Логоритмические игры и упражнения дома
Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкальноритмического и физического воспитания.
Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов логопедической работы по развития речи ребенка.
Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. В результате сочетания слова, музыки и движения дети становятся более раскрепощенными, эмоциональными.
Все выше перечисленное совершенствует умственные процессы ребенка.
Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребѐнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.
Стихотворения (речевые упражнения) необходимо проговаривать так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
|
«Оладушки» Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки) Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! ( круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево) Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки) Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп ! Лады - лады, ладушки, горячи оладушки ! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки.) |

Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! ( топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям) Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
Надувают шарик быстро, (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)
Он становится большой (медленно развести руки в стороны)
Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)
Воздух вышел, (подуть на ладони)
Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)
|
«Хвостатый-хитроватый» - Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши) Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук) -Тс-с-с! (приложить пальчик к губам) - Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладорши) Это ты в траве шуршишь? - ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам) - Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши) Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком) - У- ку- шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев). |
|
«Козлики» |
Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь)
|
Вот козлик рогатый. (указательный палец и мизинец выставить вперед) На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед) Упрямцу с упрямцем опасно встречаться, И козлики наши стали бодаться. (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз.) Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест - накрест) И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).
|
|
«Правая и левая» Эта ручка – правая! |
|
|
Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями вверх) Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки) Будет сильной правая! |
|
Мой пальчик – непоседа,
Быстрее шевелись! (поочередно трогать каждый пальчик)
А если вдруг устанешь, скорей сюда садись! (дотянуться каким-либо пальчиком до носика, ушка, животика, ножки …)
|
«Дождик» Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах) Вышел дождик погулять! (марш) Шел неспешно по привычке. А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами) Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы) «По газону не ходить!» (отрицание – головой) |
|
|
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на выдохе) И ушел. Газон засох. (присесть) |
|

Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и левой руки поочередно)
Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)
Шел по берегу петух, (идут на месте, поднимая высоко ноги, руки за спиной)
Поскользнулся, в речку – бух! (круговые движения руками, затем приседают)
Будет знать петух, что впредь (медленно поднимаются грозя пальчиком)
Надо под ноги смотреть! (наклоны вперед)
|
«Игровой самомассаж» Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги) Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну Затем руки я помою, («моют») Пальчик в пальчик я вложу («замок») На замочек их закрою и тепло поберегу… Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (пальцы расцепить и перебирать ими) |
Упражнения на развитие музыкального ритма и темпа
|
1. Передача мяча на каждую сильную долю такта. Музыка «Итальянская полька» С.Рахманинов. 2. Ходьба под музыку, если темп ускоряется, ребенок/дети идут быстрее или бегут, и наоборот. 3. Взрослый прохлопывает ритм, а ребенок/дети должны его повторить. 4. Чтобы долго дом стоял, (дети сидят на полу скрестив ноги). |
|
|
Чтобы прочным был он, Надо аккуратно Надо аккуратно Забить гвозди в доски. Справа тук! (Ударяют справа от себя) Слева тук! (Ударяют слева от себя) Вперед тук, тук, тук! (Обоими кулаками стучат перед собой). |
|
5. Ребенок сам отстукивает любой ритм, а другие дети/взрослые его
повторяют.
|
"Дирижеры" Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух. Материал. "Дирижерские" палочки (по количеству детей). Описание. Взрослый произносит серии звуков, слогов и фразы с |
|
|
|
понижением основного тона. Дети при повторном их воспроизведении педагогом дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз. |
"Кто хозяин?"
Цель. Формировать навыки восприятия текста.
У Миши и Сени жила собака. Ее звали
Дружок.
Мальчики подобрали Дружка с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Дружок
выздоровел. Кто хозяин Дружка? Миша и Сеня каждый
день говорили об этом.Однажды они гуляли в лесу. Дружок бежал впереди.
Вдруг на Дружка напали овчарки. Миша закричал и залез на дерево. А Сеня не
убежал: он взял палку и защитил Дружка. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Миша
теперь не спорил, кто хозяин Дружка. (По В. Осеевой.)
"Точка"
Цель. Знакомство со знаком препинания - точкой, закрепление навыков восприятия понижения основного тона.
