БУ СО ВО «Кадниковский детский-дом интернат, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства»
Проект«Лаборатория огородных наук»

Авторы:
Петруничева И.В.
Новых Н.В.
Кадников 2023 год.
Проект «Лаборатории огородных наук»: краткосрочный
Вид проекта: опытно-исследовательский, познавательный, творческий.
Продолжительность: февраль – май 2023год.
Вид проекта: групповой
Участники проекта: воспитанники и педагоги 7 группы «Ручеёк».
Проектная идея: Создать на подоконнике группы лабораторию по выращиванию растений из семян и изучить необходимость света, тепла, влаги для роста и развития растений. Получить урожай зелени, рассады томатов и перца для последующей высадки на огород.
Новизна проекта в том, что в лаборатории дети будут знакомиться с опытами по выращиванию растений из семян и луковиц, будут учиться оформлять результаты своего экспериментирования.
Актуальность проекта: Мир растений удивительный и многообразный. Детям интересна природа, её тайны, открытия, которые они делают, общаясь с ней. Важно сохранить этот интерес, любознательность и стремление всё увидеть, пощупать руками, сделать самому. Мы решили показать детям, что выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта «Лаборатория огородных наук». Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята. Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского дома различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель проекта:
Создание условий для экологического воспитания детей, стимулирование интереса к исследовательской и опытной деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощей из семян в комнатных условиях.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, расширять знания детей о культурных растениях.
2. 3накомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, томат, перец, редис, фасоль, укроп).
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги для роста растений с помощью экспериментирования.
4. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди -
выращивают и ухаживают за растениями, растения - вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
5. Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
Развивающие:
1. Развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
2. Развивать чувство ответственности за благополучный рост растений (полив, рыхление).
3. Участвовать в посильной практической деятельности.
Воспитательные:
1.Воспитывать желание трудиться, добиваться результатов.
2.Воспитывать чувство ответственности за участие в общем деле.
Формы организации проекта:
Ø Занятия.
Ø Продуктивная деятельность: экспериментирование, опыты, рисование, лепка.
Ø Наблюдения в уголке природы и на прогулке.
Ø Организация труда в уголке природы.
Ø Экологические игры.
Ø Разные формы бесед.
Ø Работа с календарем природы.
Ø Подбор художественной литературы: рассказов, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок.
Ø Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов.
Реализация проекта:
Реализация проекта осуществлялась в три этапа:
1. Подготовительный. (февраль)
Содержание деятельности по реализации проекта:
1. Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.
2. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
3. Составление плана работы над проектом.
4. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
5. Подбор и анализ методической литературы, детской художественной литературы, наглядного дидактического материала, оборудования и инвентаря.
6. Подготовка коллекции семян. Подготовка почвы и контейнеров для посадки семян.
7. Изготовление алгоритмов ухода за растениями.
8. Организация просмотра познавательных презентаций по выращиванию растений из семян.
9. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (сказки, потешки, стихотворения, небольшие рассказы)
2. Основной. (март-апрель)
Содержание деятельности по реализации проекта:
1. Беседы: «Для чего нам нужны растения?», «Что такое лаборатория», «Как размножаются растения», «Как прорастает семечко», «Что мы можем вырастить на подоконнике?», «Как влияют разные условия на рост растений», «Природа – наше богатство», «Человек и огород», «Свойства воды. Кому нужна вода?», «Правила работы в экспериментальном уголке».
2. Опыт-наблюдение: «Наблюдение за ростом корневой системы лука в воде».
3. Опыт «На свету или в темноте».
Цель:
Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности.
4. Экспериментально-исследовательская деятельность: «Хитрые семена»
Цель: Познакомить со способами проращивания семян.
5. Трудовая деятельность «Посадка семян. Уход и наблюдение за ростом и развитием растений».
6. Трудовая деятельность «Высадка рассады в почву. Уход и наблюдение за ростом и развитием растений».
7. Трудовая деятельность «Сбор урожая», «Пересадка помидор и перца в теплицу».
8. Чтение художественной литературы:
Стихотворения А. Максакова «Посадила в огороде»,
Т. Казырина «А у нас в саду порядок»,
Н. Довженко «Ешьте овощи и фрукты»,
О. Тувим «Овощи»,
Т. Шорыгина «Корзина овощей»,
Н. Меркушова «Репа», «Свёкла»,
Б. Заходер «Помидор»,
Т. Петухова «Жонглёры», «Кабачок», «Витамины роста».
Сказки К. И. Чуковского «Огород»,
В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко»,
Л. Толстой «Сажал старик яблони» и другие.
Изобразительная деятельность:
11. Раскрашивание картинок из
раскрасок,
12. Рисование «Загадки с грядки»
13. Лепка «Вылепи, какие хочешь овощи для игры в магазин».
