Министерство образования Оренбургской области
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Сельскохозяйственный техникум» г. Бугуруслана Оренбургской области
Выступление на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин.

Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроке истории.
Выступление подготовил:
Луконин И.В. учитель истории
ГАПОУ «Сельскохозяйственный техникум»
г. Бугуруслан
2024 – 2025 учебный год
Здоровье – величайшая ценность. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности.
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс приемов и методов, направленных на создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов в процессе обучения.
В связи с переводом образования в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность и содействовать сохранению и укреплению их здоровья.
Актуальность: Сохранение и укрепление здоровья школьников является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны. Большое место в работе школ на современном этапе занимают здоровьесберегающие технологии.
Цель:
Обеспечить эмоциональный комфорт, позитивное психологическое самочувствие и физическое благополучие учащихся во время учебных занятий.
Задачи:
- способствовать формированию у учащихся потребности и мотивации к здравотворческой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья;
- формировать у детей чувства психологического комфорта и безопасности;
- комплексно оценивать здоровье детей, их адаптивные возможности в динамике;
-способствовать формированию культуры здоровья у всех участников образовательного процесса.
Важность здоровьесберегающих технологий на уроках истории
Содержание уроков:
Уроки истории часто требуют длительной концентрации внимания, анализа большого объема информации, что может приводить к утомлению.
Снятие нагрузки:
Здоровьесберегающие технологии позволяют снизить умственную и физическую нагрузку, предотвратить утомляемость и повысить работоспособность.
Эмоциональный фон:
Создание позитивной и комфортной атмосферы на уроке способствует лучшему восприятию материала и повышает интерес к предмету.
Основную идею здоровьесберегающих технологий можно выразить словами Жан Жака Руссо – «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Для достижения этих целей учителя истории должны использовать средства двигательной направленности (движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и "минутки покоя"; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков).
Что же лежит в основе данной технологии? Это то, что дети должны постоянно
двигаться. Особенно мальчики, у которых потребность в движении 4 – 6 раз
больше, нежели у девочек. Это связано с формированием зрелых качеств мужского
типа. Дети думают только тогда, когда двигаются и двигаются
только, когда думают.
Примеры здоровьесберегающих технологий на уроках истории
Физическая активность:
Динамические паузы: Короткие перерывы с элементами гимнастики, которые позволяют снять статическое напряжение.
Физкультминутки: Включение в урок игровых элементов или кратких подвижных упражнений, связанных с изучаемой темой.
Гимнастика для глаз: Упражнения для снятия напряжения с глаз, которое возникает при работе с текстом и историческими картами.
Психологические приемы:
Релаксация: Использование спокойной музыки или коротких медитативных практик для снятия стресса и напряжения.
Атмосфера урока: Создание благоприятного психологического климата, где каждый ученик чувствует себя комфортно и безопасно.
Смена видов деятельности: Чередование различных видов работ (анализ документов, работа с картой, обсуждение) для предотвращения утомления.
Информационно-обучающие приемы:
Оптимизация подачи информации: Использование наглядных пособий, схем, интерактивных карт для уменьшения зрительной и умственной нагрузки.
Интерактивные методы: Применение игровых технологий, дискуссий, творческих заданий, которые активизируют внимание и интерес учащихся.
Начиная с первых уроков, на каждом уроке истории педагог следит за осанкой детей, проводит физическую паузу с комплексом упражнений для уставших мышц и зарядку для глаз по методике офтальмотренинга.
Например:
Закройте глаза и посидите тихо и спокойно
Зажмурьте глаза изо всех сил на 3-5 секунд, а потом откройте 3-5 секунд.
Быстро поморгайте в течение 1 минуты.
Делайте круговые движения глазами, по часовой стрелке, потом против.
Иногда физические паузы приходится проводить не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение, оставшееся в них с предыдущего урока (особенно во время контрольной работы).
Например:
«Улыбнитесь друг другу!» именно эта фраза звучит, когда надо переключиться с одного вида деятельности на другой.
Упражнение «качание головой»
Упражнение «глубокое дыхание»
Пальчиковая гимнастика
-Рисование носом.
Посмотреть на контур границ государства, острова, моря, экономического района. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.
На каждой перемене обязательно проветривается кабинет, впрочем, открываются окна в помещении и во время физминуток. Ведь школьникам необходим свежий воздух для улучшения самочувствия детей и повышения их работоспособности.
Например:
1.И.п.-стойка ноги врозь, 1-руки назад.2-3- руки в стороны и вверх, встать на носки.4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнуты вперед, кисти в кулаках. 1-с поворотом туловища налево «удар» правой рукой вперед.2-и.п. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.
