Доклад на тему: «Учебно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении»
Оценка 4.7

Доклад на тему: «Учебно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
география
5 кл
24.04.2020
Доклад  на тему:  «Учебно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении»
Обществу нужен человек, способный самостоятельно мыслить, видеть проблему и находить ее творческое решение. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся на всех этапах обучения. Содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира
доклад Исследовательская работа в школе (2).doc

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка  Нариманово Питерского района Саратовской области»

 

 

 

 

Доклад  на тему:

 

«Учебно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Подготовила:

                                                               учитель начальных классов

   I квалификационной категории

                                                                   МОУ «СОШ п. Нариманово»

                                                                                Кондратюк В.Х.

 

 

 

 

2019г

« Если человек в школе не научится творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать».   

Л.Н.Толстой.

 

      Обществу нужен человек, способный самостоятельно мыслить, видеть проблему и находить ее творческое решение. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся на всех этапах обучения. Содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира

     Введение Федеральных государственных образовательных стандартов обусловило необходимость формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им, планировать свою деятельность, взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Познавательное развитие рассматривается как формирование у обучающихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

     Отсюда актуализируется значимость исследовательской деятельности, которая становится обязательным элементом учебного процесса. Овладение учебно-исследовательской деятельностью школьником в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

           Одна из важнейших задач, стоящих перед современным образованием -  подготовка ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научную деятельность

Учебно - исследовательская работа на уроках географии  и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности, - это одна из форм организации деятельности учащихся .

 Такое включение имеет и немалое практическое значение:

- ребята приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;

- есть возможность представить свои работы для участия в районных и международных  конкурсах, конференциях и семинарах;

- у учащихся появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати;

Уже в 1-2 классе ребята нашей школы могут почувствовать себя  начинающими учеными.  Я глубоко убеждена,  не только в необходимости, но и в  успешности организации исследовательской деятельности  на этом  этапе обучения: ведь подростки в этом возрасте  уже  стремятся к самостоятельности, но еще не утратили  детской непосредственности и  любознательности.

          С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

       Работая  с учащимися 5-9 классов, я поняла, что одним из главных мотивов исследовательской деятельности  для них является  именно потребность в новой информации, новых впечатлениях. Поэтому  я стараюсь поддержать и развить их мотивацию  к самостоятельному поиску, исследованию. Так на первых уроках географии  я рассказываю о том, что каждый год ученики вели  календарь погоды, а по окончании года мы  подводили  итоги: делали   подсчеты среднемесячной и среднегодовой, максимальной и  минимальной температуры, вычерчивали  графики температур и т.д. и главное – вели  сравнительный анализ по годам. Я показываю календари погоды за прошлые годы, называю учеников, которые делали  наблюдения каждый день и говорю о том, что  без ваших наблюдений мы не сможем проводить сравнительный анализ, поэтому на вас возлагается большая ответственность. С сегодняшнего дня вы становитесь «исследователями»..  Создается, как бы, мини мастерская, где каждый ученик ведет свое наблюдение. а в конце года  весь накопленный материал складываются в совместную научную копилку. Ежегодно образуется группа учащихся, которых  увлекает такая практическая работа, которые желают продолжить  учебно-исследовательскую работу в этом направлении. Конечно, их работу нельзя еще назвать  в полном смысле слова научным исследованием, но уже вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному исследовательскому процессу.

С другой стороны,  получая навыки проведения  научных исследований ребята  учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи,  выдвигать гипотезы, делать собственные выводы. Именно на это направлен индивидуальный подход  к организации научно-исследовательской работы учащихся первого уровня среднего звена, который позволяет максимально учитывать творческие и интеллектуальные способности  ребят как исследователей, создавать условия для реализации каждой индивидуальной личности.

Большое внимание в своей работе я уделяю проведению интегрированных научных исследований т.к., именно география является точкой соприкосновения многих учебных дисциплин. Многие науки, а особенно краеведение, история, биология, математика, информатика эффектно сочетаются с географией, обогащая её собственным специфическим содержанием.

