Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа поселка Нариманово Питерского района Саратовской области»
Доклад на тему:
«Учебно-исследовательская деятельность в образовательном учреждении»
Подготовила:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МОУ «СОШ п. Нариманово»
Кондратюк В.Х.
2019г
« Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.
Обществу нужен человек, способный самостоятельно мыслить, видеть проблему и находить ее творческое решение. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся на всех этапах обучения. Содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов обусловило необходимость формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им, планировать свою деятельность, взаимодействовать с педагогом и сверстниками. Познавательное развитие рассматривается как формирование у обучающихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
Отсюда актуализируется значимость исследовательской деятельности, которая становится обязательным элементом учебного процесса. Овладение учебно-исследовательской деятельностью школьником в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Одна из важнейших задач, стоящих перед современным образованием - подготовка ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научную деятельность
Учебно - исследовательская работа на уроках географии и во внеурочное время, в процессе которой идет воспитание творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности, - это одна из форм организации деятельности учащихся .
Такое включение имеет и немалое практическое значение:
- ребята приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы;
- есть возможность представить свои работы для участия в районных и международных конкурсах, конференциях и семинарах;
- у учащихся появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати;
Уже в 1-2 классе ребята нашей школы могут почувствовать себя начинающими учеными. Я глубоко убеждена, не только в необходимости, но и в успешности организации исследовательской деятельности на этом этапе обучения: ведь подростки в этом возрасте уже стремятся к самостоятельности, но еще не утратили детской непосредственности и любознательности.
С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования…
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Работая с учащимися 5-9 классов, я поняла, что одним из главных мотивов исследовательской деятельности для них является именно потребность в новой информации, новых впечатлениях. Поэтому я стараюсь поддержать и развить их мотивацию к самостоятельному поиску, исследованию. Так на первых уроках географии я рассказываю о том, что каждый год ученики вели календарь погоды, а по окончании года мы подводили итоги: делали подсчеты среднемесячной и среднегодовой, максимальной и минимальной температуры, вычерчивали графики температур и т.д. и главное – вели сравнительный анализ по годам. Я показываю календари погоды за прошлые годы, называю учеников, которые делали наблюдения каждый день и говорю о том, что без ваших наблюдений мы не сможем проводить сравнительный анализ, поэтому на вас возлагается большая ответственность. С сегодняшнего дня вы становитесь «исследователями».. Создается, как бы, мини мастерская, где каждый ученик ведет свое наблюдение. а в конце года весь накопленный материал складываются в совместную научную копилку. Ежегодно образуется группа учащихся, которых увлекает такая практическая работа, которые желают продолжить учебно-исследовательскую работу в этом направлении. Конечно, их работу нельзя еще назвать в полном смысле слова научным исследованием, но уже вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному исследовательскому процессу.
С другой стороны, получая навыки проведения научных исследований ребята учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи, выдвигать гипотезы, делать собственные выводы. Именно на это направлен индивидуальный подход к организации научно-исследовательской работы учащихся первого уровня среднего звена, который позволяет максимально учитывать творческие и интеллектуальные способности ребят как исследователей, создавать условия для реализации каждой индивидуальной личности.
Большое внимание в своей работе я уделяю проведению интегрированных научных исследований т.к., именно география является точкой соприкосновения многих учебных дисциплин. Многие науки, а особенно краеведение, история, биология, математика, информатика эффектно сочетаются с географией, обогащая её собственным специфическим содержанием.
У нас много межпредметных проектов, но наиболее удачными были следующие: «Демографическая ситуация поселка Нариманово»; «Моя родословная», «Перепись школьного населения» (ученики собрали информацию обо всех работниках и учениках школы, начиная с самых простых характеристик: национальность, цвет глаз, волос, самый высокий в школе, многодетные семьи, и т.д. и заканчивая характеристикой подворного хозяйства – сколько и каких сельскохозяйственных животных держат, какие машины имеют и т.д. К работе приложена презентация с диаграммами, графиками и фотографиями.); «Вот моя деревня» (ребята собрали очень интересный материал об истории поселка и самое главное привели доказательство, того, что наш поселок как и тысячи других может исчезнуть с лица земли. Этот материал заинтересовал не только учеников, но и взволновал всех жителей нашего поселка. Началось бурное обсуждение истории и основных событий, которые проходили в разное время…..)
Юному исследователю важно получить адекватную оценку своей работы. Сегодня проводится множество конкурсов научно-исследовательских и проектных работ учащихся. Необходимо отметить, что все большую актуальность приобретает такое явление, как научно-практическая конференция. В отличие от конкурсов, на научно-практических конференциях больше возможностей для общения, знакомства с авторами и руководителями представленных работ.
Для учащихся участие в научной работе служит нескольким целям. Это, уникальную возможность раскрыть свои таланты и наклонности, самоутверждение; оказаться в кругу сверстников-единомышленников, обменяться мнениями; учит учеников грамотно ставить задачи, осмысливать методы исследования, правильно излагать результаты своей работы, учит умению за отведенное регламентом время излагать суть своей работы; получить квалифицированную рецензию на свою работу от специалиста и конечно же занимать призовые места.
Ученики нашей школы принимают участие в различных конкурсах и конференциях. Так сразу три исследовательские работы были представлены в районном конкурсе «Культура народов Поволжья»: «Русские национальные традиции», «Праздники и обряды казахского народа».«Традиции и обычаи чувашского народа». (призовые места)
А на районной научно-практической конференции «Русь святая, храни веру православную…», посвященной 1025-летию Крещения Руси, работа моих учеников «Образ Богородицы в иконописи» (в своей работе ученики пытались ответить на вопрос: — Почему в церкви так много разных, непохожих одна на другую, икон Божией Матери? Ведь Божия Матерь одна, а Ее икон много и все — разные. Разве такое может быть?) заняла I место.
В исследовательской деятельности учащегося - учитель является органи- затором деятельности, консультантом и коллегой по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии
Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.
Исследовательская работа учителя с учеником весьма полезна в формировании умения находить, анализировать, обрабатывать информацию и использовать ее по назначению, умению устанавливать межпредметные связи, искать общие закономерности и т.д.
Сегодняшним школьникам предлагается освоить такой огромный объём знаний, знаний, накопленных веками, что рассчитывать на абсолютный успех в этом нам просто не приходится. На мой взгляд, гораздо важнее научить их работать с информацией. Освоив это, будущие специалисты (в разных областях) смогут в любой момент найти и использовать необходимую информацию. Не стоит превращать наших детей в «полуживые» энциклопедии. Гораздо полезнее и интереснее для них научиться пользоваться энциклопедиями тогда, когда возникает потребность в них.
Я глубоко солидарна с основными идеями концепции модернизации образования, что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.
Литература:
1. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развитияисследовательской деятельности учащихся//Журнал «Исследовательская работашкольников» №1, 2002
2. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
3. Самбулян Л.Г. Проектная и исследовательская деятельность учащихся www.sch996.edusite.ru/p42aa1.html
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.