Другими формами двигательной активности являются ролевые игры на уроках, «инсценирование» исторических сюжетов и поиска решений исторических задач, работа в группах, когда учащиеся двигаются, пересаживаются во время урока.
Через создание спокойной и заинтересованной атмосферы, педагог пытается решить первую задачу, выделенную в данной работе, ведь как говорят пожилые люди: «Все болезни от нервов». Если ребёнок спокоен и уверен в себе, если он уходит с урока довольным, то можно с уверенностью сказать, что и здоровье его тоже в порядке, т.к. положительные эмоции снижают утомление школьника, вызванное учебными занятиями.
Со слабыми и больными детьми должна быть организована индивидуальная работа, которая предусматривает меньшую нагрузку, дополнительное разъяснение во время и после уроков, работу по карточкам, заполнение кроссвордов, выполненных другими учащимися.
Передача знаний по предотвращению отдельных болезней осуществляется как во внеурочной деятельности так во время урока.
Например:
при изучении темы «Древний Египет» обязательно должен рассматриваться вопрос «Почему в ежедневном рационе простых египтян были чеснок и лук?»;
при выяснении причин вымирания американских индейцев заостряется внимание на отравляющее влияние алкоголя на организм человека и отсутствие иммунитета у аборигенов на такие инфекционные заболевания как грипп и ангина, унёсшие жизнь многих коренных жителей Америки, отмечается, что африканцам удалось избежать эпидемий этих болезней благодаря употреблению бананов;
при изучении средневековой Европы подчёркивается, что основная причина моров и эпидемий – отсутствие элементарных правил гигиены, таких как умывание и мытьё, регулярная смена белья.
Негативные факторы, которые воздействуют на здоровье учащегося:
-перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ и технологий;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
- недостаток двигательной активности учащихся;
- неправильное питание учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного
процесса;
- недостаточное финансирование школы, недостаточная психологическая культура
учебно-воспитательного процесса;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья,
здоровьесберегающих технологий, их неграмотность в вопросах здоровья;
- слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости»,
необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной
социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
На своих уроках я чаще всего придерживаюсь следующей системы урока: организационный момент, мотивация и постановка цели, опрос, актуализация знаний, изучение нового, закрепление, контроль/коррекция, итоги, домашнее задание, постановка новых целей.
Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Дети работают в парах, в парах сменного состава, в группах сменного состава. Делимся на группы. В группе распределение обязанностей носит достаточно демократичный характер. Если ты не можешь что-то написать, ты можешь оформить, подобрать материал и т.д. слабый ребенок чувствует себя в группе увереннее, более защищенным.
Создание творческой атмосферы в коллективе. Новый учебный материал, домашнее задание должны включать элементы творчества. Это будет способствовать созданию непринужденной обстановки, формировать ситуацию успеха.
Совместная деятельность детей и родителей. (Создание рисунков, лепка, участие в спортивных мероприятиях и другие виды деятельности). По мнению психологов, ничто не успокаивает так, как совместное семейное дело.
Прослушивание на уроке музыкальных и литературных произведений.
Экскурсии на природу
В начале урока обязательно настроить учащихся не только на работу, но и на ситуацию успеха, не бояться похвалить, поощрить успехи.
Заключение
Интеграция здоровьесберегающих технологий в учебный процесс на уроках истории позволяет не только сохранить здоровье учащихся, но и повысить их мотивацию к обучению, улучшить усвоение материала и создать благоприятную, поддерживающую образовательную среду.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Список литературы:
1.Н. К. Смирнов
— основоположник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ), автор работ, которые стоит изучить для понимания основ концепции.
2.Валеопедагогика
— изучите работы по валеопедагогике, такие как публикации Т. Ф. Акбашева, которые раскрывают принципы формирования ЗОЖ в системе «Школа-ВУЗ».
3.Л. Ф. Тихомирова
— обратите внимание на исследования Л. Ф. Тихомировой, посвященные деятельностям учреждений, направленным на сохранение здоровья детей, и требованиям к образовательным программам «Здоровье», пишет источник.
4. А. К. Мухаметжанова
— в своей работе «Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания» она освещает конкретные подходы к применению ЗОТ на предмете.
5. В. Ф. Базарный
— работы Базарного, посвященные «динамическим позам» и «зрительным горизонтам», могут помочь в конструировании учебного процесса таким образом, чтобы улучшить здоровье школьников, сообщает источник.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.