Цель: Формирование умение детей выбирать содержание своей работы из круга определенных предметов.
14. Аппликация: «Овощи на тарелке»
Цель: Учить создавать индивидуальную композицию в аппликации.
15. Коллективное рисование «Наш Веселый огород»
16. Дидактические игры: «В борщ или в компот», «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу и запаху».
3. Заключительный. (май)
1. Подведение итогов трудовой и экспериментальной деятельности, оформление результатов.
2. Выставка детских работ.
3. Сбор урожая.
4. Беседа «Чем полезен урожай».
5. Презентация и фотоотчёт «Лаборатория огородных наук», «От семени к ростку».
Предполагаемые результаты:
Со стороны детей:
развитие познавательного интереса детей, расширение их представлений о культурных растениях;
сформированность элементарных умений по выращиванию культурных растений и уходу за ними с учётом особенностей их роста и развития (зависимость от света, тепла, полива);
умение выявлять разнообразие посевного материала и условия их произрастания в процессе исследовательской деятельности;
приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом,
обогащение активного и пассивного словаря детей,
Навыки, приобретенные детьми, будут полезными в старшем звене и в дальнейшей жизни.
Со стороны педагогов:
осуществление проектной деятельности;
повышение профессиональных компетенций;
создание фотоотчета и презентации.
Приложение
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель:
Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие.
Задачи:
1.Закрепить умение узнавать на ощупь овощи и фрукты
2.Развивать мелкую моторику рук
3.Воспитывать бережное отношение к игровому материалу
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям по очереди опознать игрушку посредством осязания в "волшебном" мешочке, затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.
Дидактическая игра «В борщ или в компот»
Цель:
Учить классифицировать овощи и фрукты, знакомить со спецификой
приготовления борща и компота. Развивать речь и память.
Ход игры:
На доске или мольберте выставлены картинки «кастрюля» и
«банка». Дети получают по 2-3 предметные картинки с изображением овощей и фруктов. Каждый ребенок, называя картинку, помещает ее соответственно либо «в борщ» («в кастрюлю»), либо «в компот» (в «банку»).
Дидактическая игра «Отгадай по вкусу, запаху»
Цель:
Закреплять знания детей о фруктах и овощах, развивать сенсорные навыки,
вкусовые ориентиры, развивать образное мышление, речь.
Материалы:
Вымытые фрукты и овощи, разложенные на подносе, нож, салфетки.
Ход игры:
Дети сидят полукругом возле подноса с овощами и фруктами.
Воспитатель предлагает детям узнать по запаху или вкусу тот или иной овощ или фрукт. Вызывается желающий, ему завязывают глаза. Воспитатель при всех отрезает кусочек от чего-либо, лежащего на подносе. Ребенку дают сначала понюхать этот кусочек. Если по запаху узнать фрукт (овощ) не удается, то дают попробовать. Ребенок должен назвать то, что это было. За правильный ответ ребенок получает какое-либо поощрение (карточку, фишку и т.п.).
Опыт « На свету и в темноте»
Цель:
Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Побуждать детей к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Продолжать учить детей участвовать в экспериментах, делать выводы.
2. Развивать способности к логическому мышлению, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитывать познавательный интерес к природе.
Оборудование: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей, игрушка.
Предварительная работа: беседы о пользе лука, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, проращивание лука.
Ход:
Раздается стук. Из под стола воспитатель достаёт игрушку крот Тишка. Дети здороваются.
Вос-ль: Здравствуй зверёк. Кто ты такой и как к нам попал?
Т: Здравствуйте, ребята. Я крот Тишка. Живу под землёй. Куда это я попал?
Вос-ль: Тишка ты попал к детям в детский дом.
Т: Как у вас здесь красиво. А что это у вас такое зеленое растёт?
Д: Лук.
Вос-ль: Мы с ребятами вырашиваем лук, для того чтобы его кушать и не болеть. В нём очень много витаминов.
Т: Но ваш лук совсем не похож на тот лук, который растет в домике. В темноте. У вас очень красивый зелёный, а у меня совсем светлый.
В-ль: Ребята и Тишка хотите узнать, почему у нас зелёный лук, а у Тишки светлый?
Д: Да.
Вос-ль: Сейчас мы с вами часть нашего лука спрячем под колпак, представим что он растет в домике у Тишке где всегда темно. Дети закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. И будем с вами наблюдать за тем, что будет происходить с луком в темном домике. А тебя Тишка мы будем ждать каждый день в гости. И отмечать все изменения, которые происходят с луком.
Вос-ль: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?
Вос-ль: Для чего мы посадили луковицы?
Вос-ль: Чего в зеленом луке очень много? (витаминов)
Вос-ль: Для чего нам нужны витамины? (укрепить здоровье).
Вос-ль: Кто сегодня был у нас в гостях? Где он живёт?
