МБОУ «Гатчинская НОШ №5»
Доклад на заседании МО «Особенности работы учителя-дефектолога с умственно отсталыми учениками с ДЦП»
Учитель-дефектолог Лазарева Л.Г.
Одной из важных задач учителя-дефектолога является обеспечение оптимальных коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих условий для успешного образования, реабилитации и социализации умственно отсталых детей с двигательными нарушениями.
В начале учебного года в нашей школе проводится комплексное исследование учебно-познавательной деятельности, степени сформированности знаний, умений, навыков в объеме учебной программы по основным предметам, изучение сенсомоторных, двигательных, речевых особенностей и возможностей ребенка.
Также диагностический блок включает в себя упражнения и задания, с помощью которого можно зафиксировать актуальный уровень развития определенных психических функций ребенка, выявить зону его ближайшего развития.
Вся дальнейшая коррекционно-педагогическая работа направлена на последовательное развитие познавательной деятельности, на коррекцию нарушений высших психических функций, двигательных, речевых нарушений, воспитание устойчивых форм поведения и деятельности.
Необходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное церебральным параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет. Нужно относиться к ребенку с ДЦП с бесконечным терпением, с большим оптимизмом, верой и любовью.
Разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения и реализуется коррекционно-развивающая программа. Используется системный подход к коррекционно-педагогической работе с учетом двигательных, речевых и психических нарушений.
Общие направления коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с Плаксиным Никитой:
- формирование общеучебных (универсальных) умений и навыков;
-социально-личностное развитие (формирование необходимых жизненных компетенций);
- последовательное развитие познавательной деятельности и ее коррекция;
- коррекция нарушений высших психических функций;
- развитие речи и коррекция речевых нарушений;
- развитие мелкой моторики и координации движений;
- воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социальной адаптации;
Коррекционно-развивающие занятия имеют гибкую структуру, которая разработана с учетом возрастных особенностей и степени выраженности дефекта. В процессе занятия усвоение учебного материала параллельно формирует коммуникативные качества, обогащает эмоциональный опыт, активизирует мышление, формирует личностную ориентацию ребенка.
Во время занятий соблюдается охранительный режим:
- подбор комфортной позы для выполнения письменных и устных работ;
-
организация минутки отдыха с использованием релаксационных упражнений,
упражнений на укрепление опорно-двигательного аппарата, упражнений для глаз и
др.;
- регулирование степени утомляемости ребенка за счет планирования порядка
предъявления заданий по степени сложности;
-
выбор оптимального темпа работы в соответствии с личностными особенностями
ребенка;
- использование разнообразных дидактических, наглядных и игровых материалов.
Большую роль в реабилитации детей с ДЦП играет организация здоровьесберегающего процесса обучения, проведение коррекционно-оздоровительной работы. Планирую в дальнейшем изучить и начать применять следующие здоровьесберегающие технологии:
1.Кинезотерапия (лечение движением) - профилактика, коррекция речевых и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка при межполушарной дисфункции. Применяются упражнения на формирование зрительно-двигательных координаций, пространственных представлений, на развитие мелких движений рук.
2.Дыхательная гимнастика – действенный метод кинезотерапии,
нормализует нейродинамические процессы коры головного мозга, способствует постановке диафрагмально-речевого дыхания. Применяется дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, которая способствует насыщению организма кислородом, улучшает обменные процессы и психоэмоциональное состояние.
3. Сказкотерапия. Применяются на занятиях коррекционно-
развивающие упражнения по содержанию сказки, дидактические и развивающие игры. Сказкотерапия активизирует у детей с ДЦП зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие; развивает память, внимание, способствует; развитию речи; учит ребенка навыкам социокультурного пространства.
3. Коррекция зрения. Выполняем с детьми оздоровительный комплекс
упражнений – гимнастику для глаз: специальные упражнения для расслабления глаз, упражнения по профилактике близорукости.
На сегодняшний день из здоровьесберегающих технологий применяются:
Профилактический массаж. Во время минуток отдыха проводится
массаж рук колючими шариками, специальными мячами, шишками который способствует расслаблению гипертонуса, снятию повышенной возбудимости речевых центров.
Коррекционно-педагогическая деятельность также включает действия по формированию личности Никитки с опорой на его положительные качества, формированию социально значимых жизненных компетенций.
С целью развития коммуникативных умений и навыков,планирую в дальнейшем активно привлекать их(маму и сына) к участию на различных конкурсах, выставках.
С целью повышения эффективности коррекционной работы обращаю большое внимание на сотрудничество с родителями, включение их в коррекционно-образовательный процесс, веду консультативную дефектологическую поддержку в вопросах образования детей с ДЦП, поясняю суть заданий и упражнений и поясняю как и для чего выполнять домашние задания дефектолога.
В течение учебного года ведется динамическое наблюдение за развитием обучающегося. Проводится системный анализ личностного и познавательного развития, корректировка планирования коррекционно-развивающих занятий с учетом достижений обучающегося.
В результате системной, кропотливой коррекционно-развивающей работы планируется положительная динамика в формировании общеучебных умений и навыков, в развитии учебно-познавательной деятельности, речевых, двигательных функций ребенка.
Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога способствует успешной реабилитации, полноценному личностному развитию, в социальном становлении детей с двигательными нарушениями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.