У нас много межпредметных проектов, но наиболее удачными были следующие: «Демографическая ситуация поселка Нариманово»;  «Моя родословная», «Перепись школьного населения» (ученики собрали информацию обо  всех работниках и учениках школы, начиная с самых простых характеристик: национальность, цвет глаз, волос, самый высокий в школе, многодетные семьи, и т.д.  и заканчивая характеристикой подворного хозяйства – сколько и каких сельскохозяйственных животных держат, какие машины имеют и т.д.  К работе приложена презентация с диаграммами, графиками и фотографиями.); «Вот моя деревня» (ребята собрали очень интересный материал об истории поселка и самое главное привели доказательство, того, что наш поселок как и тысячи других может исчезнуть с лица земли. Этот материал заинтересовал не только учеников, но и взволновал всех жителей нашего поселка. Началось бурное обсуждение истории  и основных событий, которые проходили в разное время…..)

        Юному исследователю важно  получить адекватную оценку своей работы. Сегодня  проводится множество конкурсов научно-исследовательских и проектных работ учащихся. Необходимо  отметить, что  все большую актуальность  приобретает такое явление, как научно-практическая конференция. В отличие от конкурсов, на научно-практических конференциях  больше возможностей для общения, знакомства с авторами и руководителями   представленных работ.

      Для учащихся участие в научной работе служит нескольким целям. Это, уникальную возможность раскрыть свои таланты и наклонности, самоутверждение; оказаться в кругу сверстников-единомышленников, обменяться мнениями;  учит учеников грамотно ставить задачи, осмысливать методы исследования, правильно излагать результаты своей работы, учит умению за отведенное регламентом время излагать суть своей работы; получить  квалифицированную рецензию на свою работу от специалиста и конечно же занимать призовые места.

Ученики нашей школы принимают участие в различных конкурсах и конференциях. Так сразу три исследовательские работы были представлены в районном конкурсе «Культура народов Поволжья»:  «Русские национальные традиции», «Праздники и обряды казахского народа».«Традиции и обычаи чувашского народа». (призовые места)

   А на  районной научно-практической конференции «Русь святая, храни веру православную…», посвященной 1025-летию Крещения Руси, работа  моих учеников «Образ Богородицы в иконописи» (в своей работе ученики пытались ответить на вопрос: — Почему в церкви так много разных, непохожих одна на другую, икон Божией Матери? Ведь Божия Матерь одна, а Ее икон много и все — разные. Разве такое может быть?)  заняла  I место.

     В исследовательской деятельности учащегося -  учитель является  органи- затором  деятельности, консультантом  и коллегой по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии

       Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.

Исследовательская работа учителя с учеником весьма полезна в формировании умения находить, анализировать, обрабатывать информацию и использовать ее по назначению, умению устанавливать межпредметные связи, искать общие закономерности и т.д.

Сегодняшним школьникам предлагается освоить такой огромный объём знаний, знаний, накопленных веками, что рассчитывать на абсолютный успех в этом нам просто не приходится. На мой взгляд, гораздо важнее научить их работать с информацией. Освоив это, будущие специалисты (в разных областях) смогут в любой момент найти и использовать необходимую информацию. Не стоит превращать наших детей в  «полуживые» энциклопедии. Гораздо полезнее и интереснее для них научиться пользоваться энциклопедиями тогда, когда возникает потребность в них.

        Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

1.     Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развитияисследовательской деятельности учащихся//Журнал «Исследовательская работашкольников» №1, 2002

 

2.     Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.

 

3.      Самбулян Л.Г. Проектная и исследовательская деятельность учащихся www.sch996.edusite.ru/p42aa1.html  

.


Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка

Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать»

Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать»

Учебно - исследовательская работа на уроках географии и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно…

Учебно - исследовательская работа на уроках географии и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно…

Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития

Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития

Большое внимание в своей работе я уделяю проведению интегрированных научных исследований т

Большое внимание в своей работе я уделяю проведению интегрированных научных исследований т

Для учащихся участие в научной работе служит нескольким целям

Для учащихся участие в научной работе служит нескольким целям

Исследовательская работа учителя с учеником весьма полезна в формировании умения находить, анализировать, обрабатывать информацию и использовать ее по назначению, умению устанавливать межпредметные связи, искать общие…

Исследовательская работа учителя с учеником весьма полезна в формировании умения находить, анализировать, обрабатывать информацию и использовать ее по назначению, умению устанавливать межпредметные связи, искать общие…

Литература: 1. Алексеев

Литература: 1. Алексеев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020