Каждый день дети наблюдают за изменением лука (лук с каждым днём становится светлее). Дети в конце экспериментирования делают вывод: для роста лука и чтобы он был зеленым, а не светлым нужен свет.
Рисование.
Тема: « Загадки с грядки»
Задачи:
1. Закреплять умение передавать форму, характерные особенности овощей по их описанию в загадках, самостоятельно смешивать краски на палитре, получать производные цвета.
2. Развивать чувство формы и цвета, творческие способности детей, самостоятельность, аккуратность.
3. Воспитывать самостоятельность, развивать коммуникативные качества (умение не перебивать, выслушивать ответы сверстников).
4. Закреплять умение выполнять простейшие действия по тексту физкультминутки, развивать координацию движений.
Материалы и оборудование:
Игрушка Кролик - огородник, корзинка с овощами, карточки с текстом загадок, технологическая карта; гуашь, кисточки №3, салфетки, палитры, баночки с водой на каждого ребёнка.
Ход:
Кролик-огородник предлагает детям поиграть в интересную игру - отгадывать загадки, но ответ не произносить вслух, а рисовать на бумаге (контурные изображения простым карандашом). «Ваши листочки бумаги превратятся в грядки». Дети наблюдают за действиями воспитателя, принимают участие в игровых действиях, Эмоционально заинтересованно следят за игровой ситуацией, испытывают радость
Загадки:
1. За кудрявый хохолок лису из норки уволок (морковь)
2. Уродилась я на славу, голова бела кудрява.
Кто любит щи, меня в них ищи (капуста)
1. Я красный и блестящий, расту в теплице чаще, люблю тепло и солнце, краснею на оконце (помидор) .
Дети отгадывают загадки, делают зарисовки простым карандашом. Повышена познавательная активность. Умеют внимательно слушать, отгадывать загадки.
Воспитатель вывешивают технологическую карту последовательности выполнения линейного рисунка, уточняет цвет овощей. Дети делают карандашный набросок, сравнивают свои рисунки с технологической картой, дорисовывают недостающие детали, определяют цвет овощей. Умеют пользоваться технологической картой.
Предлагает получить нужные оттенки цвета на палитре, путём смешивания красок Дети отвечают на вопросы о приёме получения оранжевого и светло-зелёного цветов, раскрашивают овощи. Дети умеют пользоваться палитрой.
Физкультминутка:
Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче, чтоб лепить и рисовать и совсем не уставать. Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Снято мышечное напряжение, повышена работоспособность.
Воспитатель предлагает нарисовать отгадки, дополнить рисунок деталями по теме, включает запись музыкального сопровождения. Дети получают необходимые цвета на палитре, раскрашивают рисунки, дополняют композицию деталями по теме. Развиты графические навыки, эстетическое восприятие окружающего мира.
Дидактическая игра «Урожайная пора» (варим борщ и компот). Дети участвуют в игре, используя свои рисунки. Умеют различать овощи и фрукты.
Воспитатель подводит итог всей работы. «Что понравилось больше всего в этом занятии? В чём испытывали затруднения?». Дети рассказывают о своих рисунках, о том, что им понравилось, отвечают на вопросы.
Лепка.
Тема: «Вылепи, какие хочешь фрукты или овощи».
Цель: Формирование умение детей выбирать содержание своей работы из круга определенных предметов.
Задачи:
Воспитывать самостоятельность, активность. Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные приемы лепки. Развивать воображение.
Средства:
Пластилин, доска для лепки, предметные картинки с изображением овощей и фруктов, поднос с фруктами и овощами.
Ход занятия:
Стук в дверь. В дверь передают поднос, накрытый скатертью и письмо. Воспитатель принимает посылку и обращается к детям:
- Ребята, что это такое? (Читает письмо) Посмотрите, это прислала нам Осень. Здесь дары ее урожая.
-Давайте посмотрим, что здесь у нас. (Рассматриваем каждый овощ и фрукт и вкратце даем описание, на русском и на калмыцком языке).
-Ребята, сегодня мы с вами будем лепить из пластилина овощи и фрукты, а выбирать, что именно лепить вы будете по своему желанию.
-Давайте вспомним с вами, как мы лепим круглые и продолговатые предметы (показываю в воздухе). Мы должны взять целый кусок пластилина и начинаем катать круговыми движениями. Это мы лепим круглые предметы. Покажите, как будем катать. Вот так, правильно, молодцы!
-А сейчас будем лепить продолговатые предметы. Также берем целый кусок пластилина и начинаем раскатывать между ладонями.
Физминутка «Овощи».
-Так, ребята, а теперь садимся за столы, закатаем рукава, намочили ручки перед работой. Не забывайте, что лепить надо из целого куска пластилина, не ломая его на части.