Материал. Листы бумаги в клетку, фломастеры - по количеству детей.
Описание. Взрослый объясняет детям, что на письме в конце предложений, в которых о чем-то сообщается, ставится точка. Затем показывает карточку с изображением точки. При этом можно продекламировать: "Фразу следует кончать, если точка рядом. Точку надо уважать, точку слушать надо" (С. Маршак).
Затем детям зачитывают различные тексты и дают задание поставить
на листе бумаги столько точек, сколько повествовательных предложений они отметили.
|
"Волшебная линия" Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух. Описание. Взрослый произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним рисуют в воздухе стрелку, символизирующую повышение основного тона. |
|
"Восклицательный знак" Цель. Закреплять навыки восприятия повышения основного тона, знакомить с восклицательным знаком. Материал. Карточки с изображением восклицательного знака - по количеству детей.
Чудак - восклицательный знак! Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: "Ура! Долой! Караул! Разбой!" Затем взрослый произносит текст, а дети, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки. "На опушке". Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. Хороши ромашки! |
|
"Лесенка" Цель. Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса. Материал. Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками, фишки - по количеству детей. Описание. Взрослый произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики). |
"Вопросы"
Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом
мелодического рисунка.
Описание. Взрослый произносит вопросительные предложения, а дети, дирижируя рукой, показывают повышение мелодики на вопросительном слове и ее понижение к концу предложения.
|
"Просьба" Цель. Формировать навыки восприятия |
|
|
|
|
"Кулики". - Кто там бродит у реки? - Это наши кулики. - А чего они хотят? - Накормить своих ребят. - Где ребята? - На песочке. - Сколько их? - Сынок и дочка. У сынка на горлышке Все промокли перышки, От того, что, не спросясь, Сунул клювик прямо в грязь...- |
|
"Позовем вместе" Цель. Формировать навыки восприятия фраз с переломом мелодического рисунка. |
|
|
Описание. Взрослый произносит фразы со "звательной" интонацией. Дети в воздухе рукой "рисуют" повышение основного тона в начале и понижение к концу фразы. |
|

фраз с переломом мелодического рисунка, узнавания предложении,
выражающих просьбу, совет, приказ.
Описание. Взрослый произносит текст, а ребенок внимательно вслушивается. При повторном воспроизведении текста взрослым ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит предложение, содержащее просьбу, совет или приказ.
|
"Просчитался" Жил в своем логове волк. Жилище свое он не чинил и не чистил. Оно было грязное и ветхое. Проходил мимо волчьего логова слон. Едва задел за крышу, она и покосилась. - Дружище, прости меня, пожалуйста! -сказал слон. - Я нечаянно, и сейчас починю. Слон взял молоток и гвозди и починил крышу. Стала крыша еще крепче, чем была. А волк подумал, что слон его боится, и решил заставить сделать себе новый дом. - Стой! - закричал волк. - Ты что же, думаешь так легко отделаться?! Изволь построить мне новый дом! Да поживее, а то я тебя проучу. Ничего не ответил слон. Он схватил волка хоботом и швырнул в яму. А потом взял и сел на волчий дом. - Вот тебе новый дом! - сказал слон и ушел. - Ничего не понимаю, - удивился волк. -То у меня прощения просил, а потом так жестоко поступил... - Дурачина ты! - прокаркал ворон. - Не видишь разницы между трусостью и воспитанием. (По С. Михалкову.) |
|
|
|
"Лиса и собаки".
