Мария Николаевна Какора,
учитель информатики, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №2,
г. Сургут, ХМАО-Югра, Тюменская область, РФ.
Кейс-технология относится к интерактивным методам обучения и представляет собой группу образовательных технологий, методов и приемов, основанных на решении конкретных проблем, задач. Это позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.
Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:
Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.
Преодолевается «сухость» и не эмоциональность в изучении сложных вопросов.
Обучающиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.
У детей развивается умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение, слушать и понимать других людей, работать в команде.
Кейс-технология предоставляет больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.
Достоинством кейс-технологии является ее гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у учителя и учеников.
Работа с кейсом, в котором содержится разнообразная информация, в том числе и противоречивая, позволяет развивать универсальные учебные действия учащихся, обозначенные требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Традиционные методы обучения |
Кейс-технология |
Ориентированы на изучение чеголибо, то есть предназначены для передачи определенного набора знаний |
Ориентирована на учение чему-либо, то есть предназначена для развития у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы |
Упор делают на анализ причинно-следственных связей |
Предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся |
Важен только конечный результат |
Важен сам процесс получения знаний |
Учитель - ментор, наставник |
Учитель - наблюдатель, слушатель |
Кейс-технология работает за счет ориентации учебных целей на обучение через конкретные, практические проблемы, с которыми сталкиваются и которые решают специалисты очень многих сфер деятельности. Использование кейстехнологии не ограничивается только обучением, но и активно используется как исследовательская методика.
Кейс-метод можно представить в как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейсметоде свои роли.
• Метод, интегрированный в кейс-метод (характеристика его роли в кейсметоде- моделирование, построение модели ситуации).
• Системный анализ (системное представление и анализ ситуации).
• Мысленный эксперимент (способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования).
• Методы описания (создание описание ситуации).
• Проблемный метод (представление проблемы, лежащей в основе ситуации).
• Метод классификации (создание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуации).
• Игровые методы (представление вариантов поведения героев ситуации).
• «Мозговая атака» (генерирование идей относительно ситуации).
• Дискуссия (обмен взглядов по поводу проблемы и пути её решения).
Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста, и включает в себя следующие этапы:
• индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
• работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
• презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Тема: «Текстовый редактор». Вставка символов, которых нет на клавиатуре.
Цель: систематизировать и усовершенствовать умение работать с текстовым редактором, вставлять символы, которых нет на клавиатуре.
Описание ситуации: работник типографии должен набрать текст статьи, содержащей много символов, которых нет на клавиатуре. Использование таблицы, которая содержится в офисных программах и предназначена для вставки символов, отсутствующих на клавиатуре, требует определённых временных затрат на поиск нужного символа. Что нужно сделать работнику типографии, чтобы быстро вставить в текст такие символы, как тире, среднее тире, плюс, минус, параграф и знак умножения?
Вопрос кейса: Какая специальная таблица предусмотрена в офисных программах для вставки символов, отсутствующих на клавиатуре? Можно ли символы в Word вставить, используя кодировку Unicode? В каких текстовых редакторах возможно использовать кодировку Unicode?
Тема: «Создание диаграмм в табличном процессоре MS Excel».
Цель: систематизировать знания вводить данные в электронные таблицы; совершенствовать умение работать с функциями; формировать навыки выбора и построения диаграмм по заданным данным; развивать навыки поиска решения проблем.
Описание ситуации: вашим заданием было в течение одной недели измерять и записать температуру воздуха. Итак, вам нужно выступить в роли метеорологов и, используя табличный процессор, создать таблицу с температурными режимами, которые вы фиксировали. На основе данных таблицы построить диаграмму, определить самый тёплый день, самый холодный день и среднюю температуру недели.
Вопрос кейса: Какие функции используют для нахождения максимального или минимального значения? Каким способом можно создать диаграмму к данным числовым значениям? Будет ли каждая диаграмма отображать температурный режим воздуха?
Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейстехнологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения данной технологии обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс -технологий, их подготовки и проведения.
Подводя итог использования кейс-технологии в обучении, необходимо отметить, что данный метод способствует активизации и развитию познавательных возможностей и творческих способностей, обучающихся на уроках информатики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.