(Во время индивидуальной работы на собственном примере помогать детям)
Проводим анализ работы.
-Ребята, что мы сегодня с вами лепили?
Похвалить всех и спросить, кто что лепил и почему. Предложить детям спеть песенку «Есть у нас огород».
Аппликация.
Тема: «Овощи на тарелке».
Цель: Учить создавать индивидуальную композицию в аппликации.
Задачи:
1. Учить располагать предметы согласно образцу.
2. Развивать внимание, выдержку.
3. Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Предварительная работа: Беседы о овощах, просмотр видео ролика «Овощи» рассматривание картинок «Овощи», где они растут;
Материалы и оборудование: фигуры овощей томат, огурец, морковь листы белой бумаги, клей, кисточки.
Ход занятия:
1. Проговаривание стихотворения.
На тарелке – урожай,
Для борща и для салата.
Все, что хочешь, выбирай.
Мама будет очень рада!
Ребята, о чем это стихотворение? А урожай – это что? (показать зрительный образец – картинку) какие овощи вы можете назвать? (по картинке)
Вот посмотрите, у нас есть тарелочки. Но на них нет урожая. Ребята, что мы можем сделать?
2. Аппликация «Овощи на тарелке».
В: Ребята, посмотрите, какие овощи мы сегодня с вами будем наклеивать
Выбирайте, какие овощи вы положите на тарелку, предлагает вспомнить правила аппликации. Располагаем наши овощи на тарелке, а затем начинаем наклеивать. Дети, следуя указаниям воспитателя, намазывают клей на готовые вырезанные овощи из бумаги помидор, огурец, морковь и наклеивают на лист в форме тарелки.
Вот теперь наши тарелочки с урожаем
3. Упражнения.
– Давайте изобразим важный помидор (руки на поясе, повороты влево – вправо).
– Огурчики спрятались, надо нагнуться, чтоб их найти (сели на корточки, руки на поясе, идут по кругу вприсядку).
– Мохнатые хвостики морковки развеваются на ветру (вприсядку прыгают по кругу).
– Зеленый горошек тянется к солнцу (потягивания, руки через стороны вверх).
– Капуста головой во все стороны крутит (повороты головой).
4. Выставка аппликаций.
Загадки
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон. (Лук)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький. (Огурец)
Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет. (Морковь)
Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина. (Капуста)
Красный, детки, но не мак.
В огороде - не бурак.
Сочный лакомый синьор. Угадали? (Помидор)
Бурая - не мишка,
В норке - но не мышка. (Картошка)
В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена. (Тыква)
У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)
В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек! Что это? (Горошек)
Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок? (Чеснок)
В огороде хоть росла,
Знает ноты «соль» и «фа». (Фасоль)
В этих жёлтых пирамидках
Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)
Это вовсе не игрушка -
Ароматная… (Петрушка)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
Любят овощ Ваня, Жан…
Так ведь это… (Баклажан)
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки… (Кабачок)
Это что за чудеса?
На траве лежит звезда!
Может, это дивный сон?
Нет, ведь это… (Патиссон)
Старый дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Сидит Ермошка,
На одной ножке,
На нем сто одёжек,
И все без застёжек. (капуста)
Над землёй зелёная трава,
Под землёй алая голова. (свекла)
Коллективное рисование «Наш весёлый огород».
Цель: расширять знания детей о многообразии овощей, учить детей срисовывать, совершенствовать технику рисования гуашевыми красками, развивать чувство формы и пропорции, учить создавать композицию.
Рекомендации: В работе над композицией опираемся на умение детей передавать на бумаге разные формы, определять знакомые овощи через разгадывание загадок.
Вверху-зеленая,
Внизу-красна,
В землю вросла
А что же это? (Свекла)
В огороде все росла,
Сама маленька, бела
Знает нотки »фа» и «соль»
Ну, конечно же…(Фасоль)
Он бывает очень разный-
Зеленый, желтый, красный,
И жгучий он, и сладкий
Стоит знать его повадки.(Перец)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат
В щи кладут, и так едят. (Помидор)
Кругла, рассыпчата, бела.
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда, вкусная…(Картошка) «Овощи на грядке»
Цель: Познакомить с многообразием овощей, местом их выращивания, обогащать словарь по теме «Овощи», умение различать их по внешнему виду, цвету.
Задачи: Вызвать у детей интерес к рисованию красками; учить правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть в воде и осушать; дать представление о необходимости беречь изобразительные материалы. Учить рисовать овощи, подбирать краску по назначению, окрашивать не выходя за контур, располагать сюжет по центру листа. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, аккуратности в работе.
Оборудование и материалы: муляжи овощей, обучающие картинки «Овощи и фрукты», корзинки, краски, баночки для воды, бумага для рисования, кисточки.
