Департамент Смоленской области по образованию и науке
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Ярцевский индустриальный техникум»
Единая методическая тема:
«Совершенствование качества профессиональной подготовки обучающихся, условиях эффективной реализации ФГОС.
Внедрение требований профессиональных стандартов и стандартов
WorldSkills»
Тема самообразования:
«Инновационный подход в обучении иностранному языку»
Клюшина К.А.,
преподаватель иностранного языка
Ярцево, 2022 год.
Доклад №1.
«Педагогические основы инновационного подхода.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей процесса обучения становится личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и обучающегося. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые, инновационные подходы к организации процесса обучения.
Именно инновации (нововведения) являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу - это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечении.
Так, например, под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:
1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)
- создание профильных классов;
- игровые методики (викторины, диспуты). 2. Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):
- метод проектов,
- создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы). - индивидуальные образовательные траектории;
3. Представление и передача содержания образования
- опорные сигналы;
- организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;
- создание компьютеризированных курсов;
- метод погружения;
- выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования; - программное обучение;
- проблемное обучение;
- организация исследовательской деятельности с получением новых для учащихся знаний.
4. Методы оценивания образовательного результата:
- расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения); - рейтинговая оценка;
- создание портфолио.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, свое творчество. Важно активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.
Студенты могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет - ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам . Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации ( т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии, в частности Интернет. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.
В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.
Доклад №2
«Приложения, которые проходят апробацию на учебных занятиях, согласно инновационному подходу»
1. Инновационный подход в обучении и отработки лексики через приложения на смарт-устройствах.
Это работа с приложениями на мобильных устройствах через "Google Play Market". Это помогает наладить межличностную и педагогическую связь со студентами. Молодежь в настоящее время сильно зависима от "гаджетов", поэтому имеет смысл обратить эту "зависимость" в положительную сторону образовательному процессу и принести от этого пользу. Имеются интересные приложения: "Words - английские слова", "ПОЛИГЛОТ по английскому языку", "SIMPLER". Эти приложения занимаются отработкой и пополнением словарного запаса английских слов по различным темам и построением английской речи и отдельных предложений самостоятельно обучающимся.
Приложение "Words - английские слова" - это программа, которая разбита на лексические конструкции и разделы по различным общественным сферам. В данной системе представлены разнообразные игровые задания, за которые начисляются баллы. Студент учит и запоминает новые слова по тематической направленности: фрукты, одежда, общество, человек и строение тело, наука и техника, животные и природа и так далее.
Приложение "ПОЛИГЛОТ по английскому языку" также занимается актуализацией словарного запаса обучающихся. Здесь представлены уроки, которые задаются программой студенту и требует введения цифрового ответа. Такой процесс помогает обучающемуся в любое время, не только на занятиях, но и вне образовательного учреждения заниматься развитием своей речи и усовершенствованием её.
Приложение "SIMPLER" - это игровая программа. За бонусы и баллы предлагаются лингвистические упражнения, которые не только дают возможность узнать что-то новое об изучаемом языке, но и повторить пройденное.
Таким образом, самая главная задача приложений - это запомнить английские слова и развить речевые навыки в обход традиционной зубрежке. Система привлекательна, легка в выполнении и освоении, интересна для молодого поколения студентов. В этом и состоит суть образовательной инновации: с одной стороны студент использует смартфон, и в тоже время это работа на пользу преподавателю и образовательному процессу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.