Обобщение опыта по духовно нравственному воспитанию на тему: «Православные праздники, как средство приобщения детей к истокам русской культуры». В силу своей профессии я занимаюсь образовательной деятельностью в школе, опираясь одновременно на программу обучения по своему предмету и программу воспитания. В программе воспитания указано, что « Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации», т. е. обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, а значит является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Почему так? Ответ на этот вопрос дают многие руководители нашего государства и представители русской православной церкви
«Духовно -нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости, - являются важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно-духовную самостоятельность.»
Д. Медведев
«Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо
вернуться к тому, чем
жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие
и светлые идеалы добра,
красоты, любви к людям и к Отечеству»
(Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл)
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с практикой решения этой задачи в образовательном пространстве своей школы.
Целью музыкального образования в школе является воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся. Лично для меня
Качественно образовать человека – значит помочь ему, используя средства искусства, жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией. Одним из средств качественного образования я выбрала православные праздники, потому что это - удивительное и загадочное явление русской народной культуры. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то именно в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям познакомиться с церковными праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия смысла и значения православного праздника. Формы проведения праздников различны.
Я выбрала форму Встреч, а так как мы праздновали с детьми Рождество, наш творческий проект мы назвали «Рождественские встречи».
Цель проекта: Приобщение детей к истокам русской православной культуры.
Задачи:
Образовательная:
-познакомить с традициями празднования Рождества, развивать познавательные интересы обучающихся;
Развивающая:
-развивать творческие способности, навыки сотрудничества посредством включения обучающихся в общую деятельность;
Воспитательная:
-формировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры.
Основная идея воспитательной практики – это деятельностное восприятие содержания, т. к. знание «само по себе» плохо усваивается, если оно не имеет практического применения в деятельности детей, не пропущено через их собственный опыт.
Условия и этапы проведения:
Для успешной реализации этого творческого проекта были созданы определё нные условия: в работе были задействованы учащиеся 1-4 классов, их родители, классные руководители а также учителя предметники.
Учитель музыки: курирует весь процесс, разрабатывает сценарий праздника, делает презентации к урокам по содержанию праздника Рождества, готовит видеоряд для сценария праздника, в рамках программы «Музыка 1-4 класс», на уроках знакомит учащихся с музыкальными традициями Рождества ( народная и церковная), разучивает рождественские песнопения и колядки (в каждом классе свои, учитывая возрастные особенности обучающихся), во внеурочной деятельности используя возможности кружка «Вокальное пение» развивает вокальные навыки на репертуаре рождественских песнопений и колядок, проводит сводные репетиции , обучает детей навыкам имитации колокольного звона на треугольниках( инструментальное музицирование)
Учитель изо: отвечает за оформление декораций к празднику
Учитель технологии: вместе с детьми изготавливает атрибуты праздника (рождественскую звезду, маски, игрушки, вертеп)
Учитель литературы: на уроках проводит словесную работу с терминами, используемыми в содержании праздника, поясняет их значение, находит синонимы этих слов.
Кл. руководитель: ведёт работу с родителями по привлечению их к участию в проекте( изготавливают костюмы)
Этапы проведения
1 Подготовительный.. Здесь проводится сбор и анализ информации по содержанию праздника, разрабатывается сценарий, на его основе распределяются обязанности между учителями –предметниками по подготовке праздника, определяется перечень мероприятий проводимых в рамках Встреч. Это:
1.Объявлен конкурс рождественских рисунков и рождественских песнопений
2.Разработан сценарий Рождественского спектакля «История Рождества», создана презентация к нему.
2. Основной. Это самый объёмный этап. Здесь проводится работа по реализации всех задач проекта учителями предметниками. 3.Проведены тематические уроки «Музыка Святок», «История праздника Рождества», «Традиции празднования Рождества на Руси».
3. Заключительный. На этом этапе проводится праздник «Рождественские встречи», приглашаются все участники, учащиеся других классов, педагоги, родители. Дети рассказывают историю Рождества, сопровождая её рождественскими песнопениями, показом народных традиций рождественских гаданий и колядования, церковная традиция представлена исполнением на треугольниках композиции колокольных звонов. Завершается праздник пением Тропаря Рождества в исполнении сводного хора начальных классов.
Методы и технологии
Основной технологией для реализации проекта я выбрала Арт – технологию. Это педагогическая технология, в которой средством воспитания является искусство (музыка, литература, изо, театральное), часто используется в художественном воспитании, потому что она позволяет учащимся не только получить новые знания, но и возможность пережить весь спектр эмоций в создаваемом продукте своего творчества.( у нас это театрализованное представления празднования Рождества). При таком подходе стирается грань времён и дети переживают заново событие Рождества Спасителя здесь и сейчас, что очень ценно для духовного становления внутреннего мира ребёнка. Наряду с Арт технологией я использовала также проектную технологию, технологию КТД, технологию сотрудничества и ИКТ.
Результаты
Продуктами творческого проекта «Праздник Рождества» стали: 1.Театрализованное представление «История Рождества»
2. Конкурс рождественских песнопений
3.Конкурс и выставка рождественских рисунков.
Я также считаю очень ценным результатом осуществления этого проекта с точки зрения воспитательной задачи, то, что у учащихся значительно возрос интерес к традициям нашей православной культуры. Это послужило основой для работы в этом направлении уже в 5-11классах. Были реализованы проекты:
- «Секреты колокольного звона»
- «Все дороги ведут в храм», которые были отмечены грамотами муниципального и регионального уровня.
В рамках этих проектов была организована экскурсия в храм Живоначальной Троицы, где дети узнали много о назначении храма, его внутреннем убранстве, им пригодились их навыки церковных песнопений, они попробовали петь на клиросе вместе с певчими храма, а также применили свои навыки инструментального музицирования на треугольниках, они поднялись на колокольню, поучаствовали в мастер классе от матушки Натальи и сами попробовали прикоснуться к традиции колокольных звонов, поиграв на настоящих колоколах.
Вывод:
В заключении хочу сказать:
Если мы хотим, чтобы наши дети, став взрослыми, приобрели устойчивую гражданскую позицию, не только полезно, но и необходимо привлекать их к участию в проведении православных праздников, потому что православные праздники органично вобрали в себя черты исторической и религиозной жизни нашего народа, а значит, приобщаясь к традиции их празднования можно осознать свою идентичность, обрести и духовность и народность.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.