
конференции (Приложение 9). Кроме этого, ученик 10 класса готовится к
защите индивидуального проекта по теме «Гексы на уроках биологии». В
дальнейшем планирую поделиться опытом с коллегами на районном
семинаре.
1. https://infourok.ru/kakim-dolzhen-bit-sovremenniy-urok-2531368.html
2. https://pedsovet.su/fgos/6048_typy_urokov_po_fgos
3. https://infourok.ru/priyomi-ispolzuemie-v-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-3866075.html
4. https://pandia.ru/text/81/009/5297.php
5. https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2019/05/09/master-klass-na-temu-shestiugolnoe-obuchenie-kak
6. http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/
Приложение 1
Тема: «Строение растений»
Деятельность учащихся: соединить шестиугольники с изображением частей цветка так, чтобы получилось растение. К каждой части присоединить ее название.
|
|
|
|
Приложение 2
Тема: «Науки биологии»
Задачи: усвоить названия наук биологии
Деятельность учащихся: изучить текст в учебнике, вписать в шестиугольники основные науки биологии
Приложение 3
Тема: «Органы. Системы органов»
Задачи: закрепить знания о системах органов
Деятельность учащихся: распределить все гексы на три группы (системы). В каждой группе есть 2 пустых гекса. Вписать в них название системы органов, к которой относятся данные органы и функцию этой системы.
Для 1 группы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для 2 группы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Тема: «Органы. Системы органов»
Задачи:
· изучить текст параграфа в учебнике и освоить названия систем органов;
Деятельность учащихся: Выложить названия систем органов вокруг гекса «Системы органов». Затем распределить остальные гексы по цвету и присоединить к нужной системе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
Тема: «Науки биологии»
Деятельность учащихся: Выложить рисунки объектов изучения различных наук вокруг гекса «Науки биологии», затем узнать науки по изображениям и к каждому изображению присоединить гексы, с названиями наук.
|
|
|
|
|
Приложение 6
Тема: «Строение стебля»
Деятельность учащихся: Составить из гексов определение «Побег» и дополнить недостающими словами
Приложение 7
Тема: «Экосистема»
Деятельность учащихся: Составить из гексов цепь питания, определить, как называется каждый трофический уровень и вписать их в пустые гексы. Обосновать ответ.
Приложение 8
Тема: «Круговорот веществ в природе»
Деятельность учащихся: Присоединить гексы в правильном порядке друг к другу и составить из них рассказ по теме «Круговорот углерода»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.