|
Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес. Собаки ее догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит: - Ушки, ушки, что вы делали? - Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали. - Ножки, ножки, что вы делали? - Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали. - Глазки, глазки, что вы делали? - Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели. - А ты, хвост, что делал? - Я по пням, по кустам цеплялся. -А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост. Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост. (Л. Толстой.) |
Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа
|
"Карусели" Цель. Учить соотносить темп речи и движений с темпом музыки. Материал. Длинный шнур, концы которого связаны так, что получился круг; фонограмма "Лошадки" (муз. М. Раухвергера). Описание. Дети, держась одной рукой за шнур, начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения: |
|
|
|
Еле, еле, еле, еле (в медленном темпе) Завертелись карусели (в умеренном темпе), А потом кругом, кругом (в быстром темпе), Все бегом, бегом, бегом (бег). |
|
"Курочка и цыплята" Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи. Описание. Дети сидят на стульях полукругом. Слушая отрывок скороговорки, произносимой взрослым в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони |
другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром
|
темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки". Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, (медленный темп) А за ней ребята - Желтые цыплята (быстрый темп). |
|
"Барабанщик" Цель. Побуждать детей движениями воспроизводить темп, задаваемый педагогом в речи. Материал. "Барабанчики" - осязательные "коврики" размером 18x25 см (размер не имеет принципиального значения, главное, чтобы на коврике умещались обе руки ребенка), выполненные из разных материалов: отрезка коврового покрытия, пластиковой доски, бархатной бумаги. Описание. Взрослый произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от быстрого к медленному и наоборот), дети на своих "барабанчиках" отстукивают ладонями заданный темп. После одного-двух |
|
|
повторений взрослый предлагает каждому ребенку коврик из другого материала. Левой, правой! Левой, правой! На парад идет отряд. На парад идет отряд. Барабанщик очень рад: Барабанит, барабанит Полтора часа подряд. Левой, правой! Левой, правой! Барабан уже дырявый. |
|
|
"Осенние листочки" Цель. Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно"). Материал. Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки. Описание. Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение. Листопад, листопад, |
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
|
Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит, осень - не весна. Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется. |
|
"Язычки-дразнилки" Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом). Материал. Игрушки свистки, дудочки или бубны - индивидуально на каждого ребенка. Описание. Взрослый произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та-та-та-та-та-Та-та-та-Та-та-та-та-та- |
|
|
|
Та-та-Та... Дети, выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в свисток, дудочку или ударить в бубен. |
|
|
"Узоры" Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой. |
|
Материал. Детская мозаика - на каждого ребенка. Описание. 1-й вариант. Взрослый и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм. |
|
Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент
ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.
2-й вариант. Взрослый передает ритм, произнося серии слогов, и просит детей в соответствии с этим разместить детали мозаики.
|
"Кто боится прививки?" Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы. Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных. Описание. Предметные картинки выкладывают перед детьми. Взрослый произносит |
|
|
фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу взрослого определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?" |
|
|
"Угадай-ка" Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса. Описание. Взрослый произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы. |
|
"Слушай, думай, называй" Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения. Описание. Взрослый произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто). |
|
«Назови ласково» Цель. Закреплять умение передавать интонации завершѐнности в экспрессивной речи. |
мелодику |
Игры-упражнения для
второго этапа работы
Детям предлагается повторить за взрослым фразу с интонацией
завершѐнности, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фразаобразец: «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».
|
«Что с чем?» Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершѐнности в экспрессивной речи. Материал. Любые предметы быта (ключ, лейка, тарелка и др.). Взрослый предлагает детям найти то, из чего едят суп, из чего поливают цветы, и т.д. Вызванный ребѐнок выбирает нужный предмет и отвечает полным предложением: «Суп едят из тарелки», «Цветы поливают из лейки». |
|
«Почемучки» Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации вопроса в |
|
|
|
экспрессивной речи. Материал. Сюжетные картинки. Взрослый говорит детям, что сегодня они будут «почемучками» - будут задавать вопросы, а он - отвечать на них. Вопросы дети формулируют по сюжетным картинкам, которые выставляются на доске. Например: «Почему люди берут зонты?», «Почему летом не катаются на лыжах?» и др. |
|
|
«Письма-загадки» Цель. Закреплять |
умение передавать |
|
|
мелодику интонац |
ии вопроса в экспрессивной |
|
|
речи. Материал |
. Набор карточек, на которых с |
|
|
помощью рисунков, |
заменяющих имена |
|
существительные, и стрелок, заменяющих глаголы, зашифрованы фразы. На каждой карточке зашифрована одна или две фразы, символы следуют; один за другим, как слова в предложении. Взрослый просит прочитать зашифрованное письмо и предъявляет детям одну карточку. Сначала показывает первый символ (существительноерисунок), при этом остальные символы прикрыты плотной бумагой. |
||
|
«Просьба» Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи. По образцу взрослого дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д. |
|
«Медвежата» |
|
|
Цель. Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса. Материал. Три маски медведей. Два ребѐнка играют роли медвежат, один - медведицы. Медвежата высоким голосом просят у мамы: «Маммѐдунамм, маммолокабынамм». Медведица отвечает низким голосом: «Вотявамм, всѐмаловамм!» Медвежата отбегают и пропевают свою просьбу низким голосом, медведица грозит им лапой и отвечает высоким голосом: «Вотявамм, вотявамм!» |
|
Поскольку
детям неизвестна зашифрованная фраза, то педагог просит их называть каждое
слово с вопросительной интонацией, т.е. с повышением мелодики. Затем показывает
следующий символ (стрелку), дети подбирают подходящий по смыслу глагол
(желательно заслушать несколько предположений) и произносят два слова вместе,
но мелодика повышается уже на втором слове. Так происходит до тех пор, пока не
будут открыты все символы, после чего вся фраза произносится целиком в
соответствии с поставленным знаком препинания.
