Научная школа Евгении Васильевны Бондаревской
Оценка 4.6

Научная школа Евгении Васильевны Бондаревской

Оценка 4.6
Исследовательские работы +2
pdf
воспитание +2
14.10.2022
Научная школа Евгении Васильевны Бондаревской
Научная школа Евгении Васильевны Бондаревской
Статья Головкина М..pdf

Головкина Мария Валериевна

«Южный Федеральный Университет» Академия психологии и педагогики

(г. Ростов-на-Дону)

Научная школа Евгении Васильевны Бондаревской

 

Аннотация

В данной статье мы рассматриваем способы формирования познавательной деятельности учащихся в рамках личностно-ориентированного подхода на основе анализа трудов научной школы Е. В. Бондаревской. Личностноориентированное образование направлено на воспитание человека культуры и обеспечивает его развитие как гражданина, нравственной личности и творческой индивидуальности. Образование рассматривается как среда, в которой происходит становление и развитие личности человека.

 

Ключевые слова: образование, личностно-ориентированное образование,  воспитание, концепция воспитания Е.В. Бондаревской, личность, человек культуры

 

Abstract

In this article, we consider the ways of forming the cognitive activity of students in the framework of a personality-oriented approach based on the analysis of the works of the scientific school of E. V. Bondarevskaya. Personality-oriented education is aimed at educating a person of culture and ensures his development as a citizen, moral personality and creative individuality. Education is considered as an environment in which the formation and development of a person's personality takes place.

 

Key words: education, personality-oriented education, upbringing, concept of upbringing by E. V. Bondarevskaya, personality, person of culture

 

 

Евгения Васильевна Бондаревская вложила огромный вклад в развитие научно - педагогическую деятельность. Благодаря ее трудам роль образования поднялась на новый просветительский уровень. Ее ориентированный принцип работы с учениками позволил найти наилучший подход к студентам. Как учитель и наставник она выпустила великолепно обученных учеников, которые благодаря ее тактичности и компетентности продолжают нести в мир ориентированность на науку и любовь к своему предмету и учащимся детям. 

 

Евгения Васильевна это педагог и ученый. Она посвятила всю свою жизнь любимому делу. Именно поэтому в наше время так много ее последователей. 

Евгения Васильевна родилась в Ростове – на – Дону. Начала работать в Педагогическом институте с 1958 года. Она прошла полный профессиональный путь от должности ассистента к старшему научному сотруднику и впоследствии в 1977 года к профессору кафедры педагогики. В процессе работы Бондаревская не только учила студентов, но и сама всегда работала над собой и всегда познавала новое в науке и педагогике. Благодаря ее живому интересу к познаниям она все время была в движении. Она защитила кандидатскую и докторскую диссертации. В 1992 году – была избрана членом-корреспондентом, а в 2001 году – действительным членом Российской академии образования. Евгения Васильевна опубликовала более 350 научно - педагогических работ, подготовила более 100 кандидатов и 36 докторов педагогических наук. 

 

Научная школа Е.В. Бондаревской возникла на кафедре педагогики в 70-х гг. XX в., когда ею и ее учениками проводились исследования по проблемам нравственного воспитания учащихся, в основу которых была положена идея Л.C. Рубинштейна о внутренней обусловленности поведения личности. Деятельность школы была направлена на разработку теории и практики личностно – ориентированного образования культурологического типа, фундаментальным ядром которой является воспитание гражданина, человека культуры и нравственности.

 

Кафедра педагогики РГПУ всегда отличалась тесной связью теории с практикой. Кафедра была известна не только в нашей стране, но и среди ученых-педагогов за рубежом. На всех этапах своего развития научная школа Е.В. Бондаревской сотрудничала со школами, учителями, руководителями образования. Фундаментальные исследования всегда сочетались с практической направленностью. Теория обеспечивала процессы реформирования образования, поддерживала инновационные процессы. Ученые вели широкую опытно-экспериментальную работу. В последние годы научная школа Бондаревской обосновывала концепцию единого образовательного пространства Северного Кавказа, исследовала основы мигрантской педагогики и поликультурного образования, то есть реагировала на самые острые проблемы социально-педагогической защиты и поддержки детства. 

 

Кафедра Евгении Васильевны оказала огромное влияние на образование в Южном регионе. Руководители и учителя школы поддержали инновационное развитие  в образовании. Основа  педагогической культуры содержала благоприятную психологическую обстановку, атмосферу. "Теория и

практика личностно-ориентированного образования" - последняя по времени монография Е.В. Бондаревской - это научное осмысление происходящих в школе процессов. Формируется новая педагогическая культура, которая вступает в противоречие с традиционным образованием. Раньше главным постулатом было "Ты должен", теперь - "Ты можешь". Система должна адаптироваться к ученику, а не наоборот. Жизненная проблема ребенка - главное для школы. Если она помогает ему решить эту проблему - эта школа личностно-ориентированная. Школа как теплый дом, откуда дети сами не хотят уходить. Но борьба инновационных и консервативных, сдерживающих тенденций в системе образования не ослабела. Хуже: сейчас возрождаются административные формы управления, контроля, сверху насаждаются стандарты. Научная школа Бондаревской противостоит возврату к тоталитарным методам в педагогике, ограничению учителя жесткой идеологической парадигмой. Чтобы проявился педагогический талант студентов, при подготовке будущих учителей Евгения Васильевна тоже ставит на первое место сотрудничество, понимающее управление, поддержку, диалог. Цель - включить внутренний механизм саморазвития, самообразования, самореализации, самоактуализации. Центральный момент - воспитание человека культуры. Не только в элитарной, но и в массовой общеобразовательной школе сегодня происходят процессы гуманитаризации и гуманизации. 