Содержание образовательной деятельности:
1.Организационный момент:
Сегодня мы с вами будем учиться рисовать красками, я покажу вам как правильно держать кисточку, обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки. подбирать краску по назначению.
А что мы будем рисовать вы сейчас догадаетесь сами:
ЗАГАДКИ: Над землёй
зелёный хвост,
Под землёю красный нос.
Зайчик уплетает ловко...
Как зовут её? ...(Морковка)
Листья собраны в кочан
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо. Как зовут ее? —(Капуста )
Под землею подрастала,
Круглой и бордовой стала.
Под дождем на грядке мокла
И попала в борщ к нам… (свекла )
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький… ( лук )
Воспит-ль: Правильно ребята, мы будем рисовать «Овощи»
Спросить у детей:
- Какие овощи вы еще знаете?
(Предложить назвать овощи по муляжам и картинкам)
- А где растут овощи? (на грядках, на огороде)
- Назовите овощи, которые растут в земле (картофель, лук, морковь)
- А какие растут на кустах, над землей (помидор, огурец, баклажан, тыква)
-Зачем люди выращивают овощи? (они полезны, в них много витамин, они помогают человеку быть здоровым)
- А в какие блюда мы добавляем овощи? (салаты, супы, борщи, пироги)
Физминутка «Обед на грядке»
Мы пойдем в огород
Мы пойдем в огород (шагают на месте)
Что там только не растет (разводят руки в стороны).
Огурцы сорвем мы с грядки (срывают воображаемые огурцы).
Помидоры с кожей гладкой (показывают руками силуэт шара).
Спрятались на грядке
ловко
Репка, свекла и морковка. (присесть, прикрыть глаза руками)
За ботву потянем,
Из земли достанем. (встали, руками снизу вверх имитируем движения «дергаем
морковку»)
Дергай, дергай из земли (встают и делают движения, как будто дергают из земли морковь).
Все собрали — посмотри! (разводят руки в стороны).
Будет малышам обед:
Борщ, пюре и винегрет. (высокие прыжки с поворотами в разные стороны)
Вос-ль: Посмотрите, дети, к нам пришла в гости Волшебная кисточка (украсить). Она плачет. Давайте узнаем, что же случилось? (Обращается к кисточке). Кисточка, почему ты плачешь?
Кисточка. Я попала в группу к плохим детям! Они обращались со мной очень грубо. Эти дети неправильно опускали меня в краску – вот так (показывает на середину металлической части).
Ой! Глаза щиплет, в рот попало, как невкусно, помойте меня скорей!
Педагог ополаскивает кисточку в воде.
Кисточка. Меня надо опускать в краску до середины ворса (показывает). Когда в краске только волосики, мне не больно, я все вижу и могу хорошо рисовать. А если на мне много краски надо снимать с меня лишнюю краску о край баночки. И тогда я вам нарисую самые красивые рисунки.
3. Практическая часть
Педагог объясняет и показывает детям, как нужно держать кисть – между тремя пальцами. Затем педагог ставит перед детьми баночку с краской и демонстрирует, как обмакивать кисть в краску и снимать лишнюю краску, отжимая кисточку о край баночки.
Кисточка: Ребята, краски мои лучшие друзья, я без них не могу нарисовать ни одного рисунка, но давным-давно, когда на свете еще не было ваших бабушек и дедушек, у людей не было таких красок, как у вас. И люди брали краски у природы – они делала краски из глины, из сока овощей и ягод, из трав.
(для яркости детских впечатлений: выбрать темно-красную свёклу, натереть ее на терке и выдавить сок. Какого цвета получился сок? (темно-красный). Сок добавить в мисочки с красной краской.
У меня есть еще природная краска. Догадались, из чего она сделана? (Морковь). Добавить сок в мисочки с оранжевой краской.
Восп-ль: А сейчас берем листы бумаги и будем творить чудеса.
- Сок у нас из моркови и свеклы, эти овощи мы с вами нарисуем.
Морковка – на листе бумаги превратится в треугольник у которого мы потом закруглим короткую сторону. (Сначала простым карандашом дети рисуют треугольник, закругляют формы, добавляют ботву)
Свекла- круглая, с длинным хвостиком и закругленной ботвой. Дети рисуют круг, внизу круга добавляют небольшой треугольник (хвостик), сверху круга- небольшие овалы- ботва. Далее закрашивают красками, добавляя коричневые короткие полоски- земля, т.к. эти овощи растут в земле. Подведение итога занятия.
Что в нашем занятии вам особенно запомнилось? Чем интереснее было заниматься? Что нового узнали?
Положительная оценка всех детских работ.
Подвижная игра «Кто быстрее»
Предложить детям игру: (Дети делятся на две команды. У каждой команды своя корзинка. На полу разбросаны овощи. По сигналу каждая команда собирает овощи в свою корзинку. Побеждает команда, которая соберет больше овощей.)