|
«Построения» Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи. Дети встают в шеренгу. Взрослый, обращаясь к каждому ребѐнку по имени, просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей. |
|
«Кто в каком домике живѐт?» Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи. |
Взрослый предлагает ответить на вопросы: «Где живѐт белка?», «Кто живѐт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.
Можно
заранее распределить роли и обыграть с детьми характеры персонажей. Можно
сделать шапочку-маску. Например:
Взрослый. В огороде Помидор Взгромоздился на забор. Притворяется, негодник. Будто сам он огородник. (Дети идут по кругу, взявшись за руки. В середине круга стоит, напыжившись, Помидор).
Дети. Ай-ай-ай, Помидор! Стыд тебе и позор! (Дети стоят лицом в круг, стыдят Помидора).
Взрослый. Возмутилась тетя Репа...
Репа. Это глупо и нелепо!
Дети. Ай-ай-ай, Помидор! Стыд тебе и позор!…
Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки».
Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке - текст произносится по-старушечьи, шепеляво; о мяснике - грубоватым голосом; о мышонке - тоненько, высоким голоском; о бычке - низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми!
А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и… читайте, придумывайте и играйте вместе с нами!
|
|
«Аты-баты, шли солдаты» (модель И. Бодраченко по народной потешке) Аты-баты, Дети маршируют. Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове - «отдают честь». Аты-баты, Маршируют. На базар. Указывают левой рукой в сторону базара - «вон там базар». Аты-баты, Маршируют. |
|
Что купили? Разводят руки в стороны - вопросительная интонация «спросить ручками». Аты-баты, Маршируют. Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны - «я самовар». Аты-баты, Маршируют. Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед - вопросительная интонация. Аты-баты, Маршируют. Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают - «много денег». Аты-баты, Маршируют. Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой пригласительный жест,ласковая интонация. Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой «блюдце». Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки над «блюдцем» держат «чашечку». |
|
|
Считалка «Мы сидели на печи» (слова и модель И. Бодраченко) Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра - «сидят на печке». |
|
Ели булки, Выставляют правую руку в сторону - «держат на ладони булку». Калачи. Выставляют левую руку в сторону - «держат на ладони калач». Бабка Ежка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружинят - «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой - «держат помело»,левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе -«ветерок от полета». Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки - «бараночки», говорят с обидой в голосе - «забрали наши бараночки». Нам остался лишь батон, Вытягивают руки перед собой - «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе. Кто не съел, Кладут обе руки на живот. Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход». |
|
Речевая игра «Как у бабушки Наташи» (слова народные) Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи. Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева. Каша пшенная с дымком, |
|
|
Над раскрытой ладонью левой руки - «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя». Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой - «тарелка», с левой - «дымок». С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз - «ломоть хлеба». С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху - «слой масла». |
|
С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук - «кружка».
Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны - две «ложки».
Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту.
Вот какая каша Снова делают «тарелку» и пока- зывают ее всем, стоящим справа и слева.
У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи.

Подготовили:
Музыкальный руководитель I квалификационной категории Екимова Л.Л. Учитель-логопед I квалификационной категории Акифьева Н.В.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.