 

В научной школе Е.В. Бондаревской утверждается понимание процесса раскрытия, развития и педагогической поддержки моральных возможностей и моральных способностей человека, исследуются внутренние механизмы нравственной саморегуляции поведения, всесторонне изучается роль индивидуального нравственного сознания и его личностных структур в нравственном саморазвитии, разрабатываются критерии и показатели нравственной воспитанности, в основу которых кладется способность человека осуществлять сознательный нравственный выбор. На основе гуманно - личностного подхода разрабатывается теория личностно ориентированного образования культурологического типа, ядром которой является воспитание гражданина, человека культуры и нравственности. Эта теория строится на основе возрождения российской культурнопедагогической традиции, где воспитанию всегда придавалось значение вопросов жизни, а его содержание рассматривалось как возвышение человека к идеалу духовности, возвращения образования в контекст культуры, оптимального сочетания в нем интересов личности, общества и государства при безусловном приоритете интересов личности, использования аксиологического, феноменологического и синергетического подходов в исследовании сущности, содержания и стратегий личностно ориентированного образования. 

 

Личностно-ориентированное образование это когда происходит развитие уникальности и неповторимости личности ребенка. Когда познавательная деятельность расширена для свободного выбора учеников, когда самообучение используется для заинтересованности обучающихся. 

 

Бондаревская определяет процесс воспитания как педагогическую помощь ребенку. Главная задача помочь ребенку реализовать себя через нравственные и культурные, социальные традиции. Для того чтобы ребенок смог проявить себя ему нужно пространство и свобода выбора. Воспитательный процесс это работа по осмыслению своих поступков, осмыслению себя в социуме, процесс выращивания осознанного отношения личности к окружающему миру. В это время формируется личностный образ, формируются установки, взгляды на жизнь. И задача педагога помочь и поддержать ребенка в сложные жизненные ситуации. Школа должна быть тем местом, где ребенок получит не только государственное (частное) образование, но и обретет ясное мировоззрение, познает нравственность поступков и будет верен своим осознанным вразумительным действиям. 

В современном мире родители (попечители) не всегда могут найти общий язык со своим ребенком, не всегда могут быть примером для подражания, не всегда способны передать жизненный опыт. И в данный момент школа выступает как первый социальный общеобразовательный ресурс, в котором учителя каждый день вступают в контакт с детьми. Именно в школу ученики должны хотеть ходить, хотеть получать знания и становиться лучше.       Миссия личностно-ориентированной школы - нести в массы гуманистическое воспитание, направлять ребенка в общечеловеческую культуру, придавать образованию личностный смысл, создавать условия для личностного роста детей. Начало было положено культурными кодами, нравственным воспитанием и художественно - творческой деятельностью на основе вовлечения в интерактивный процесс познания истории культуры и искусства.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.     Бондаревская Е.В. Изучение духовно-нравственной культуры как проблемное поле воспитания культурной и гражданской идентичности учащихся / Е. В. Бондаревская // Воспитание духовности и любви к Отечеству: наука, образование, культура, религия. – Петрозаводск:

Карелия, 2010. – С. 13–16.

2.     Бондаревская Е.В. Концепция и опережающая стратегия системной модернизации педагогического образования в Федеральном университете / Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону, 2015 г. – 216 с.

3.     Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону : Булат, 2000. - 351 с.; 21 см. - (Педагогика нового времени).; ISBN 5-86340-090-0 4. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания [Электронный ресурс]: электрон.

данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 14 ноября 2007. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=

1195049739&archive=1195938639&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 01.02.2021.

5. Научно-педагогическая школа Юга России академика РАО Е.В.

Бондаревской. сборник статей ; Южный федеральный университет. –

Ростов-на-дону : Издательство Южного федерального университета,

2016 – 344 с. ISBN 978-5-9275-1971-2

 

 

Головкина Мария Валериевна «Южный

Головкина Мария Валериевна «Южный

Как учитель и наставник она выпустила великолепно обученных учеников, которые благодаря ее тактичности и компетентности продолжают нести в мир ориентированность на науку и любовь к…

Как учитель и наставник она выпустила великолепно обученных учеников, которые благодаря ее тактичности и компетентности продолжают нести в мир ориентированность на науку и любовь к…

Кафедра Евгении Васильевны оказала огромное влияние на образование в

Кафедра Евгении Васильевны оказала огромное влияние на образование в

Личностно-ориентированное образование это когда происходит развитие уникальности и неповторимости личности ребенка

Личностно-ориентированное образование это когда происходит развитие уникальности и неповторимости личности ребенка

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2022