Беседа «Человек и огород».
Задачи:
1.Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе.
2. Закреплять умение узнавать овощи и фрукты по описанию, отвечать на вопросы полно.
3. Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память и речь.
Я буду читать стихотворение, а вы договаривать слова. А отгадки складывать в корзину.
Ход:
Здесь весною было пусто, И красавец, великан-
Летом выросла …..(капуста) Темно синий …(баклажан)
Собираем мы в лукошко А теперь пойдем мы в сад
Очень крупную…(картошку) Там созрел уж …(виноград)
От дождя земля намокла- Для Володи и Катюши
Вылезай толстушка … (свекла) Соберем в корзину … (груши)
Из земли за чуб плутовку Для начинки в пироги
Тянем сочную …(морковку) Набираем …..(яблоки)
Помогает деду внук, Вот и все! Хоть и устали,
Собирает с грядок …(лук) Урожай мы весь собрали!
Вот зеленый толстячок-
Крупный гладкий … (кабачок)
- Ребята посмотрите, у нас в корзинке все овощи и фрукты смешались. Давайте покажем осени, что мы знаем овощи и фрукты. Поиграем в игру «Разложи овощи и фрукты». На один поднос выложим только овощи, на другой только фрукты.
- А теперь, давайте проверим, не ошиблись ли мы (называем овощи и фрукты, исправляем ошибки).
Вы ребята молодцы, я вижу что вы знаете овощи и фрукты.
-Ребята. Подойдите к стульчикам, давайте поиграем пальчиками
Мы капусту рубим
Мы морковку трем,
               
       Мы капусту солим,![]()
Мы капусту жмем.
- Где выращивают овощи? (ответы детей)
- На чем растут овощи? (ответы детей)
- Как готовят землю к посадке? (ответы детей)
- Что сажают в землю? (ответы детей)
- Как ухаживают за овощами? (ответы детей)
- Когда собирают урожай?
- Кто ухаживает за овощами? (ответы детей)
- Послушайте ребята мой рассказ. Овощи растут в огороде. Весной землю в огороде сначала копают, потом делают грядки. На грядки сеют семена и сажают рассаду. Летом грядки поливают, пропалывают от сорняков, рыхлят землю. А осенью собирают урожай. Ухаживает за овощами овощевод.
Опыт-наблюдение «Наблюдение за ростом корневой системы лука в воде».
Цель:
1. Провести наблюдения за ростом корней, появлением зеленых перьев у лука.
2. Определить сроки появления корней. На какой день после того, как поместили лук в стакан с водой, появились корни, на какой день появилось зеленое перо лука.
Вывод: Исходя из наблюдений сделали следующий вывод : тепло, свет и вода благоприятно действуют на развитие растений.
Лук репчатый в красно-коричневой шелухе, имеет пряный, острый вкус.
Ни один овощ не пользуется такой популярностью, как лук. Поставщик самых ранних «живых» витаминов на стол — зеленый лук (перо). Лук перо- зеленые длинные листья с менее выраженным пряным вкусом и остротой. Лук на перо можно выращивать в течение всего года: весной, летом и осенью – в открытом грунте, а зимой и ранней весной – на подоконнике.
Экспериментально-исследовательская деятельность «Хитрые семена»
Цель: учить детей организации и проведении самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Учить развивать навыки исследовательской деятельности по этапам;
2.Упражнять в использовании разнообразных методов исследования («подумать самостоятельно», «спросить у взрослого», «посмотреть в книгах», «посмотреть в компьютере», «провести эксперименты», «понаблюдать»);
3.Упражнять в умении выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками и в составлении повествовательного монолога с элементами описания;
4. Проверять правильность выдвинутых гипотез, упражнять в умении делать самостоятельные умозаключения.
Материал и оборудование:
Картинка с темой исследования – семена, карточки с символическим изображением «методов исследования»:
- подумать самостоятельно;
- спросить у взрослого;
- посмотреть в книгах;
- посмотреть в компьютере;
- провести эксперименты;
- понаблюдать.
Виды семян: огурцы, горох, фасоль, укроп; ёмкости для замачивания семян, марля, стакан воды, пинцеты, лупа, ноутбук, энциклопедии, презентация «Хитрые семена».
Ход:
1.- Это — с носиком пушинки,
Это — горсточка зерна.
Тут — горошек, там — крупинки.
Что же это?
- Семена.
- А зачем мы их набрали?
Не красивы, не вкусны…
Только место занимают!
- Подождём-ка до весны… (С. Ранджелович)
(Показываю семена)
2.
Педагог: Как вы думаете, что такое семя? Для чего они нужны? Ребята, откуда они берутся?
Педагог: Вы даете разные ответы на мои вопросы – это ваши предположения. Ученные называют эти предположения гипотезами, которые необходимо проверить.
