Кейс-технологии на уроках информатики
Оценка 4.8

Кейс-технологии на уроках информатики

Оценка 4.8
Руководства для учителя
pdf
информатика +1
02.03.2023
Кейс-технологии на уроках информатики
Кейс-технология предоставляет больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
Кейс-технологии_Какора МН.pdf

Мария Николаевна Какора, 

учитель информатики, муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения гимназии №2, 

г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область, РФ.

 

Кейс-технологии на уроках информатики

Кейс-технология относится к интерактивным методам обучения и представляет собой группу образовательных технологий, методов и приемов, основанных на решении конкретных проблем, задач. Это позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ: 

Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. 

Преодолевается «сухость» и не эмоциональность в изучении сложных вопросов. 

Обучающиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью. 

У детей развивается умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение, слушать и понимать других людей, работать в команде. 

Кейс-технология предоставляет больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие. 

Достоинством кейс-технологии является ее гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников. 

Работа с кейсом, в котором содержится разнообразная информация, в том числе и противоречивая, позволяет развивать универсальные учебные действия учащихся, обозначенные требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Отличия кейс-технологии от традиционных методов обучения

Традиционные методы обучения

Кейс-технология

Ориентированы на изучение чеголибо, то есть предназначены для передачи определенного набора знаний

Ориентирована на учение чему-либо, то есть предназначена для развития у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы

Упор делают на анализ причинно-следственных связей

Предполагает            созидание,     творческий    подход             со стороны учащихся

Важен только конечный результат

Важен сам процесс получения знаний

Учитель - ментор, наставник

Учитель - наблюдатель, слушатель

Кейс-технология работает за счет ориентации учебных целей на обучение через конкретные, практические проблемы, с которыми сталкиваются и которые решают специалисты очень многих сфер деятельности. Использование кейстехнологии не ограничивается только обучением, но и активно используется как исследовательская методика.

Методы кейс-технологии

Кейс-метод можно представить в как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейсметоде свои роли. 

      Метод, интегрированный в кейс-метод (характеристика его роли в кейсметоде- моделирование, построение модели ситуации). 

      Системный анализ (системное представление и анализ ситуации). 

      Мысленный эксперимент (способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования). 

      Методы описания (создание описание ситуации). 

      Проблемный метод (представление проблемы, лежащей в основе ситуации). 

      Метод классификации (создание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуации). 

      Игровые методы (представление вариантов поведения героев ситуации). 

      «Мозговая атака» (генерирование идей относительно ситуации). 

      Дискуссия (обмен взглядов по поводу проблемы и пути её решения). 

Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста, и включает в себя следующие этапы: 

      индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 

      работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 

      презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

 

Примеры кейс-метода на уроках информатики

Тема: «Текстовый редактор». Вставка символов, которых нет на клавиатуре.

Цель: систематизировать и усовершенствовать умение работать с текстовым редактором, вставлять символы, которых нет на клавиатуре. 

Описание ситуации: работник типографии должен набрать текст статьи, содержащей много символов, которых нет на клавиатуре. Использование таблицы, которая содержится в офисных программах и предназначена для вставки символов, отсутствующих на клавиатуре, требует определённых временных затрат на поиск нужного символа. Что нужно сделать работнику типографии, чтобы быстро вставить в текст такие символы, как тире, среднее тире, плюс, минус, параграф и знак умножения? 

Вопрос кейса: Какая специальная таблица предусмотрена в офисных программах для вставки символов, отсутствующих на клавиатуре? Можно ли символы в Word вставить, используя кодировку Unicode? В каких текстовых редакторах возможно использовать кодировку Unicode?

Тема: «Создание диаграмм в табличном процессоре MS Excel». 

Цель: систематизировать знания вводить данные в электронные таблицы; совершенствовать умение работать с функциями; формировать навыки выбора и построения диаграмм по заданным данным; развивать навыки поиска решения проблем. 

Описание ситуации: вашим заданием было в течение одной недели измерять и записать температуру воздуха. Итак, вам нужно выступить в роли метеорологов и, используя табличный процессор, создать таблицу с температурными режимами, которые вы фиксировали. На основе данных таблицы построить диаграмму, определить самый тёплый день, самый холодный день и среднюю температуру недели. 

Вопрос кейса: Какие функции используют для нахождения максимального или минимального значения? Каким способом можно создать диаграмму к данным числовым значениям? Будет ли каждая диаграмма отображать температурный режим воздуха?

 

Заключение

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейстехнологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения данной технологии обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс -технологий, их подготовки и проведения.

Подводя итог использования кейс-технологии в обучении, необходимо отметить, что данный метод способствует активизации и развитию познавательных возможностей и творческих способностей, обучающихся на уроках информатики.

Мария Николаевна Какора, учитель информатики, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №2, г

Мария Николаевна Какора, учитель информатики, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №2, г

Работа с кейсом, в котором содержится разнообразная информация, в том числе и противоречивая, позволяет развивать универсальные учебные действия учащихся, обозначенные требованиями

Работа с кейсом, в котором содержится разнообразная информация, в том числе и противоречивая, позволяет развивать универсальные учебные действия учащихся, обозначенные требованиями

Метод, интегрированный в кейс-метод (характеристика его роли в кейсметоде- моделирование, построение модели ситуации)

Метод, интегрированный в кейс-метод (характеристика его роли в кейсметоде- моделирование, построение модели ситуации)

Примеры кейс-метода на уроках информатики

Примеры кейс-метода на уроках информатики

На основе данных таблицы построить диаграмму, определить самый тёплый день, самый холодный день и среднюю температуру недели

На основе данных таблицы построить диаграмму, определить самый тёплый день, самый холодный день и среднюю температуру недели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2023