ДОКЛАД на тему: Значение уроков «Окружающий мир» в формировании культуры здоровья младших школьников.
Оценка 4.8

ДОКЛАД на тему: Значение уроков «Окружающий мир» в формировании культуры здоровья младших школьников.

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
docx
окружающий мир
Взрослым
18.12.2024
ДОКЛАД на тему:  Значение уроков «Окружающий мир» в формировании культуры здоровья младших школьников.
Интегрированный курс «Окружающий мир» призван обеспечить возможность усвоения учащимися определенных гигиенических, медицинских знаний и умений, соответствующих боиоэнергетическим. физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста.
значение ок.мира.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

на тему:

 

Значение уроков «Окружающий мир» в формировании культуры здоровья младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В российской педагогической науке в последнее десятилетие активизировался поиск оптимальных путей формирования культуры здоровья. Формирование культуры здоровья обучающихся является приоритетным направлением в деятельности любого образовательного учреждения. Оно выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни в структуре урочной формы обучения, внеклассной и внеурочной деятельности учащихся. Задачу формирования у школьников осознания ценности здоровья, культуры здорового образа жизни можно выделить как наиболее распространенную и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности школ России. Большие возможности, на наш взгляд, для формирования культуры здоровья имеют уроки «Окружающий мир». На этих уроках в рамках валеологического подхода должна решаться задача создания мотивации в здоровье, формирования научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки у них индивидуального способа жизнедеятельности. В теме «Организм человека и охрана его здоровья» (2 класс) дается общее представление об органах, их положении в организме человека и выполняемой ими функции. Основное внимание уделено вопросам личной и общественой гигиены и особенно тем мероприятиям, которые могут и должны выполнять сами дети для сохранения и укрепления своего здоровья. Изучение этих вопросов будет успешным, если ведущими видами деятельности станет игровая (командная, парная, индивидуальная), и творческая (в виде самонаблюдения, научного озарения, театрализованного действия, сказко-творчества и т.д.) Интегрированный курс «Окружающий мир» призван обеспечить возможность усвоения учащимися определенных гигиенических, медицинских знаний и умений, соответствующих боиоэнергетическим. физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста. Это позволит создать знаниевую основу для здоровьесберегающей деятельности личности, а в ее процессе сформировать умения и навыки сбережения здоровья. Для того, чтобы ученик мог решать задачи по укреплению своего здоровья, он должен: 1) знать действие отрицательных факторов, непрерывно и длительно действующих на организм учителей и учащихся: стрессы, интенсификация учебного процесса; нерациональная организация учебной 100 деятельности; функциональная неграмотность в вопросах охраны и укрепления здоровья; отсутствие системы работы по формированию здорового образа жизни; 2) понимать ответственность за собственное здоровье, здоровье семьи, общества. 3) систематически развивать навыки здорового образа жизни и поддержание хороших межличностных отношений в коллективе. В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники должны усвоить, что здоровье всего на 25% зависит от генетических задатков, а в остальном является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом, поэтому зависит от социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов. Содержание интегрированного курса «Окружающий мир» – можно назвать предметом «человекоцентрическим», поскольку в него вошла информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Только знание своих собственных сильных и слабых сторон заставляет признать сильные и слабые стороны другого. Только наличие собственной «линейки» ценностей может служить основанием для признания такой «линейки» у товарища по парте. Программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия», обнаружения в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительномоторных увязок, эмоциональных колебаний и т.д. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов. Выбор тем, связанных с личной гигиеной и профилактикой болезней и вредных привычек не выделены в отдельных разделах, а встречаются в различных темах в том контексте, который должен вызвать положительную мотивацию для чистки зубов, мытья рук, профилактики вредных привычек и т. д. По этой же причине были исключены разделы, связанные культурой питания и безопасной жизнедеятельности. Они не только несут важную познавательную информацию (предметные УУД), но и формируют метапредметные и личностные универсальные действия. В содержание программы по «Окружающему миру» входят темы «Рациональный режим труда (учебы) и отдыха», «Эффективное закаливание»; «Правильное питание», «Влияния на здоровье окружающей среды»; «Вред самолечения и польза лекарственных трав»; «Профилактика вредных для здоровья привычек»; «Предупреждение уличного и бытового травматизма», «Правила личной гигиены», а также темы, направленные на формирование осознания ценности здоровья и здорового образа жизни, понимание психологических и психопрофилактических воздействий.. В 1 классе изучая блок «Познаю себя», учащиеся должны знать: части важнейших органов человека и их предназначение: названия своего тела и их функции. Кроме анатомо-физиологических и гигиенических знаний, Младшие школьники должны знать и уметь характеризовать основные психоэмоциональные состояния человека и показать способы их выражения с помощью жестов, мимики, позы; иметь осознанное представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены; выражать убежденное мнение о позитивном отношении к людям со специфическими особенностями строения тела (инвалидам), необходимости поддерживать их, общаться с ними. В процессе формирования культуры здоровья младших школьников курс «Окружающий мир» развивает также социальную активность, творчество, самостоятельность, здоровый образ жизни, умение адаптироваться в любой социальной среде. Такие темы как: «Что нам осень подарила?», «Плоды и овощи», «Грибная пора», «Что такое здоровье», «О времени и о часах», «Режим дня», «Надо, надо закаляться!», «Правила поведения на улице» «Правила дорожного движения», «Правила поведения в горах» формируют у младших школьников: - ответственное отношение к своему здоровью, сознательную потребность укреплять его, стремление вести здоровый образ жизни,; - мировоззренческие взгляды на здоровый образ жизни в сочетании с практическим опытом самосовершенствования, самопознания в контексте физического, психического и нравственного воспитания; - понимание оптимальных эколого-гигиенических условий; - навыки правильного питания, преодоления утомления, гиподинамии, школьных стресса; -навыки профилактики вредных привычек. Формировать культуру здоровья можно не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности. Например, в процессе организации и проведении экскурсий, праздников, конкурсов, олимпиад. Большое значение в формировании культуры здоровья могут имеют такие активные методы, как «Инфо-угадай-ка», «Белые пятна», «Кластер», «Мозговой штурм», которые помогают младшим школьникам сориентироваться в теме, определить для себя вопросы для дальнейшей самостоятельной работы. Многочисленными исследованиями доказано, что эффективное влияние на формировании культуры здоровья детей оказывает межпредметная интеграция или прием синквейн. Это форма свободного творчества, но с соблюдением определённых правил. От ученика в кратких выражениях требуется обобщить учебный материал. Вначале дети записывают в рабочей тетради одно слово – тема синквейна (в форме существительного). Затем нужно написать два прилагательных, раскрывающих тему. Затем нужно записать три глагола, относящихся к теме синквейна. В конце нужно подобрать пословицу или поговорку, подходящую к теме. Активные формы и методы дают возможность ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогатить словарный запас, развивать коммуникативные умения, развивать познавательный интерес и активность. Активные формы являются главными и отражают реализацию идей взаимосвязи и взаимодействия в любом из компонентов педагогического процесса в соответствии с теми или иными целями и задачами развития и воспитания, что дает повышение уровня его целостности. Проблема активности личности в обучении как основной фактор достижения целей обучения, общего личностного развития, профессиональной ее подготовки требует базисного осмысления самых важных элементов обучения (методов, формы, содержания) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не рост объема передаваемой информации, не увеличение и усиление числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. На уроках музыки можно использовать технологии музыкотерапии или оздоровления музыкой. Прослушивание музыки на уроке дает возможность успокоиться, снять утомление, нервное напряжение. Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) уроки становятся средством духовного, эмоционального нравственного и психологического оздоровления. На уроках физической культуры учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Для этого учителя подбирают различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. При использовании этих упражнений, как и выполнении физкультминуток используют динамичную музыку. При подборе динамических пауз или физкультминуток учитываются вид урока и его содержание. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Упражнения должны меняться и быть разнообразными, поскольку однообразие снижает интерес и результативность;

 Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, потому, что при сильном утомлении не дает желаемого результата. Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст, который должен сочетаться с темой урока. В начальной школе  рекомендуют следующие виды физкультминуток:

 • для снятия общего утомления;

 • корректирующие осанку;

• для кистей рук;

• гимнастика для глаз;

• гимнастика для слуха;

• дыхательная гимнастика (приложение).

Проводятся физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке. Преобладающий вид деятельности на уроке - письмо. В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а всем 103 «телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Большое значение на формировании культуры здоровья оказывает также проектно-исследовательская работа. При ее организации можно использовать различную тематику: «Азбука здоровья», «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»; «Лекарственные растения республики Северная Осетия-Алания». Проектная деятельность в начальной школе не только расширяет предметные универсальные учебные действия в области культуры здоровья, но развивает метапредметную культуру, – регулятивные, исследовательские, личностные компетенции младших школьников. Среди всего многообразия форм работы с младшими школьниками мы выделяем как наиболее эффективные следующие: практические занятия, деловые игры, разбор ситуаций, корректная организация внеурочного времени учащихся и ежедневный «здоровый урок». Важным моментом в жизнедеятельности ребенка является гибкий режим дня, недели, чередование учебного труда, отдыха, питания. Если эти моменты правильно организованы, наполнены востребованным содержанием, то они будут способствовать наращиванию функциональных резервов детского организма. Об этом говорят результаты сравнения физического благополучия учащихся в летний период и в школьное время: можно предположить влияние на организм ребенка биологических часов, их чередование в течение дня. Современная образовательная система характеризуется желанием преподавателя использовать активные методы и формы обучения (дидактические игры, дискуссии, «мозговой штурм» и др.). В связи с этим логично связать решение проблемы формирования дидактических умений с использованием названных средств. Только в процессе постоянного и поэтапного формирования культуры здоровья можно говорить о становлении устойчивой мотивации младших школьников на сохранение и укрепление здоровья. Человек, познавший культуру здоровья, способен многое изменить в своем поведении.


 

ДОКЛАД на тему: Значение уроков «Окружающий мир» в формировании культуры здоровья младших школьников

ДОКЛАД на тему: Значение уроков «Окружающий мир» в формировании культуры здоровья младших школьников

В российской педагогической науке в последнее десятилетие активизировался поиск оптимальных путей формирования культуры здоровья

В российской педагогической науке в последнее десятилетие активизировался поиск оптимальных путей формирования культуры здоровья

Только знание своих собственных сильных и слабых сторон заставляет признать сильные и слабые стороны другого

Только знание своих собственных сильных и слабых сторон заставляет признать сильные и слабые стороны другого

Формировать культуру здоровья можно не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности

Формировать культуру здоровья можно не только на уроках, но и во время внеурочной деятельности

Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, потому, что при сильном утомлении не дает желаемого результата

Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, потому, что при сильном утомлении не дает желаемого результата
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2024