Гипотезы:
- семя – камешки из которых вырастают растения;
- они нужны чтоб выросли новые растения;
В ходе исследований мы вместе можем выяснить много интересного и нового о семенах, чего мы еще не знали.
3. Определение средств осуществления деятельности
Выбор методов исследования
Педагог: С помощью каких методов можно проверить ваши гипотезы? Выберите первый метод и закрепите на доске, а затем и последующие.
(В ходе коллективного обсуждения, дети называют и выбирают методы обсуждения, выкладываются на доске и озвучиваются).
4. Планирование деятельности
Составление плана исследования
Педагог: Ребята, посмотрите на доску, мы с вами определили порядок исследования. И у нас с вами получился план нашей исследовательской деятельности, по которому и будем работать.
5. Осуществление деятельности
Сбор материала
Педагог: Будем с вами по нашему плану собирать информацию о семенах. Что мы делаем при сборе информации, чтобы не забыть ее? (Ответы детей)
Педагог: Мы можем на листочках бумаги делать заметки – рисунки, значки, символы.
1. Первый метод исследования «Подумать самостоятельно»
Педагог: Ребята, подумайте и вспомните, что вы знаете о семенах. (Каждому ребенку дается возможность высказаться о том, что он знает о семенах – свой ответ фиксирует на листочке)
2. Второй метод исследования «Посмотреть в книгах»
Педагог: Теперь следующий метод – «Посмотреть в книгах» (Ответы детей)
Педагог: Правильно, нам пригодятся энциклопедии. Как мы будем искать информацию? (Ответы детей)
Педагог: Можно внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображены семена. Затем попросить взрослого прочитать.
(Дети работают с энциклопедиями, педагог читает детям информацию, найденную в книгах о семенах, по их просьбе.)
У всех растений есть семена. Семена бывают разные– большие и маленькие, гладкие и шершавые, разные по форме. Внутри семечка находится будущее растение. Оно совсем маленькое и беззащитное. Когда семена проросли нужно быть очень аккуратными при посадке его в землю, чтобы не повредить стебелек и корешок, а то оно может погибнуть, и обязательно надо за ним ухаживать и разговаривать. Растение вырастет большим и сильным, оно сможет угостить нас вкусными плодами, а листья растений дают нам еще и чистый воздух, поэтому растения нужно беречь и ухаживать за ними и не коем случае не обижать.
3. Третий метод исследования «Спросить у другого человека»
Педагог: Следующий метод нашего исследования – «Спросить у другого человека». У кого мы можем спросить? Какой вопрос мы зададим? Вспомните какие гипотезы мы выдвигали, нам нужно их проверить? (Ответы детей)
Педагог: Спросим, что такое семя? (Получив ответ взрослого, дети фиксируют его на листе бумаги).
Педагог: Еще спросим, какие семена бывают? (Дети фиксируют ответ на листе бумаги).
4. Четвертый метод исследования «Посмотреть в интернете».
Педагог: Какой следующий метод по нашему плану? (Ответы детей)
Педагог: Что напишем в поиске, чтобы Интернет выдал правильную информацию?
- Зачем человеку семена? (Просмотр презентации).
(Дети фиксируют ее на листе бумаги и помешают рядом с методом исследования).
5. Пятый метод исследования «Наблюдение».
Для наблюдения нам понадобились емкости для посадки семян огурцов,, гороха, фасоли, укропа, лейки, фартуки, перчатки, грунт.
Посадили семена и стали наблюдать за их ростом и развитием, и фиксировать их в дневнике наблюдений.
6. Шестой метод наблюдений «Эксперимент».
При работе надо соблюдать правила безопасности: не трогать грязными руками глаза, мыть руки мылом после контакта с грунтом, аккуратно работать с прямым биологическим микроскопом.
Опыт №1
Что внутри семян?
- Перед детьми семена разных форм и размеров. Дети рассматривают их через прямой биологический микроскоп, рассказать, что они видят, и предполагают, что это.
Опыт №2
Какой формы бывают семена?
Задачи: выяснить какой формы бывают семена разных растений.
Для проведения данного исследования необходимо провести предварительную работу. Собрать семена разных растений. На коробочке, где будут храниться семена, сделать зарисовку растения. Можно также сделать альбом: на странице с изображением растения наклеить скотчем семена этого растения. Для данного исследования подойдут семена разных растений.
Опыт №3
Цель. Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Материалы. Семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.
Процесс. Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.
Итоги. Семечко – росток – взрослое растение – цветок – плод.
Опыт №4
«Исследование семян и беседа о условиях их прорастания
Цель: Расширить представления детей о разнообразии семян и необходимых условиях их прорастания. Формировать умение отличать семена по внешнему виду.
