Доклад: «Новые подходы в обучении»
В настоящее время в Казахстане идёт становление новой
системы образования, которое ставит своей целью ориентирование на вхождение в
мировое образовательное пространство. В Государственной программе развития
образования на 2011–2020 годы особое внимание уделено повышению статуса
педагога. Одним из наиболее ярких примеров в вопросе повышения статуса педагога
является начатое в республике коренное преобразование системы повышения
квалификации учителей. Проблема получения качественного образования всегда была
и будет актуальной. От того, какое образование получит человек, зависит
дальнейшая его жизнь. В XXI веке для учащегося недостаточно одного аттестата
зрелости, в котором отражены все предметы, изученные им за годы обучения в
стенах родной школы. Ему необходимо научиться мыслить критически, по новому
подходить к решению проблем, быть любознательным и творчески мыслящим,
обладающим логикой мышления, готовым к сотрудничеству, способным к
самовершенствованию и самореализации. Он должен стать профессионалом своего
дела, востребованным в любой современной сфере деятельности человека. Поэтому
задача школы – уделить пристальное внимание к проблемам воспитания, готовить
подрастающее поколение согласно требованиям времени. Настало время стать
учителем новой формата, образца. Научить ребёнка учиться – вот основная задача
современного учителя. Пришло время пересмотреть свои подходы к обучению. Моя
задача, как педагога, состоит не в передаче готовых знаний, а в вовлечении
учащихся в учебный процесс, развитию у них умению обучаться. Я хочу научить
своих учеников ставить перед собой цель и задачи обучения, научить их
исследовать проблему, консультировать друг друга, учиться вырaбaтывaть свою
точку зрения и отстаивать собственное мнение, вырaжaть свои мысли ясно,
уверенно и корректно по отношению к окружaющим.
Уже при планировании серии последовательных уроков я поняла, что модуль «Новые
подходы в преподавании и обучении» тесно переплетается с остальными модулями
Программы. Вследствие этого, я приняла решение тщательно изучить данный модуль
и применить его в серии последовательных уроков. Несмотря на то, что идеи,
рассматриваемые во всех семи модулях, по сути, являются новыми подходами в
преподавании и обучении, лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как
обучаться» позиционированы в Программе в статусе новых подходов (Руководство
для учителя, стр.116) Для моих учащихся, оказалась новой работа на флипчартах,
деление на группы и групповая работа. Анализируя традиционное проведение уроков,
я заметила, что у учащихся наблюдается тенденция к снижению мотивации к учебной
деятельности. Поэтому я поставила цель: повысить мотивацию учащихся к обучению
через внедрение модулей Программы, и особенно через новые подходы в
преподавании и обучении. Благодаря тому, что уроки были проведены в
разнообразной форме и были использованы различные методы, я старалась вызвать
интерес учащихся к предмету, и повысила уровень мотивации к учебному процессу.
В течение всех последующих уроков я проводила проверочную работу по пройденному
материалу в виде игровых форм работы. В игру включились всем классом, а
главное, что данный метод работы заинтересовал учащихся с низкой степенью
обучаемости. Примером этого является С.Н., который раньше во время уроков
старался молча отсиживаться и никогда не подключался к процессу обучения.
Теперь же он начал с каждым днём всё больше принимать участие в работе и решении
разнообразных задач урока. Объединяя детей в группы, я давала им задания в
игровой форме. Используя интерактивные игры, применила один из приёмов
критического мышления, в ходе которого учащиеся обсуждали алгоритм решения
задания, анализировали и успешно делали выводы. Данная дискуссия способствовала
развитию диалога. Я согласна с моделью обучения Л. Выготского, что знания
приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче
обучаются, когда имеют возможность общаться. И как показывают результаты
научных исследований, «диалог занимает центральное место на уроке (Программа,
стр.60) Научить учащихся вести диалог, умению общаться друг с другом – одна из
основных задач моей работы. Найти решение данной проблемы можно с помощью
поиска такой методики обучения диалогической речи, при которой желаемые
результаты достигались бы, а процесс обучения стал бы посильным, интересным и
увлекательным для всех детей. Прежде всего, я хотела увидеть на уроках все
стороны диалога, то есть его сильные и слабые стороны, барьеры и пути их
преодоления. И в процессе проведения уроков мне необходимо было вовлекать
учеников в диалог, но уметь при этом вести его. Я учила детей поддерживать
собеседника, задавать нужные вопросы, обращать внимание на сложность и в то же
время уместность вопросов. И, конечно же, давала возможность учащимся не только
высказаться, но и предоставлять аргументы, подтверждения своих высказываний и
мыслей. Совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
позволяет ученикам выражать своё понимание темы;
помогает им осознать, что у людей могут быть разные идеи;
содействует аргументированию ученикам своих идей;
помогает учителю понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего
обучения. (Руководство для учителя, стр. 155).