Воспитатель обращает внимание детей на различные семена на столе
Предлагает рассмотреть их через лупу. Раскладывает семена к соответствующей картинки овоща. (огурцы, укроп, фасоль, горох)
Дети отмечают, что семена бывают разного цвета, формы, размера. Воспитатель объясняет если семена замочить, то они быстрее взойдут. Педагог с детьми помещают семена на влажную тряпочку и наблюдают.
Обобщение полученных данных.
Педагог: Что мы узнали о семенах? Подтвердились ли наши гипотезы? Что узнали нового, чего мы не знали раньше?
А теперь я предлагаю рассказать о проведенном исследовании, опираясь на ваши зарисовки. (Дети рассказывают по желанию).
7. Итог:
- Что для вас было самым интересным?
- А что было легким?
- Что для вас было трудным?
- А где вам могут пригодится знания о семенах?
- Что больше всего понравилось?
- Кто из вас был активнее всех на занятии?
Беседа «Чем полезен урожай».
Цель. Формирование представлений детей о правильном питании.
Задачи.
1.Формирование представлений детей о характерных свойствах овощей (форма, цвет, вкус, особенности поверхности, о пользе для организма человека, о способах употребления в пищу.
2.Развитие умения отгадывать загадки.
Оборудование. Игрушка Незнайка, картинки овощей, муляжи овощей, натуральные овощи, посуда для сервировки, блюдо с винегретом.
Ход занятия.
1. Незнайка загадывает детям загадки.
Сидит красна девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец)
Сидит бабка на грядке, вся в заплатках. (Капуста)
Сто одежек и все без застежек. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук).
Желта, а не месяц.
Сладка, а не сахар.
С хвостом, а не мышь. (Репа)
Неказиста, шишковата, а придет на стол она,
скажут весело ребята: ай, рассыпчата, вкусна. (Картофель).
Круглый, сладкий, кисло- сладкий. (Помидор).
Показ картинок.
2. Сценка о пользе овощей.
Спор овощей. (Н. Семенова)
Овощи. – Кто из нас, из овощей и вкуснее и нужней, кто при всех болезнях будет всем полезней?
Горошек. - Я такой хороший зелененький мальчишка! Если только захочу, всех горошком угощу.
Свекла. – Свеклу надо для борща и для винегрета. Кушай сам и угощай – лучше свеклы нету.
Капуста. – Из капусты варят щи. А какие вкусные пироги капустные! Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Огурец. – Очень будете довольны, съев огурчик малосольный! А уж свежий огуречик всем понравится, конечно.
Морковь. – Про меня рассказ не длинный - кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок и грызи морковку, будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.
Помидор. – Самый вкусный и приятный уж конечно сок томатный. Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем.
Лук. – Я приправа в каждом блюде и всегда полезен людям. Угадали, я ваш друг – я простой зеленый лук!
Картошка. – Я картошка, так скромна- слова не сказала. Но картошка всем нужна, и большим и малым.
Айболит. – Чтоб здоровым, сильным быть надо овощи любить все, без исключенья, в этом нет сомненья!
3. Беседа о пользе овощей.
- Какой овощ самый полезный? (все полезны)
- Чем полезны овощи? (в них много витаминов)
- Зачем человеку нужны витамины? (для роста, здоровья)
- Правильно: витамины укрепляют наш организм. Морковь улучшает зрение, лук укрепляет зубы, чеснок уничтожает микробы, капуста и помидор укрепляют здоровье. Когда овощи растут, они получают из земли силу, от солнца тепло, от воды – сочность, и все это передают нам.
4. Игра «Узнай овощ по вкусу»
- Дети, какие овощи вы пробовали? Я хочу вас угостить овощами. Какие овощи лежат на тарелке? Сейчас мы поиграем: закройте глазки, а я буду вас угощать, попробуйте угадать, что за овощ вам попался.
Вос-ль угощает детей кусочками овощей. Дети с закрытыми глазами угадывают овощ.
5. Беседа о приготовлении овощей
- Где растут овощи? (в огороде, в земле)
- Что надо сделать, прежде, чем кушать овощи? (вымыть, почистить)
- Что можно приготовить из овощей? (салат, винегрет, пирожки, рагу)
- Какие у вас любимые блюда из овощей?
- Из овощей можно приготовить соки. Как называется сок из моркови? Капусты? Свеклы?
- Теперь я приглашаю вас в кафе «Кабачок». В нем угощают только блюдами из овощей. (Дети проходят за накрытые столики.) Сегодня для нас приготовили винегрет. Угощайтесь, пожалуйста.
- Вкусно? Из каких овощей он приготовлен? Вы все правильно определили, теперь сможете помочь маме его приготовить.
6. Итог.
- Кушайте овощи. В каждом польза есть и вкус, и решить я не берусь, что из них вкуснее, что из них нужнее.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.