Ведь как написано в Руководстве для учителя, решение многих проблем урока,
таких как активизация познавательной и творческой деятельности школьников,
можно найти, используя модуль «Обучение тому, как учиться», который тесно
взаимосвязан с процессом «саморегулирования». В процессе «саморегуляции»
ученики развивают способность к пониманию, контролю и отслеживанию опыта
обучения посредством метапознания (Руководство для учителя, стр. 148,149).
Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного
решения. Основной особенностью этой технологии является то, что новые знания не
даются в готовом виде. Учащиеся моего класса в процессе самостоятельной
исследовательской деятельности добывали их самостоятельно. Лучше усваивается
тот материал, который нашли сами и выразили по - своему. Я лишь направляла эту
деятельность и в завершении подводила итог. На моих уроках ученики больше
думали, чаще говорили, активнее формируя мышление и речь. Они учились
отстаивать собственную позицию, проявляли инициативу и в результате
вырабатывали характер.
Также в планировании четырёх последовательных уроков я использовала метод
коллективного способа обучения. Данный метод дал возможность каждому ученику
развиваться определённым темпом в зависимости от способностей и потребностей,
при этом он становится субъектом образовательного процесса. При использовании
этого метода весь учебный процесс строился как поисковая, исследовательская
деятельность, в ходе которой происходил обмен мнениями, разворачивались
дискуссии. На начальных этапах урока предложила детям объединиться в группы,
используя для этого различные формы. Так как для учащихся это являлось новым,
они поначалу не понимали сути этого этапа, но после первого же урока с
увлечением, в игровой форме, делились на группы. Особенно им понравилось
деление в виде «названия фруктов». По их улыбающимся лицам было видно, что использование
такого подхода им очень нравится. Также мной был применён метод деления «Собери
пазлы», благодаря такому делению перед началом урока у детей начинает работать
познавательная активность. Уровень эмоционально - психологического состояния
детей повышался при выполнении таких моментов во время деления на группы и
результат виден в течение всего урока. На всех своих уроках я наблюдала за
работой групп: как происходило распределение обязанностей, насколько активно
дети включались в работу, как они вступали между собой в диалог и
контактировали друг с другом. На уроках с использованием новых форм и методов
обучения все учащиеся чувствовали себя свободно, и это позволяло им работать на
более высоком уровне. Они самостоятельно оформляли работы, в игровой форме справлялись
со всеми заданиями. Я думаю, что внедряя в уроки модуль «Новые подходы в
преподавании и обучении» учащиеся повышают свой уровень самообразованности.
Данный модуль ставит задачу перед учителем привить учащимся стремление к
познанию нового и научить их к самостоятельной деятельности. Как утверждал Брюс
Ли: «Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик
должен открыть для себя сам. Хороший учитель — лишь катализатор»
Я также могу говорить и о крупных планах и перспективах моей педагогической
деятельности, которые важны и необходимы как для меня, так и для моих учащихся:
• развивать приёмы саморегуляции, что является основополагающим в успешной и
эффективной учебной деятельности;
• мне, как учителю, отходить от авторитарного стиля ведения урока и
приближаться к статусу консультирующего и направляющего работу детей взрослого
товарища;
• эффективнее и результативнее внедрять в повседневную практику работы семь
модулей Программы;
• продолжить наблюдение за так называемыми «слабыми», «средними» и «сильными»
учениками моего класса с целью выработки рекомендаций для повышения их
саморегуляции, самооценки, самоуважения.
Я думаю, что современное обучение детей должно быть естественным и доступным.
Применяя в работе данные приёмы и методы, я старалась создать на уроке
благоприятную атмосферу сотрудничества, укрепить уверенность учащихся в себе,
их самооценку, развивать логическое мышление и познавательную активность.
Используемая литература:
1. Руководство для учителя, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
2. Интернет ресурсы http://www.dslib.net/teoria-vospitania/gorbich.html
3. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики
Казахстан, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.